Перейти к содержимому

10 самых смелых эпизодов культовых сериалов. От мухи из «Во все тяжкие» до мюзикла «Клиники»

Выбираем ту самую серию из каждого тайтла.

У всех великих сериалов есть собственные стиль, темп и язык повествования. Но иногда что-то меняется. Всего на одну прекрасную серию, не похожую ни на что другое. Иногда такие эпизоды даже становятся традицией, как «Домик ужасов на дереве» в «Симпсонах». И все же чаще речь идет о единичных уникальных экспериментах.

Мы собрали самые смелые и концептуальные эпизоды популярнейших сериалов, заслуживающие отдельного внимания и даже места в культуре. Вы, может, и не хотели еще раз пересматривать «Клинику», «Во все тяжкие» или «Клан Сопрано», но было бы преступлением не взглянуть на эти гениальные ваншоты. Осторожно, кое-где есть мощные спойлеры.

«Доктор Хаус» – «Взаперти» (5 сезон, 19 эпизод)

Главный сериал в карьере Хью Лори большую часть времени был процедуралом, но часто производил и креативные серии. Например, когда команде Хауса приходилось лечить пациента удаленно или когда врач после травмы головы пытался вспомнить, у кого из других пассажиров автобуса он обнаружил редкое заболевание.

Но серия «Взаперти» не похожа на остальные. Почти весь хрон мы видим события из глаз парализованного больного, который все видит и слышит, но не может дать врачам понять, что он в сознании. Что-то подозревает только Хаус, оказавшийся на соседней койке после аварии на мотоцикле.

Знакомая история с тестами и переборами диагнозов здесь показывается под другим ракурсом. Причем во всех смыслах. «Доктор Хаус» изобрел отличный способ разбавить медицинский процедурал. А ведь в 2009-м такие игры с повествованием встречались редко. Но даже сейчас «Взаперти» смотрится как прекрасный эпизод.

«Во все тяжкие» – «Муха» (3 сезон, 10 эпизод)

Как ни странно, одна из лучших серий «Во все тяжкие» одновременно считается и культовой, и самой ненавидимой. Персонажная драма про мет вдруг взяла паузу и превратилась в камерный спектакль театра абсурда. По сюжету «Мухи» Уолтер Уайт обнаруживает в лаборатории, собственно, муху, но в попытках ее поймать сильно ударяется головой. Когда приходит Джесси, он обнаруживает Уолта в странном состоянии: Хайзенберг одержим поимкой мухи, потому что та нарушила стерильность, и из-за этого герои не могут приступить к работе. 

В итоге Уолтер и Джесси всю серию ловят муху. Первый всерьез, а второй лишь притворяется, чтобы накормить напарника снотворным и отправить проспаться. Помимо этого, мистер Уайт замечает пропажу 200 граммов продукта и пытается понять, где он ошибся. А укравший мет Пинкман, наоборот, уводит Уолта от этих мыслей. Так что в глупой истории с мухой содержится чуть ли не самый напряженный диалоговый саспенс в сериале.

Но главная ценность «Мухи» в абсурдных диалогах. Чего только стоят рассуждения Джесси про опоссумов: «Когда я был маленьким, его называли просто «поссум». Почему теперь он стал О’поссум – он что, ирландец?» Искусство минимализма и великий сценарий, но «Муха» оттолкнула тех фанатов «Во все тяжкие», для кого это в первую очередь криминальный сериал. Они сочли эпизод несерьезным. И зря.

«Баффи – истребительница вампиров» – «Тишина» (4 сезон, 10 эпизод)

Если вы думаете, что «Баффи» была пустячковым палп-сериалом, предвосхитившим «Зачарованных» и «Сверхъестественное», вы правы. Но не совсем. Было бы неправильно недооценивать креатив сценаристов. Они еще в 1999 году пошли на эксперимент, который и по сегодняшним меркам сочли бы смелым – придумали «Тишину».

Фишка эпизода в том, что способность сказочных монстров Джентльменов лишила дара речи всех людей в Саннидэйле. Включая Баффи. То есть, разбираться с проблемой и доносить друг до друга мысли героям сериала приходилось невербально, без единого слова. Отличный нестандартный конфликт, меняющий правила игры. А написал и снял все это Джосс Уидон – тот, кто создавал «Светлячка», «Мстителей» и неправильную «Лигу Справедливости». Уже тогда было видно, что у человека большое будущее.

