Перейти к содержимому

Его идею украл Мэддисон. Этот обзорщик снимал видео еще до ютуба

На самом деле у них с Ильей много общего.

Когда-то жанр обзоров был главным контентом на YouTube, причем как в русскоязычной, так и в западной сфере. Со временем формат ревью ушел в тень, но его легенд помнят до сих пор. И если мы говорим об обзорах на видеоигры, отцом этого жанра однозначно является Джеймс Рольф, известный как Angry Video Game Nerd (сокращенно AVGN, но не вздумайте путать его с русским стримером JesusAVGN). Он начал еще до появления YouTube, а все остальные под него косили. Или не все?

Сегодня мы вспомним, кто такой AVGN и чем он знаменит. А еще выясним, как видосы Джеймса повлияли на рунет. В конце концов, ролики переводили на русский, а его коллеги Spoony и Nostalgia Critic в свое время вдохновили таких людей, как Евгений BadComedian.

Кто такой AVGN?

До того, как стать Злобным Видеоигровым Задротом, Джеймс Рольф был амбициозным задротом в жизни: снимал короткометражки, рисовал комиксы и создал сайт-блог Cinemassacre, где рассказывал о своих наработках. В 2004 году он снял обзор на ретро-игру Castlevania II: Simon’s Quest 1987 года, тогда еще с закадровым голосом. Следом было записано второе ревью на Dr. Jekyll & Mr. Hyde 1988 года, где Джеймс уже появился в кадре в образе AVGN – чувака, который дико бесится от нечестной сложности и сломанных механик старых видеоигр. Но тогда это было просто упражнение.

В следующем году родился YouTube, а еще через год платформа стала главным видеохостингом на планете. Друг уговорил Джеймса выложить два ролика из 2004 года, и они собрали неплохие отзывы и просмотры. Рольф продолжил, и через некоторое время Angry Video Game Nerd стал звездой и первооткрывателем нового жанра: авторских комедийных обзоров на игры с агрессивной подачей и развлекательным фокусом.

Киллер-фичей, отличавшей AVGN от стандартного игрожура, был комедийный элемент – скетчи, где Рольф карикатурно злился, ругался и ломал картриджи. Позже они стали чем-то вроде золотого стандарта для жанра обзоров. Пока Видеоигровой Задрот копался в играх на NES, Atari 2600 и Sega Master System, ту же идею параллельно развивали и другие люди – не менее ранний Spoony (Ной Энтвайлер) и появившийся в 2007 году Nostalgia Critic (Даг Уокер).

Получается, Рольф изобрел обзоры?

Не совсем так. Традиционные видеоревью были даже в российских 1990-х, просто тогда их не воспринимали в этом ключе. Сегменты с обзорами в передаче Сергея Супонева «Dendy – Новая реальность» – вполне себе вирусный видеоигрожур своего времени. Правда, с очень поверхностным взглядом и переменным качеством оценки игр. Но тем не менее. 

Нет, на самом деле изобретение AVGN немного в другом. Он додумался превратить обзоры на игры, по сути, в большой ностальгический веб-сериал с вечно злобным главным героем, а иногда и приглашенными гостями. Да и по вайбу это не был традиционный consumer advice. Ведь было бы странно советовать людям в 2004 году не покупать картридж 1988 года выпуска, правда? А вот высмеивать ретро-трэш – совсем другое дело.

Рольф стал одним из первых карьерных блогеров и показал, что YouTube – не просто место для хранения видео, но и возможность запустить долгоиграющий личный проект. Сейчас сложно утверждать с гарантией, был ли Джеймс первым автором такой идеи, но он точно первый, кто стал с ней популярным. А для истории это все-таки важнее.

В 2007 году AVGN, уже будучи известным персонажем в интернете, получил предложение от портала GameTrailers, принадлежавшего MTV. Некоторое время обзоры выходили только там, но зато Джеймс Рольф смог уйти с работы и заниматься блогерством. Важнейшая ачивка, а по тем временам небывалый прецедент. Оказывается, делать смешные вещи в интернете и зарабатывать на этом все-таки можно. И с этого «все-таки можно» началась лихорадка обзоров, а у видеоблогерства появилось профессиональное измерение.

