Перейти к содержимому

12 худших сюжетных поворотов из популярных сериалов. От «Уэнсдэй» до «Игры в кальмара»

Берегитесь спойлеров. 

Неожиданные сюжетные повороты – популярный прием, не дающий зрителю заскучать, а некоторые творцы, вроде Кристофера Нолана и М. Найта Шьямалана, построили на них карьеру. Когда твист хорош и уместен, это не вызывает вопросов. Но плохой сюжетный поворот способен испортить просмотр. Особенно в сериалах.

Кошмарный твист посреди сезона может отбить желание смотреть проект до конца. А если нечто подобное случается непосредственно перед финалом (или даже сам финал вдруг оказывается притянутым и глупым), легко пожалеть о потраченном на предыдущие сезоны времени. Мы собрали худшие сюжетные повороты в популярных сериалах.

Чертоги разума – «Шерлок»

«Шерлок» от BBC набит ужасными твистами. Сценаристам каждый раз приходилось объяснять, как именно гениальный Холмс всех переиграл. И это всегда оказывалась чуть ли не закадровая деталь, которую было невозможно заметить. Но это ладно. На раннем этапе «Шерлок» все равно был неплохим зрелищем.

А в поздних сезонах у монтажной врезки «Вот это поворот!» не было даже времени на перекур. То сам Холмс инсценировал смерть, то вернулся Мориарти. Но даже эти избитые приемы бесят не так, как прикол с чертогами разума в третьей серии третьего сезона. Оказывается, злодей Магнуссен хранил свою картотеку не в цифре и не в аналоговом формате, а у себя в голове. Что? В «Шерлоке» и так многовато гениев на квадратный метр, но этот тупой концепт был совсем уж перебором.

Дейенерис становится злодейкой – «Игра престолов»

Момент стал точкой невозврата для фанатов, которые сочли такое превращение надуманным и нелогичным. То есть, дама, которая запрещала драконам убивать одного ребенка, теперь уничтожает половину города? Да, сценаристы «Игры престолов» пытались подвести нас к этому, но их усилия не перекрывают предыдущие сцены, показывающие Дейенерис совсем другим человеком.

В идее восхождения злой Дейенерис нет ничего плохого, если сделать это правильно. Но «Игра престолов» так спешила, что запихнула в пару серий события, которые стоило растянуть на несколько арок, а то и сезонов. Неудивительно, что метаморфоза героини показалась людям искусственной.

Кастиэль становится Богом – «Сверхъестественное»

Шутки над нелепостью истории про братьев Винчестеров начались задолго до того, как сериал стал бесконечным. «Сверхъестественное» всегда было трэшовенькой Б-шкой с глупыми сюжетами, но будто бы осознавало себя в этом качестве. Пять сезонов Эрика Крипке тянули на занятный для своего времени палп. Но когда шоураннер ушел, рассказав, что планировал, продюсеры «Сверхъестественного» не смогли остановиться.

Новых сценаристов оставили в сюжетном вакууме. В финале пятого сезона Сэм и Дин буквально победили Люцифера и остановили библейский Апокалипсис. Что дальше? Пришлось искать решение на ходу. Поэтому кореш Винчестеров ангел Кастиэль поглотил божественные силы и стал новым Богом, не будучи готовым к такой роли. И это, если честно, выглядело жалко, надуманно и все равно мелковато, чтобы замахнуться шире оригинальной истории.

Дебра влюбляется в брата – «Декстер»

Признайтесь, вы все ожидали, что тут будет финал «Декстера», где маньяк с моральным кодексом симулировал смерть, бросил сына и отправился рубить дрова где-то в тундре. Концовка действительно одна из худших. Но! Все почему-то забывают кринжовейшую линию Дебры, которая узнала, чем занимается ее брат.

После сеансов с терапевтом Дебра Морган вдруг решила, что испытывает к Декстеру самые настоящие чувства, не совсем сестринские. И она прямо говорит ему об этом, когда выясняется, что Дебра видела, как брат убил Трэвиса Маршалла. Ну да, Декстер приемный, но какая разница? Это очень неловко. Линия возникла на ровном месте. И она не отменяет того, что чувак убивает людей. Хочется теперь внимательнее изучить, была ли у терапевта Дебры лицензия.