«Секретные материалы» – «Постмодернистский Прометей» (5 сезон, 5 эпизод)

«Секретные материалы» незаслуженно забыты. Их сценаристы, в том числе будущий автор «Во все тяжкие» Винс Гиллиган, даже в филлерных сериях создавали такие сюжетища, что можно по каждому снять топовый триллер или хоррор. Но «Постмодернистский Прометей» – особенная история. Эпизод не похож ни на что, с чем Малдер и Скалли сталкивались ранее.

Во-первых, тут все черно-белое. Во-вторых, все жители маленького городка, их эмоции и операторские ракурсы максимально утрированы. В-третьих, ни в одной другой серии нет такого количества отсылок к культовым фильмам прошлого – от «Франкенштейна» 1931 года до «Человека-слона» Дэвида Линча.

Малдер и Скалли сталкиваются с историей женщины, которая якобы забеременела от монстра (в переводе «Рен-ТВ» мутанта-великана). Позже оказывается, что существо испытывает слабость к бутербродам с арахисовым маслом. А также Малдера преследуют журналисты, от чьих публикаций отношение жителей к агентам ФБР сильно меняется. Пока странно? Еще бы.

В конце оказывается, что Мутант – человек, родившийся со специфической внешностью. Он безобиден и любит фильмы с певицей Шер, но местные, узнав о нем, уже превратились в толпу линчевателей с факелами. «Постмодернистский Прометей» заканчивается самой неожиданной сценой в истории сериала, перед этим поменяв местами хорошую и плохую стороны. Но главное, что по визуалу и атмосфере это были совсем другие «Секретные материалы».

«Клиника» – «Мой мюзикл» (6 сезон, 6 эпизод)

В «Клинике» полно памятных сцен и нестандартных решений, а шоураннер Билл Лоуренс этим великим тайтлом смертельно ранил ситкомы с закадровым смехом. Можно вспомнить эпизоды «Его история» и «Их история», где вместо Джей Ди повествование ведется от лица доктора Келсо, Тодда, Теда и Джордан. Или «Мою бабочку» – объяснение «эффекта бабочки» языком «Клиники». Но «Мой мюзикл» и известнее, и важнее.

Серия настолько культовая, что заслужила даже отдельный большой бэкстейдж. В клинику поступает пациентка, которой кажется, что все вокруг поют, а не разговаривают. Доктор Кокс считает ее сумасшедшей, но она настаивает на полном обследовании. В результате получилась, наверное, лучшая музыкальная серия в истории немузыкальных сериалов, одна из самых странных идей «Клиники» и крутая вариация на тему «А что, если?»

«Доктор Кто» – «Не моргай» (3 сезон, 10 эпизод)

Разумеется, мы говорим о возрожденном «Докторе Кто», а не о классическом сериале. «Не моргай» – лучший эпизод, написанный шоураннером «Шерлока» Стивеном Моффатом. И самая памятная серия с Десятым Доктором, сыгранным Дэвидом Теннантом. Она нарушает правила докторианского процедурала и представляет, вероятно, лучших монстров в истории сериала.

В ней мы начинаем не с Доктора и его спутницы, а с девушки по имени Салли Спэрроу. Ее подруга неожиданно пропадает, а на стене появляются надписи, адресованные Салли Доктором из прошлого. Сначала он просит ее пригнуться, а после требует остерегаться статуй Плачущих Ангелов в саду – это опасные инопланетные твари, которые могут перемещаться, только когда на них никто не смотрит. То есть, моргать действительно нельзя.

Напряженная серия, где сам Доктор присутствует только на фоне, оставляя разного рода послания из прошлого. А Салли Спэрроу играет мощнейшая приглашенная актриса Кэри Маллиган. Абсолютно все, кто ностальгирует по «Доктору Кто» из середины нулевых, обожают «Не моргай». Это одна из серий, которые можно безопасно показывать тем, кому в другой ситуации не зайдет британский сай-фай.

«Сообщество» – «Корректирующая теория хаоса» (3 сезон, 3 эпизод)

Великое творение Дэна Хармона могло бы попасть в этот список не меньше десятка раз. Потому что «Сообщество» – сериал, где возможно все. Персонажи то играют в пейнтбол, пародируя «Хороший, плохой, злой», то становятся куриной мафией, то снимают документалку про войну форта из подушек и форта из одеял.