У AVGN был мемный конфликт с Nostalgia Critic

Прообраз постановочных противостояний блогеров. На самом деле Критик и Задрот творчески обыграли конфликт их фан-баз. Канал Дага Уокера появился позже, чем AVGN, поэтому Nostalgia Critic сразу столкнулся с набегами фанатов Рольфа. Они залетали в комментарии и сравнивали контент двух обзорщиков – обвиняли Дага в том, что он украл идею Джеймса.

В свою очередь, фан-база Критика отвечала, что их кумир намного лучше. И неудивительно, что в 2008 году Nostalgia Critic и AVGN устроили фановый коллаб. Сначала был разыгран конфликт, где участники обменивались видеороликами. Потом Критик был вынужден играть в старую игру, а Задрот смотреть ужасный старый фильм. То есть, контентмейкеры просто обменялись амплуа.

Закончилось все утрированной битвой в квартире AVGN, где тот одержал символическую победу над Критиком. Естественно, в реальности вражды не было, но коллаб двух их вселенных сильно развлек аудиторию из конца нулевых. Позже подобные вещи превратились в норму на канале Nostalgia Critic, когда в его обзор вдруг врывались другие люди с сайта That Guy With Glasses, а позже и объединения Channel Awesome. Но AVGN все-таки был самостоятельной фигурой.

Видосы Рольфа переводили в рунете – участвовал даже Мэддисон

Ближе к концу нулевых контент западных блогеров начал просачиваться в русскоязычное пространство. Те, кто владел английским, уже знали о Spoony, Nostalgia Critic, Cinema Snob и Angry Video Game Nerd, так что хотели поделиться и с остальными. В рамках «ВКонтакте» одно время существовало много групп переводчиков и энтузиастов озвучки. Даже Кузьма начинал с того, что говорил на русском за Ностальгирующего Критика.

С AVGN была похожая история. Первые переводы его роликов на русский появились в 2007-2008 годах – то есть, достаточно оперативно. Многие знакомились с жанром обзоров благодаря видосам Рольфа и даже копировали какие-то вещи. Но была одна большая проблема.

Жанровая специфика Angry Video Game Nerd так и не позволила Джеймсу стать для русскоязычной публики по-настоящему большой звездой. Nostalgia Critic в этом смысле повезло сильнее – он все-таки делал обзоры на то, что смотрели многие: фильмы со Шварценеггером, «Годзиллу», сиквелы «Парка Юрского периода», мульты с Nickelodeon, «Черепашек-ниндзя» и так далее.

В то же время Рольф фокусировался на играх с NES, Atari и других ретро-консолей, многих из которых на постсоветском пространстве просто не было. А на одной только публике, ностальгирующей по Dendy, выехать сложновато. Не говоря уже, что часть потенциальных зрителей отрезало то, что видео с субтитрами выходили чаще, чем озвучка.

Но, как ни странно, в переводе видосов AVGN поучаствовал даже праймовый Илья Мэддисон. Он на слух перевел и озвучил обзор Рольфа на игру Terminator 2. И как же так получилось? Неужели просто трибьют кумиру?

Нет, на самом деле все было проще. Однажды Мэд раскритиковал переводы AVGN от Евгения Пекуровского, на что тот ответил: «Ну, попробуй сделать лучше». И Мэд сделал. С точки зрения контекста и понимания получилось действительно неплохо. Особенно относительно уровня переводчиков-любителей того времени.

Правда ли, что Мэд косил под AVGN?

В каком-то смысле да, но это вообще не важно. И вот почему. Да, AVGN явно вдохновил многих обзорщиков своего времени, а Мэд много раз признавался, что следил за каналом Рольфа. Но даже если представить, что идея пилить обзоры на игры пришла отсюда, это никак не сказалось на творчестве Ильи стилистически.

