Перейти к содержимому

Почему The Last of Us – лучшая экранизация в истории? Есть 5 причин

HBO удалось не потерять баланс, но как они это сделали?

У фильмов и сериалов по играм исторически плохая репутация. Так случилось по разным причинам – от несерьезного отношения студий к видеоиграм до истеричных фанатов и даже того факта, что названный худшим в истории режиссер Уве Болл долгое время работал именно в этом жанре. Но теперь все меняется. И сериал «Одни из нас» от HBO уже это доказывает. Пилот экранизации The Last of Us восхитил и критиков, и зрителей.

Как же удалось добиться такого результата? Особенно в мире, где любое отступление от оригинала может вызвать массовый гнев фанатов. Почему именно об экранизации The Last of Us отзываются так восторженно? Мы собрали главные причины. Но учтите, что к большей их части следует мысленно добавлять «пока что». На момент написания текста вышла одна серия. 

«Одни из нас» максимально приближен к игре

По атмосфере, образам, лору и артстайлу. Все соответствует оригиналу, так что фанатам практически не на что ворчать. Сериальной версии The Last of Us удалось избежать классического сценария, когда придирчивая аудитория оригинала (будь то книга, игра или старый фильм) штурмует студию с криками: «Эй, было же по-другому!» Как этого удалось добиться?

Обычно все работает следующим образом: некая студия покупает права на экранизацию и дальше делает все, что ей вздумается, не считаясь с аудиторией и авторами оригинала. У HBO вышло не так. Да, шоураннером сделали Крэйга Мэйзина, создавшего мегауспешный «Чернобыль». Но в соавторах у него не кто-нибудь, а создатель The Last of Us Нил Дракманн. Причем глава Naughty Dog – не просто исполнительный продюсер, а сценарист с одним из важнейших голосов на съемочной площадке. 

Вы наверняка слышали, что режиссера Кантемира Балагова выгнали из проекта, потому что его видение сильно отличалось от мыслей сценаристов. В том числе (да и в первую очередь) Нила Дракманна. Такое плотное участие оригинального автора – крайне редкая история для киноадаптаций. И она не всегда играет в плюс, о чем знает каждый поклонник Стивена Кинга. Но конкретно в случае с «Одними из нас» присутствие Дракманна позволило HBO сделать ту самую The Last of Us, а не какую-нибудь другую. 

Единственным большим противоречием стал каст Беллы Рамзи на роль Элли – многим не понравилась ее специфическая внешность. Актриса не похожа на милаху из игры. Как видим, даже этого оказалось недостаточно, чтобы люди пошли обваливать рейтинги сериала. А это явный признак, что «Одни из нас» обошлись с оригиналом максимально бережно.

Людям не нужно играть в The Last of Us, чтобы понять сериал

Крайне важный пункт. Оказывается, экранизациям не нужно идти на поводу у тюремных загадок и выбирать из двух плохих вариантов: либо сделать тайтл для массового зрителя, либо для нишевой аудитории фанатов. Мэйзин и Дракманн совместили все и сразу. Поэтому важны не только сходства с первоисточником, но и явные отличия. А их полно!

Многие персонажи уже в пилоте получили больше внимания, чем в игре – это и дочь Джоэла Сара, и его брат Томми. Теперь они сильно вовлечены в старт «Одних из нас». Или возьмем хотя бы Тесс. В сериале намного понятнее, как работают их с Джоэлом отношения. Не говоря уже, что сценаристы HBO еще и представили совсем новых героев.

Можно долго разбираться в том, как работает каждый из этих элементов, но важнее, что они дают в сумме. Первый эпизод «Одних из нас» построен так, чтобы спокойно и логично объяснить с нуля и вселенную, и ее ставки, и важность Элли. Но серия делает это гладко и без перегибов. Зритель, ни разу не игравший в The Last of Us, получает ровно столько информации, чтобы заинтересоваться и остаться смотреть.

И ее именно достаточно – ни больше, ни меньше. Сериал не пытается слишком сильно заигрывать с фанбазой, хотя легко мог бы раскидать отсылок для своих и оставить часть бэкстори за кадром. А еще он не закидывает новых зрителей тоннами непроходимого лора. Наоборот: все очень последовательно – сначала кусок телепередачи о грибных вирусах в 1968-м, потом сегмент с апокалипсисом в 2003-м, а дальше начало самого сюжета в 2023 году.

У The Last of Us нет конкурентов

Разумеется, мы говорим об экранизациях видеоигр. Нет ни одного тайтла с таким уровнем качества, а предыдущие успешные проекты, вроде Mortal Kombat, отстают на световые года. Ну и надо отдавать себе отчет, что сюжетная начинка MK – примитивная штуковина: не так сложно пересказать ее без особых потерь. А The Last of Us, наоборот, большой комплексный тайтл. 

Сериал «Одни из нас» останется лучшей экранизацией в истории видеоигр даже в том случае, если все резко сломается, скажем, эпизоде в пятом. Плохая репутация видеоигровых адаптаций – не стереотип, а реальность. Поэтому ситуацию с The Last of Us невозможно сравнить с другими успешными проектами. Их либо нет, либо это что-то вроде «Соника» или аниме по Cyberpunk 2077, а еще «Аркейн» – то есть, вещи иного жанра. Да и масштаба.