Агнес все это время была злодейкой – «Ванда/Вижн»

Да вы что? Никогда бы не подумал на персонажа, который появляется в каждой серии, но не имеет очевидных с первого взгляда функций! Финальная линия – самая слабая часть «Ванда/Вижн». Без нее сериал был бы смелым экспериментом с формой, большим трибьютом американской культуре ситкомов и первой по-настоящему детальной личной историей в киновселенной Marvel.

Но в сюжет заходит настоящая ведьма времен Салема. Попахивает помоечкой. Но проблема не в конкретном персонаже. О том, что в сюжете есть важные акторы, помимо Ванды, зрители могли догадаться и раньше. Но «Ванда/Вижн» построена так, что там не из кого выбирать, кроме странной ситкомной соседки Ванды и Вижна. Конечно, часто бывает, что второстепенные персонажи оказываются тайными злодеями, но конкретно тут это открытие меняет в худшую сторону и темп, и подтекст, и эстетику этой истории, приводя к банальнейшей финальной битве.

У Питера Петрелли амнезия! – «Герои»

Помните «Героев» 2006 года? Первый сезон был крутым и отличался от традиционных сериалов своей эпохи. Но уже начиная со второго, «Герои» не просто скатились, а упали в пропасть. И Питер Петрелли – лучшая иллюстрация этой тенденции. Итак, парень начал подозревать, что потенциал его суперсил безграничен. И вот он прыгает с крыши, чтобы выяснить, может ли он летать. Вау, класс. Что же будет дальше?

У него амнезия. Серьезно, чувак ничего не помнит. И вы тоже, пожалуйста, забудьте. Сложно понять, кому пришло в голову, что лишить Питера памяти – хорошая идея. Это ведь одномоментно обнуляет весь тот путь изучения себя, который Петрелли проходил ранее. Не говоря уже, что сам концепт внезапной амнезии в сериалах всегда считался очень ленивым приемом.

Дэн был Сплетницей все это время – «Сплетница»

Для тех, кто не смотрел: «Сплетница» – подростковая драма о сложных взаимоотношениях учеников элитной частной школы. И один из первых тайтлов, воспевших силу личных медиа. Все новости и слухи друг о друге герои узнают из анонимного блога, в честь которого сериал и получил название. Все шесть сезонов над сюжетом висит одна жирная интрига – кто же на самом деле Сплетница?

И мы бы забыли о «Сплетнице», как и все нормальные люди, если бы разгадка не оказалась настолько тупой и бессмысленной. Начиная с того, что в сериале был миллион ситуаций, когда Дэн физически не мог бы написать новый пост. Но нет, он – Сплетница. Точнее, Сплетник, ага.

Если не смотреть сериал, история может показаться логичной: Дэн – единственный выходец из бедной семьи среди главных героев, так что неудивительно, что он обличает грязную жизнь богатых сверстников. Но фактически складывается ощущение, что сценаристы просто решили выбрать самого неочевидного кандидата, чтобы никто не сказал: «Я так и знал!»

Тайная сестра Холмса – «Шерлок»

Снова «Шерлок». На этот раз с еще более тупым сюжетным поворотом. Честно говоря, сценаристам давно пора запретить доставать из кладовки тайных братьев, сестер, дядь, теть, детей и так далее. Но ребята с BBC, когда у них закончились последние идеи, ввели в сюжет Эвр Холмс – родную сестру Шерлока и Майкрофта, которую с детства держали взаперти из-за опасного психического расстройства.

На этом этапе зрители «Шерлока» уже должны были привыкнуть, что любой тусовавшийся возле подъезда бомж может оказаться злым гением с IQ 800. Они уже проглотили столько подобных сюжетов, что уж нашли бы местечко и для еще одного. Но почему это обязательно должна быть секретная родная сестра? Очень плохо.

