Перейти к содержимому

3 главных минуса сериала «Фандорин. Азазель». Они могут испортить просмотр

Разбираемся в главном сериале января.

19 января на «Кинопоиске» вышел первый эпизод детективного сериала «Фандорин. Азазель». Действие романа Бориса Акунина перенесли в альтернативный 2023 год. Революции не было, Российской империей правит Николай III (Максим Матвеев), а сеттинг строится на причудливом сочетании современных технологий и буквы «еръ» в конце существительных.

Первые плюсы экранизации видны уже сейчас. История молодого Эраста Фандорина – зрительское кино с легким юмором, приятным темпом повествования и звездными камео (от Екатерины Варнавы до Иды Галич). Но есть и пачка проблем.

В сериале нелепые мужики

«Шерлок в России», прошлый сериал режиссера Нурбека Эгена, начался с показательной сцены. Холмс в исполнении Максима Матвеева приехал в Санкт-Петербург и первым делом вляпался то ли в грязь, то ли в дерьмо. Эраст Фандорин дебютировал не хуже предшественника – проблевался в реку. Чуть позже он наденет женское платье и продемонстрирует чудеса коммуникации в разговоре со свидетелями – начнет мямлить и заикаться.

В первом эпизоде нет ни намека на гениальность сыщика. Единственную зацепку в деле суицидника Кокорина (Григорий Верник) обнаружил не сам Эраст, а его будущая жена, богатая авантюристка Елизавета фон Эверт-Колокольцева (Мила Ершова). Фандорин же пока напоминает старательного, но зажатого хорошиста, впервые оказавшегося в социуме.

В том же классе коррекции учился и современный император Николай III – персонаж, придуманный сценаристами сериала. Герой Максима Матвеева – отражение нелепости. Он влетает в сюжет с кринжовой речью, роняет микрофон и выглядит как самый неуверенный человек в стране.

В эти моменты кажется, что сериал вот-вот скатится в комедию, а Эраст с Николаем наденут клоунские носы. Удивительно, но женские персонажи – будь то уже упомянутая Елизавета или femme fatale Амалия (Милена Радулович) – не вызывают подобных ощущений. Мужиков же будто нарочно сделали угловатыми и стереотипно-меметичными.

Экранный 2023-й выглядит искусственно

Фандорин сидит в социальной сети «Портретъ», лезет в планшет, чтобы показать свидетелям видео с места суицида, и заглядывает в «Быстроведение» – местный аналог «Википедии». В это время по Санкт-Петербургу ездят роботы-патрули, оснащенные камерами с сервисом распознавания лиц. Но поверить, что сериал существует в альтернативной современности, по-прежнему сложно.

Создается ощущение, что элементы экранного 2023-го просто не стыкуются друг с другом. Футуристичные технологии соседствуют с персонажами, которые, кажется, с трудом вырвались из 19 века. Кто-то разгуливает по улице в нарядах из прошлого, а кто-то, наоборот, выглядит как зумер, закупившийся в онлайн-магазине. И все это в одном кадре.

Глаза мозолит даже пресловутая «еръ» в конце слов. Особенно когда буква появляется на экранах смартфонов или мониторов. Столь же мощный диссонанс возникает и от мальчика, продающего газеты с криком «Свежий вестник Империи!» – судя по всему, в технологичном мире «Фандорина» бумажные носители информации пользуются спросом.

При этом очевидно, что создатели не собирались ударяться в стимпанк или одну из его производных – для этого сериалу не хватает ярких деталей, характерных для какого-либо направления. Здесь мы видим скорее странную смесь из 19-го, 21-го и, вероятно, 22-го веков, чем нечто осмысленное. Если бы не титр в начале первого эпизода, кто-то мог бы посчитать, что сюжет «Фандорина» развивается в параллельной вселенной, где одна эпоха наслоилась на другую.

«Фандорин» совсем не стильный

Нелепый Эраст и проблемы с адаптацией романа не влияют на смотрибельность «Фандорина». Сериал остается воздушным и динамичным. Жаль только, что обещанная «Кинопоиском» франшиза мгновенно открестилась от возможности быть стильной. А ведь сколько всего могло поместиться в альтернативный 2023-й, но вместо этого нам подали какой-то половинчатый реализм – не чистую явь, но и не полноценную выдумку.

От просмотра «Фандорина» можно получить удовольствие: сериал не напрягает. Но можно ли влюбиться в этот антураж или уже сейчас записать себя в поклонники будущей франшизы? Очень вряд ли. Пока экранизация «Азазеля» выступает в качестве развлечения на вечер (или на несколько вечеров) – милого, но не самого изобретательного.

Почему The Last of Us – лучшая экранизация в истории? Есть 5 причин

8 слитых концовок российских сериалов. «Топи», «Чики» и стыдная дичь про маньяка

Иван Ковальчук
Редактор отдела «Медиа»
Биография
Окончил оренбургский журфак, чтобы писать о поп-культуре, вести телеграм-канал «Культовые русские сериалы» и смотреть ютуб не вместо работы, а из-за нее.