К третьему сезону «Сообщество» взяло такой разгон, что в нем не осталось даже средних серий – только шикарные. Но «Корректирующая теория хаоса» все равно выделяется. Она простая. Она сложная. Она шокирует сильнее остальных. И у нее будут последствия в остатке сериала. Но самое главное – структура.

Персонажи сидят за столом на новоселье Троя и Эбеда. В дверь звонит доставщик пиццы. Чтобы выяснить, кто пойдет открывать дверь, они кидают шестигранный кубик, а Эбед говорит: «Джефф, ты в курсе, что сейчас создаешь шесть разных реальностей?» Эпизод показывает все возможные варианты и их последствия: от сценария, где все счастливы, до темной реальности с мертвым Пирсом, Троем с сожженным горлом и Джеффом без руки. Намного мощнее и «Моей бабочки» из «Клиники», и всех остальных заходов в эту тему. Даже в «Рике и Морти» Хармон не играл с измерениями так емко и красиво. 

«Клан Сопрано» – «Веселый дом» (2 сезон, 13 эпизод)

Финал второго сезона «Клана Сопрано» взял на себя очень много сюжетных линий. В нем Тони передает матери краденые билеты до Аризоны, что позже даст ФБР повод арестовать его. Но еще важнее пищевое отравление папаши Сопрано и связанные с ним болезненные сны.

Кажется, ни один другой сериал не смог так же точно передать то, как абсурдно во сне появляются и исчезают люди и фразы. И в бреду Тони не только погружается в свои переживания, но и с помощью говорящей мертвой рыбы (уже красивый мафиозный образ) понимает, что его друг Пусси Бонпенсьеро – стукач.

Дальше начинается сольное расследование и восхитительная сцена расправы с другом-предателем на лодке. Отравление не вырвало Тони из реальности, а помогло вернуться и установить контроль. Ну и финал со смешением семьи в традиционном и мафиозном понимании – тоже топ. И все же серия бы не попала в список, не будь в ней уникально странной линии со сном Тони.

«Конь БоДжек» – «Рыба, вытащенная из воды» (3 сезон, 4 эпизод)

Долго думал, какой именно эпизод «БоДжека» можно считать самым смелым. Помимо победителя, таковых было два – огромный трагический трип «Это слишком, мужик!» и «Бесплатные чуррос», полностью состоящий из похоронной речи БоДжека. Но победила «Рыба, вытащенная из воды». Это тот самый момент, когда зритель осознает бесконечное величие сериала.

БоДжек отправляется на Тихоокеанский кинофестиваль, проходящий под водой. Но вместо того, чтобы заниматься пиаром, видит режиссерку Келси Дженнингс и хочет перед ней извиниться. К сожалению, под водой нельзя говорить, поэтому БоДжек в стиле немого кино пытается передать ей записку. И все это миксуется с убойно депрессивным сценарием и лучшим видеорядом в истории «Коня БоДжека». Тот случай, когда сразу понимаешь: такой серии никогда не было и никогда больше не будет.

«Тед Лассо» – «Борода поздно ночью» (2 сезон, 9 эпизод)

Создатель «Клиники» Билл Лоуренс не разучился экспериментировать. Эпизод из конца второго сезона, посвященный тренеру Бирду, не похож на остальной сериал «Тед Лассо», где проблемы решаются разговорами и все укрываются теплым одеялом. Нет, тут нам показали, что бородатый ассистент Теда не такой невозмутимый, каким мы привыкли его видеть.

После поражения «Ричмонда» от «Манчестер Сити» Бирд идет в паб, что оборачивается настоящим нуарным приключением в ночном Лондоне, где персонаж рвет штаны, получает по лицу, убегает от ревнивого качка, мирится с ним, ломает ключ в квартире, но все равно исполняет мечту трех болельщиков «Ричмонда» и сильно меняет личную жизнь. Классический прием, когда персонаж второго плана выводится на первый, здесь исполнен лучше, чем в любом другом комедийном сериале. Стоило снимать «Теда Лассо», чтобы мы могли это увидеть.

8 вещей из кино, которые вы помните неправильно. Советские мульты, «Человек-паук» и «Зеленый слоник»

7 главных российских сериалов 2023 года. От «Фандорина» до адаптации «Постучись в мою дверь»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.