Перейти к содержимому

Почему в новых фильмах Marvel тоскливые спецэффекты? Есть два неприятных ответа

Замечали, как с годами сдувался Железный человек?

Киновселенная Marvel уже много лет считается главным поставщиком блокбастеров для мирового кинопроката. Было бы логично предположить, что именно тут нам показывают и лучшие спецэффекты. Но это не так! Что если мы скажем, что CGI в новых фильмах Marvel смотрится хуже, чем то, что мы видели во времена первой фазы?

Тут нужно отметить одну важную вещь. Спецэффекты у Marvel не настолько ужасны, чтобы это можно было назвать скандалом и оскорблением. Но они достаточно плохие, чтобы падение качества можно было заметить невооруженным взглядом. А это тревожный симптом для франшизы, так сильно нагруженной спецэффектами. Что же происходит на самом деле? У нас есть ответы.

В каких фильмах Marvel плохие спецэффекты?

Возьмем хотя бы свежайший пример – «Черная пантера: Ваканда навеки». Многие критики отмечали, что CGI в нем выглядит довольно кукольно. А ведь еще первая «Черная пантера» сильно пострадала от этих дефектов, поэтому финальная битва Т’Чаллы с Киллмонгером в вибраниумной шахте выглядит как футаж из компьютерной игры начала нулевых.

Или «Черная вдова» – первый фильм четвертой фазы киновселенной Marvel. Последний сегмент на воздушной базе выглядит ну очень плохо. Особенно кадры с героиней Флоренс Пью, где кто угодно заметит зеленый экран. А ведь это кино 2021 года с бюджетом в 200 миллионов долларов. Что-то не сходится, правда?

В сериалах дела обстоят еще хуже. Особенно если посмотреть на «Женщину-Халк». Создатели изменили некоторые вещи после жалоб фанатов, но даже исправленная версия выглядит дешево. Да о чем мы говорим, если костюм Железного человека в 2008 году выглядел гораздо детальнее, чем в 2018-м. Уж над самым популярным парнем в MCU можно было постараться получше.

Главная проблема – расширение вселенной Marvel

Чем больше супергероев, тем больше сложных задач стоит перед командами CGI-художников. Пиком технологического могущества киновселенной Marvel были, как ни странно, первые «Мстители». Почему они выглядят так круто до сих пор?

К тому моменту многих героев уже представили в собственных фильмах – то есть, у дизайнеров были готовые наработки. А Соколиный глаз и Черная вдова – не самые сложные персонажи. В итоге у нас шесть героев и один злодей в лице Локи – его мы тоже видели в «Торе». Местом действия для финальной схватки был выбран Нью-Йорк – реально существующий город, который в кино разрушали бесчисленное количество раз.

Да, еще там были пришельцы читаури, но они выглядели одинаково и были похожи на гуманоидов. «Мстители» 2012 года – большой блокбастер. Перед создателями визуала стояло много сложных задач, но там не было ничего, с чем киноиндустрия не справлялась раньше.

А «Мстители: Эра Альтрона», например, смотрится хуже. Героев уже девять. Помимо них, есть злодей-робот, полностью нарисованный на компьютере. И еще есть другие роботы с уникальными дизайнами. А еще финальная битва случилась в Заковии – несуществующей стране. ТЗ для VFX-отдела распухло, количество задач сильно увеличилось, а в сроки нужно было укладываться, потому что киновселенная Marvel – целая экосистема фильмов с расписанием релизов на годы вперед.

Ну и, конечно, «Мстители: Финал». Сколько героев было в кадре одновременно? Даже считать не будем. Локации? Ваканда, Титан, Нидавеллир и еще куча всего. И все это в конце превращается в массовое месилово с кучей разнообразной техники, странных инопланетных видов и взрывов, взрывов, взрывов. Как бы ни старались художники, но им пришлось бы взять лишний год, чтобы добивать спецэффекты до качества первых «Мстителей». А ведь им все равно удалось создать впечатляющий масштаб и шикарно отрендерить того же Таноса.

Но чем-то приходится жертвовать. Например, качеством проработки костюма Тони Старка, который в «Железном человеке» претендовал на фотореализм, а в «Мстителях: Финал» выглядел более условно и размыто. Но, к сожалению, расширение вселенной – не единственная причина падения качества.

Marvel издевается над создателями спецэффектов

Об этом много говорили летом 2022 года, когда на Gizmondo вышел большой материал об ужасных условиях работы VFX-художников. Тогда появились жирные инсайды о проблемах подрядов для MCU.

Если описать происходящее коротко, руководство Marvel устраивает жесткий конкурс для создателей CGI-эффектов, требуя одновременно невероятной скорости и максимального качества. Но художникам не дают спокойно работать и постоянно просят переделывать одну и ту же сцену несколько раз. 

Самый известный пример: сцена смерти Тони Старка в «Мстители: Финал». Ее пересняли заново спустя три месяца после окончания съемок. Почему? Да просто у режиссера и сценаристов появилась идея получше. Но для VFX-художников это катастрофа, ведь сроки не поменялись, а работы стало больше, причем прошлые труды буквально вылетели в помойку.

Отчасти такое количество правок объясняется еще и тем, что на съемочных площадках MCU происходит больше импровизационных сцен, чем вы могли бы подумать. А если планы могут менять несколько раз в день, у художников нет четкого техзадания, которое можно было бы спокойно выполнять от начала и до конца продакшна. Поэтому в фильмах Marvel встречаются моменты, когда шикарно отрендеренная сцена через две минуты сменяется другой, но уже с очень сырыми спецэффектами.

Конечно, проблемы для VFX-команд создают многие студии, не только Marvel. Но у компании Кевина Файги в разработке одновременно находится огромное количество проектов. И в каждом из них полный вагон спецэффектов. Иногда в таких количествах, что фильмы Marvel можно уже объективно считать анимационными. Тем, кто и так перерабатывает на кранчах, не позавидуешь, а ведь им еще и постоянно накидывают новые задачи.

Пока нет предпосылок считать, что в ближайшее время качество спецэффектов в киновселенной вдруг драматическим образом вырастет. Времена реалистичных дизайнов, как было с «Железным человеком», остались в первой фазе, а зрители уже привыкли, что CGI-эффекты в Marvel могут (и будут) выглядеть немного резиново. Поэтому примите и размытый костюм Железного человека, и графику в лучших традициях игр из нулевых.

Зачем Джеймс Ганн выгнал Генри Кавилла из DC? Супермен – не единственная проблема

8 вещей из кино, которые вы помните неправильно. Советские мульты, «Человек-паук» и «Зеленый слоник»

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.