Перейти к содержимому

10 худших концовок в истории видеоигр. От Fallout и Mass Effect 3 до Mario

Это и есть финал?

Плохие концовки бывают не только в кино. Более того, ужасные финалы часто бьют геймеров больнее, чем кинозрителей, обесценивая не полтора-два, а десятки часов геймплея. Такие вещи не всегда полностью отменяют удовольствие от игры, но они точно способны его подпортить. И мы собрали худшие кейсы в истории.

Super Mario Bros 2 (1988)

Начнем с классики. Успокойтесь, дальше мы не планируем копать так глубоко. Но финалом Super Mario Bros 2 был настолько уморительно тупой и наивный прием, что забыть о нем было бы преступлением. Представьте ситуацию: вы играете, стараетесь, встречаете новых персонажей, ваш разум превращает условный визуал NES в красивую историю, а потом оказывается, что все это был сон. Вот так просто. Марио приснились события Super Mario Bros 2.

История настолько взбесила некоторых фанатов, что Nintendo пришлось выкручиваться и слегка править лор. В итоге теперь популярна версия, что Super Mario Bros 2 – не сон Марио, а события в альтернативной вселенной. Но все мы понимаем, что это не было частью изначальной задумки. Если вы сценарист или собираетесь им стать, никогда так не делайте.

Batman: Arkham Asylum (2009)

Отличная игра от Rocksteady с классными персонажами, но последняя битва с Джокером – просто вершина банальности. Безумный клоун из вселенной DC никогда не был качком и донимал Бэтмена другими способами: сумасшедшими планами, химикатами, ловушками и похищением близких. Что происходит в финале Arkham Asylum? Джокер принимает допинг и превращается в халкообразную гору мышц. И все. Деритесь.

Мало того, что прием со злодеем, мутирующим в монстра, старый, ленивый, и им пользовался Сарик Андреасян в «Защитниках», так это еще и противоречит самому персонажу Джокера. А Batman: Arkham Asylum – игра, где антагонизм Бэтмена и Джокера как раз главная тема. Мы ждали чего-то более изящного и трикстерского, а не косплей на Бейна. Обычно плохим злодеям вручают клоунский нос, но у Джокера мы его отберем. Не заслужил.

Fable II (2008)

Первая часть Fable – ностальгический хит с уникальной на тот момент нативной системой кармы. В ней, как и во всякой сказочке, нет серой морали – только добро и зло. Но решения героя действительно влияли на вещи. Пусть даже косметически. Что ж, в Fable II геймдизайнер Питер Мулинье решил сжечь эту концепцию и подтереться всем тем, что вы и ваш персонаж сделали по дороге к финалу.

Если опустить подробности, в конце вам буквально предлагают выбор из трех вариантов: Тереза воскрешает либо семью героя вместе с любимой собакой, либо огромное количество погибших невинных людей, либо дает персонажу миллион золотых монет. Не важно, что вы совершили до этого и не важно, что вы выберете – в конце что-то ценное в любом случае будет потеряно.

И это может звучать как сильный сценарный ход, но только если не думать над ситуацией. Одно дело, если бы игра сама выбрала концовку на основании ваших предыдущих действий. Но нет, она их зачеркивает и предлагает аксиому Эскобара. Занятно, что делает это именно Тереза, потому что в конце первой части Fable мы решали, спасать ее или получить силу. Хорошо, что этот позор увидели только обладатели Xbox 360.

The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)

Речь только про основной сюжет. Сюрприз для тех, кто не знает: он – помойка. Ну, то есть, угроза над всем миром в виде Алдуина в конце оказывается абсолютным лошком, а после победы над ним весь Скайрим реагирует так, будто ничего не произошло. А ведь до выхода Skyrim казалось, что воскресная схватка двух якодзун в финале TES IV: Oblivion была так себе.

Ситуация чуть улучшилась с выходом DLC Dragonborn, но основной сюжет TES V: Skyrim все равно кажется какой-то шуткой по сравнению с некоторыми линейками побочных квестов внутри самой игры. А единственный эпик в его финале – музыка Джереми Соула. Но она есть везде: даже в моментах, когда дракон на равных сражается, скажем, с лошадью.

No Man’s Sky (2016)

Команда Hello Games – уникальные проходимцы. Сначала они заставили всех поверить, что крошечная студия создаст самую большую игру в мире с квинтиллионами планет, а потом, когда все потеряли надежду, в No Man’s Sky начали завозить контент. Но игра все равно кажется пустоватой. А самое главное, что она никак не вознаграждает игрока за решение самой долгой и нудной задачи – поиска центра галактики. 

Все, что вы получаете после часов путешествий по червоточинам, чтобы найти этот чертов центр – возвращение к началу игры, но уже с новым кораблем и в другой галактике. Да, в ней уже чуть другие вводные данные по части кайфовых и отстойных планет, но этого же просто мало! Даже Spore в 2008 году вознаграждал дошедшего до центра вселенной игрока отсылкой к Дугласу Адамсу, а No Man’s Sky подарил нам возможность еще больше играть в No Man’s Sky. Ну спасибо.