Кто бы мог подумать, что они – злодеи? – «Уэнсдэй»

У сценаристов есть разные способы подачи информации. Иногда в сюжете есть персонаж-аватар, понимающий ровно столько же, сколько и зрители. Как правило, новичок в этом мире, чьими глазами мы и смотрим на экранную вселенную. А бывает, что зрители изначально знают о ситуации больше, чем персонажи. Например, когда герои сидят в кафе, а камера съезжает вниз и показывает, что под столом бомба. Для персонажей это обычная беседа, а для зрителей – интригующий саспенс.

В «Уэнсдэй» зрители тоже знают больше, чем персонажи. Но не потому, что так было задумано. Сериал Netflix и Тима Бертона бросает в нас детективную линию с обманками, которые разгадает даже второклассник. И продолжает делать вид, что мы не знаем, кто тут злодей. Словами не передать, как мучительно видеть Уэнсдэй, которая еще три серии идет по ложному следу в момент, когда зрители поняли все.

Но слабую детективную составляющую можно было бы простить, если бы сценаристы не пытались превратить все это в неожиданные сюжетные повороты. Кто бы мог подумать, что за всем стоит подозрительный персонаж #1 и подозрительный персонаж #2, а на очевидно чистых персонажей с теми же номерами все повесили зря. Твисты плохие, потому что они предсказуемые и беспомощные.

Смерть и слив мамы – «Как я встретил вашу маму»

Классика. Об этом повороте сказано очень много, в том числе нами, так что пройдемся коротко. «Как я встретил вашу маму» основан на том, что Тед Мосби долго-долго рассказывает детям истории о своей молодости, прежде чем сообщить, что их мама – даже не второстепенный персонаж сериала.

Они встречаются только в самой последней серии, девушку почти не показывают, а после она болеет и умирает. Конец. Точнее, нет, не совсем. Благодаря своим же историям, Тед понял, что все это время сох по Робин и поспешил ей об этом сообщить. Да, если бы в сериале не было этой ретроспективной модели повествования, Робин и Тед по всем канонам должны были оказаться вместе. Но сюжетный ход со смертью полностью обесценил концепцию «Как я встретил вашу маму».

Третья Сестра хотела убить Вейдера – «Оби-Ван Кеноби»

История Оби-Вана – один из худших сериалов 2022 года и худший сериал по «Звездным войнам» в принципе. В нем выясняется, что Лея и Кеноби были знакомы и взаимодействовали задолго до четвертого эпизода, что уже катастрофа. Но если говорить о сюжетных поворотах, больше всех досталось номинальной злодейке.

Мало того, что сыгравшая Третью Сестру Мозес Ингрэм в этой роли смотрелась очень раздражающе, так ее персонаж еще и растерял всю злодейскость по дороге. Оказалось, что она была одной из выживших юнлингов, которых Энакин Скайуокер вырезал в третьем эпизоде. И все это время у нее была одна задача – отомстить Вейдеру. Что ж, сюрприз: мы заранее знаем, что она облажалась. А вся эта линия нужна была, только чтобы напомнить о культовой сцене. Стоило ли оно того? Точно нет.

Секрет «Игры в кальмара» – «Игра в кальмара»

Корейский сериал стал суперхитом из-за уникального артстайла и шокирующих игр с насилием. Как будто «Игру в кальмара» создали из трендов ютуба, где Mr.Beast (в западном сегменте) и Влад А4 (в русскоязычном) постоянно устраивают дурацкие игры с денежными призами. Но ведь вся эта история должна была к чему-то привести, так? Видимо, «Игра в кальмара» никому ничего не должна.

Что весь замес устроил дедуля под номером 001, подозревали многие зрители. Но зачем этот корейский Джон Крамер создал «Игру в кальмара»? В чем смысл такого проекта? Да просто он со своими корешами – шаблонные злые богачи. Им было скучно, и они решили сделать смертельную игру, участники которой готовы умирать ради кэша. Такой вот совсем не утрированный социальный посыл на уровне детской брошюрки. «Деньги – зло», «Богатые пьют кровь из бедных» и так далее. Лучше бы вообще ничего не объясняли. Ладно. Ждем второй сезон про раскулачивание.

10 самых смелых эпизодов культовых сериалов. От мухи из «Во все тяжкие» до мюзикла «Клиники»

10 лучших финальных эпизодов в истории сериалов. «Во все тяжкие», «Клиника» и «Конь БоДжек»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.