Посмотрите на других ранних блогеров. Шоу «+100500» Максима Голополосова – прямая калька на Рэя Уильяма Джонсона, что никогда не скрывалось. Или даже BadComedian. Он делает обзоры на кино, которое считает плохим, картинно злится и записывает скетчи с разными выдуманными персонажами. То же описание идеально подходит и к Nostalgia Critic, которым вдохновлялся Евген.

Что же касается Мэда и AVGN, они явно разные. Илья особо не увлекался ретро, в его обзорах было мало скетчей, а популярность он обрел из-за привычки смешно ругаться и придумывать абсурдные сравнения. Да, он тоже поднялся на трэше и грубой критике, но сложно сказать, что он вчистую копировал стиль Рольфа. На самом деле такое пытались провернуть многие в то время, а Илья просто оказался самым харизматичным и, как следствие, успешным.

Но на одной идее сходства Мэддисона и AVGN не заканчиваются. Выше вы можете видеть кусок со старого стрима, где Илья проходит хардкорную игру про Видеоигрового Задрота, выпущенную Джеймсом Рольфом в 2013 году.

В 2016-м состоялся релиз The Underground Man – игры Mehsoft и Ильи Мэддисона, где нечестный уровень сложности совмещался с огромной дымящейся кучей мемов для фан-базы Ильи. Занятная симметрия. Мэд добился того же статуса, что и AVGN, но в рунете: был флагманом жанра обзоров и породил кучу копий, а на позднем этапе потерял популярность и стал нишевым, но начал монетизировать свою мифологию. Так что он не закос, а почти аватар Джеймса Рольфа.

Чем Джеймс Рольф занимается сейчас?

На момент написания текста Рольфу уже 42 года, но он все равно продолжает время от времени выпускать обзоры в образе Angry Video Game Nerd. Правда, уже с меньшей частотой и, что важно, с меньшей яростью. В этом он похож на Дага Уокера – своего коллегу, который в зрелом возрасте стал менее популярен, но начал предлагать более вдумчивый взгляд на кино. В августе 2020 года у них даже был трогательный коллаб, где Уокер и Рольф обозревали мульт про моряка Попая без образов Задрота и Критика.

Темпы производства роликов AVGN замедлились еще в 2010 году, когда Джеймс взялся за другие проекты. Он успел выпустить три игры Angry Video Game Nerd – о приключениях своего персонажа – и в 2014 году даже снял про него фильм, которому пробили кинотеатральный прокат. А мы помним, что Рольф еще до YouTube снимал много короткометражек.

Сам Angry Video Game Nerd: The Movie интересен, в первую очередь, как история о любителях-энтузиастах, попавших в производственный ад на съемках. А кино оказалось скорее амбициозным контентом для фанатов, чем проектом, достойным широкого внимания. С другой стороны, постаревший Рольф со своим фильмом (да и Nostalgia Critic, у которого были такие попытки) снова пробил дорожку для блогеров. Например, популярный российский обзорщик Чак в 2018 году сделал то же самое.

Что же касается популярности AVGN, было бы сложно ожидать, что проект продолжит находиться в топе спустя столько лет. Джеймс Рольф проложил грунт, по которому поехали более молодые и актуальные ютуберы с новыми идеями. И он останется в истории видеоблогинга как первопроходец. Но нельзя сказать, что его канал умер.

В отличие от того же Критика, чей Channel Awesome уже давно сидит на сотнях тысяч просмотров, ролики Джеймса Рольфа в моменты, когда он решает вернуться к образу AVGN, стабильно набирают по полтора миллиона кликов. Да, 9-10 лет назад просмотры на хитах спокойно переваливали бы за десятку, но в цифрах поздней карьеры Рольфа нет ничего стыдного. Хотя, возможно, дело в том, что топовые неофиты пошли в другие ниши, а ретрогейминг оставили старикам.

Nostalgia Critic – великий блогер, вдохновивший BadComedian и других русских обзорщиков. Почему он потерял актуальность?

Обзорщик Zulin был круче Мэддисона, но закопал талант. Что с ним случилось?

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.