Beholder (2016)

Бюрократическую антиутопию от Warm Lamp Games хвалили – не так часто попадается российский тайтл с интересной механикой и даже претензией на уникальный артстайл. Но игра не умеет шутить. Это проявляется и в секретной концовке. И Beholder не случайно находится в списке сразу под No Man’s Sky.

Итак, одна из концовок открывается, если Карл войдет в секретную дверь. После окажется, что он согласился участвовать в экспериментах и впал в кому, где ему снилось, что он ищет центр вселенной. Далее цитата: «Он находил его много раз, но там каждый раз не оказывалось ничего. Ничего. Ничегошеньки, Карл!» И тут вы бьетесь в конвульсиях кринжа, как будто по вам попали из тазера.

Словами не передать, как это больно – чуваки придумали секретку, чтобы использовать устаревший на момент выхода Beholder мем. И еще неэтично казнили No Man’s Sky, что не так уж и круто, учитывая, что по сравнению с ней Beholder – незаметный проект без амбиций.

Assassin’s Creed III (2012)

Трилогия Дезмонда закончилась не так, как многие ждали. Финал Assassin’s Creed III оказался одновременно и открытым, и завершенным, но каким же он был разочаровывающим! Дезмонду показали, что будет, если он не спасет мир. В итоге Минерва и Юнона дали ему (но не игроку) выбор: либо пожертвовать собой и спасти Землю от уничтожения, либо позволить апокалипсису случиться и стать мессией для остатков человечества.

Естественно, Дезмонд жертвует собой и всех спасает, оставляя будущее туманным. Но неужели нас пять игр (забейте на нумерацию) вели именно к этому? Жижа какая-то. В любом случае линия настоящего времени всегда была самой слабой частью сюжета Assassin’s Creed, а флагманскую серию Ubisoft любили больше за возможность побегать в квазиисторических сеттингах.

Mass Effect 3 (2012)

Сразу оговоримся, что сейчас мы рассматриваем только концовки оригинальной Mass Effect 3, а не версии Extended Cut. Так вот: они были действительно ужасны. Особенно для франшизы, которая построена на том, что игроки принимают различные решения и сталкиваются с их последствиями. Чем же завершилось противостояние Шепарда и Жнецов?

В конце нам предоставляют три варианта развития событий: можно уничтожить Жнецов, можно взять под контроль, а можно устроить слияние органиков с синтетиками. Чем же отличаются последствия, если не считать всякую мелочь? Ну, ничем. В зависимости от вашего выбора галактика загоралась красным, зеленым или синим цветом. Никаких по-настоящему весомых последствий для единственной ситуации, когда один человек решил судьбу вселенной. Во всяком случае, видимых.

Ситуация с Mass Effect 3 вызвала гневную истерику геймеров. Но проблема была не только в том, что выбор концовки ни на что не влиял. Хуже всего, что само наличие этого выбора обесценивает наши действия по дороге к нему. Потому что в финале все равно будут ровно эти три варианта. И зачем?

Fallout 3 (2008)

Fallout 3 всегда был крайне переоцененной игрой, но все-таки можно было понять тех, кому нравилось бегать по Пустоши. Зато концовка основного сюжета была бескомпромиссно чудовищной. Чтобы закончить дело жизни своего отца, которого герой игры до этого долго искал, нужно было выбирать из нескольких вариантов. Но в целом здесь, как и в Assassin’s Creed III, все в итоге сводится к ненужному самопожертвованию. 

Но можно выбрать, кто умрет – герой или напарница. Смешно то, что сюжет финального сегмента Fallout 3 складывался так, что, если бы наш персонаж не делал ничего, то победил бы без такой этической дилеммы. И все равно концовка Fallout 3 ужасна не только поэтому.

До выхода дополнения Broken Steel игра просто заканчивалась, не позволяя вам вернуться в Пустошь и попроходить оставшиеся квесты. Большой привет всем, кто пошел сначала по основному сюжету, а уже потом собирался добить побочки. В Broken Steel ситуацию исправили, но тоже криво: теперь протагонист чудесным образом просыпался после финала.

Far Cry 5 (2018)

Сложный топик, но финалам Far Cry 5 самое место в этом списке. У каждого из них есть художественная ценность, но они разочаровывают игроков. Как это работает? В конце игра даем нам выбор: либо отпустить главу сектантов Иосифа Сида, либо арестовать его. К сожалению, оба варианта ведут к проигрышу.

Если мы отпускаем Сида, подразумевается, что протагонист убивает своих друзей, попав под влияние песни на радио. Если же мы арестуем Сида, произойдет ядерный взрыв, убивающий всех, кроме протагониста с Иосифом. Круто? Да как-то не очень. Зачем тогда были все старания по освобождению округа Хоуп?

Да, в Far Cry 5 есть и секретная ранняя концовка. Она заключается в том, что в начале игры мы вместе с шерифом и федеральным маршалом можем не надевать наручники на Иосифа Сида. Тогда весь мясной ад в Хоуп просто не произойдет, а мы сразу увидим титры. Остроумно и здорово, но получается, что правильный выбор в Far Cry 5 – отказаться от игры в Far Cry 5.

10 лучших финальных эпизодов в истории сериалов. «Во все тяжкие», «Клиника» и «Конь БоДжек»

Откуда взялись сцены после титров? Тренд появился задолго до Marvel

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.