Зато на фоне многих лет импотенции и провалов, вроде фильмов по Assassin’s Creed и Prince of Persia, «Одни из нас» выглядят действительно по-чемпионски. И в этом нет ничего удивительно: над сериалом работают топовые сценаристы, крутые актеры и канал/стриминг HBO, известный вечными хитами и вниманием к деталям, а не всеядностью, как Netflix. Так что шоковая реакция вполне объяснима и закономерна.

The Last of Us – идеальный материал для экранизации

Мы не будем оправдывать бедолаг, снявших ужасный фильм «Супербратья Марио» в 1993 году, но просто представьте, что им нужно было превратить в сценарий для игрового кино. Усатый мужчинка прыгает по трубам и собирает монетки, чтобы спасти принцессу от динозавров. И нет, поймите правильно – это отличная игровая серия, но плохой стартовый материал.

Даже Assassin’s Creed, несмотря на всю сюжетность, в любом случае нужно было жестко перерабатывать для фильма с Майклом Фассбендером. А что же The Last of Us? В 2013 году издание Esquire признало ее фильмом года. Игру. Фильмом. Понятно, что это было сделано ради оригинальности и чтобы стриггерить обсуждение, но ведь в этом была часть правды. The Last of Us – про историю и кинематографичный экспириенс, а не про геймплейные механики.

Лучшего материала для экранизации в игровой индустрии просто не существует. А если такая игра и есть, она построена на сюжете и мощных кат-сценах, как и The Last of Us. То есть, даже в своем первозданном виде игра уже была на полставки фильмом. Согласитесь, это сильно упрощает работу сценаристов. А Нил Дракманн в этом контексте не просто автор игры, а человек, написавший отличный готовый сценарий. Нужно было только доработать, убрать интерактивность и превратить все это в сериал.

Было бы намного страннее, если бы мы сейчас обсуждали, что идеальную экранизацию получила The Binding of Isaac, а не The Last of Us. Все-таки игры – культурный медиум, сильно отличающийся от кино. Они завязаны на интерактивности, механиках и дизайне локаций в большей степени, чем на киноязыке и сюжетных приемах. И только появление ультракинематографичных тайтлов, вроде The Last of Us, создало необходимые условия для качественных экранизаций. Все просто!

У первой серии идеальное вступление

Мы уже чуть-чуть затронули этот момент, но задержимся на нем подольше. Сериал «Одни из нас» мог бы долго копировать настроение и важнейшие линии игры, но он бы не сработал так хорошо без правильного старта. А он у Мэйзина и Дракманна получился просто образцовым.

Первое, на что нужно обратить внимание – двойное вступление. Короткий флэшбек в 1968 год нужен для ворлдбилдинга: в нем сыгранный Джоном Ханной ученый объясняет, как работают грибковые вирусы и почему они в будущем могут угрожать человечеству. Актуалка с глобальным потеплением прилагается, но зрителю важно понимать, что зомби в The Last of Us – не восставшие мертвецы и появились не по приколу. 

Дальше мы переносимся в 2003 год. Там строится уже личная история Джоэла, одного из наших главных героев. Мы видим его взаимоотношения с дочерью, но одновременно с этим сериал сигналит о скором конце света. И делает это очень тревожно: новости по радио из Джакарты, дергающиеся руки у людей, внезапное закрытие магазинов. Что-то явно грядет. А потом «Одни из нас» просто взрываются.

Сегмент с внезапным концом старого мира – лучшее, что есть в первом эпизоде. Он пугающий, натуралистичный, снятый из едущего автомобиля: что-то вроде эффекта трясущейся камеры в «Монстро», но раз в 50 стилевее и круче. Там есть сцены, легчайше входящие в топ лучших в истории кино о конце света. И их невозможно перестать смотреть, отвлекшись в телефон или куда-то еще. Как только вы это увидели – все, вы на крючке The Last of Us.

Дальше сериал берет паузу, чтобы объяснить положение дел в 2023 году и ответить на важные вопросы. Кто такие «Цикады»? Что такое Агентство? Где Томми? Почему Элли так важна? Но экшн возвращается с помощью красивой сценарной рифмы из 2003 года – панч завершает сетап, который мы видели всего-то полчаса назад. Очень изящно.

За полтора часа «Одни из нас» успевают объяснить лор, рассказать личные истории персонажей и создать задел на весь сезон. Да еще и так, чтобы не создалось ощущения спешки. Мало какой сериал в принципе начинался настолько правильно и безошибочно. Теперь экранизация The Last of Us – уже хит и феномен, вот с такого короткого разгона. И у нее, конечно, есть шансы скатиться. Но пока кажется, что это только начало.

10 худших концовок в истории видеоигр. От Fallout и Mass Effect 3 до Mario

10 лучших финальных эпизодов в истории сериалов. «Во все тяжкие», «Клиника» и «Конь БоДжек»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.