Russian Stand-Up изменил видеоблогинг.

Батл с Лариным, ссоры с Black Star, лещи от Noize MC, «Батя в здании» и отсидка в СИЗО – когда кажется, что популярность Хованского осталась позади, Юра с легкостью возвращает былые позиции. И совсем не важно, чем завершится тот или иной инфоповод: клики, просмотры и упоминания в медиа гораздо важнее, чем победа в дуэли с рандомным хип-хопером.

Синоним противоречивой карьеры Хованского – третий сезон Russian Stand-Up. Провальный проект вызвал тонны зрительского хейта, но вошел в историю и повлиял на развитие российского ютуба. И дело не только в слабых шутках.

Хованский – часть комедийного жанра

В начале 2010-х массовая аудитория даже не задумывалась о сетапах и панчлайнах, по телевизору показывали унылые монологи Александра Незлобина, а медиапространством правили миниатюры Гарика Харламова и Тимура Батрутдинова. В это же время Хованский записывал выпуски проекта «[стоя]», держал в руке микрофон и рассказывал зрителям сомнительные шутки.

Поклонники Евгения Чебаткова и Сергея Орлова вряд ли захотят ассоциировать становление жанра в России с именем Хованского. Но правда в том, что многие позавчерашние школьники познакомились с термином «стендап» благодаря видеороликам Юрца. Какими бы слабыми и бесфактурными – особенно на фоне звездных спешлов из 2020-х – они ни были.

Неудивительно, что в июне 2013-го Хованский противопоставлял себя – первооткрывателя современной комедии – юмору с ТНТ. «Я попытаюсь показать вам стендап таким, каким его любят и смотрят в США и Великобритании. Я поставил своей целью плюнуть «Камеди Клабу» в лицо, и я надеюсь, что у меня это получится», – так блогер анонсировал третий сезон Russian Stand-Up.

Те, кто видел первые два сезона, не ждали от Хованского чего-то сверхъестественного. Выступления Юрия и раньше заходили далеко не всем: чтобы посмеяться, нужно было обладать специфическим чувством юмора. Но контентмейкер обещал нечто «действительно стоящее».

Каким был третий сезон Russian Stand-Up?

«Действительно стоящее» – слишком громкое определение. Хованский плевал в лицо Comedy Club, но промахнулся и попал на собственный ботинок. Его шестисерийник оказался блеклой копией Stewart Lee’s Comedy Vehicle.

В каждом выпуске Юрий раскрывал глобальную тему (возраст, религия, политика или здоровье), выступал перед зрительным залом, исповедовался таинственному следователю (с голосом Петра Гланца) и разбавлял монологи скетчами. То же самое делал и Стюарт Ли – но британская легенда стендапа обогнала Хованского аж на четыре года.


Судя по лайкам под выпусками, визгливые речи Юрия понравились десяткам тысяч зрителей. Но дизлайков было предостаточно, а вспомнить хотя бы одну шутку из третьего сезона Russian Stand-Up сможет только гений с феноменальной памятью. Материал был жидким, тусклым и основанным на заходах зарубежных комиков.

Мемом третьего сезона стали не панчи, а наигранные смешки зрителей, неаккуратно вклеенные в первый выпуск. Олды помнят хохот темнокожего паренька – этот хайлайт даже выбрался за пределы творчества Хованского. При этом критиковать блогера за продакшн точно не стоило – спешлам со скетчами и мультипликационными вставками позавидуют многие современные комики. Но приятную картинку, аниматора и клуб для съемок Юре обеспечила щедрость его фанатов.

Russian Stand-Up убил видеоблогерский краудфандинг

В анонсе третьего сезона Хованский жаловался, что доходы с ютуба упали до уровня продавца-консультанта, а, чтобы снять достойный контент, блогерам нужна помощь подписчиков. «Для производства третьего сезона из шести эпизодов нам нужно 400 тысяч рублей. Если каждый из вас скинется по полтора рубля, мы получим необходимую сумму и приступим к съемкам», – объяснял Юра.

Деньги собирали на платформе Boomstarter, а топ-донатерам полагались сигна, автограф на стене во «ВКонтакте», добавление в друзья, проходка на ближайший концерт, приглашение на съемки третьего сезона и упоминание в титрах. Чтобы забрать все призы, нужно было отправить 20 тысяч рублей. Отправишь две и обойдешься сигной и автографом. За косарь получишь только фотографию Юры с листком.

Анимация в Russian Stand-Up 3

Всего за две недели Хованский пробил отметку в 300 тысяч. «Лаффкаю вас ффсех», – писал Юра. Сразу после этого признания некий Алексей из Латвии докинул еще сотню кусков – на радостях блогер тут же позвал донора в «хороший стейк-хаус». 

За 25 дней краудфандинга Хованский собрал 443 тысячи рублей. В его стендап вложились 1317 спонсоров. Казалось, теперь блогеры смогут создавать масштабный контент, приближенный к телевизионным стандартам, а краудфандинг станет трендом российского ютуба середины 2010-х.

Но кто же знал, что Хованский просто возьмет концепцию Стюарта Ли, адаптирует панчлайны западных комиков и завернет этот микс в милую, но далеко не идеальную обложку? Подписчики собрали почти полмиллиона рублей, а до истерического смеха довели только темнокожего ноунейма и его бородатого друга.

В том же 2013-м полудохлую идею с краудфандингом добил Руслан Усачев. Через пару месяцев после Хованского он собирал 300 тысяч рублей на скандальный проект «Оскорбление чувств верующих» – серию провокационных видеороликов на религиозную тематику. Донатами Руслан планировал отбить все штрафы по 148 статье УК РФ. «Чем больше средств будет собрано, тем больше свободы я смогу себе позволить», – отмечал Усачев. Деньги прибыли на базу, но проект не вышел за рамки скучного разглагольствования. В суд на блогера так и не подали.

В мае 2020-го Руслан признался, что не выжал максимум из идеи с краудфандингом: «Сейчас это тяжело смотреть, стоило бы все по-другому сделать. В меру опыта. Это был такой интересный прецедент с попыткой выйти за рамки YouTube, плюс история с краудфандингом и прочим – это нашло отклик».

Звездные контентмейкеры до сих пор получают донаты от подписчиков, но не привязывают сбор денег к созданию масштабных проектов. И уж тем более не пользуются краудфандинг-платформами, ограничиваясь дополнительным контентом для платных фолловеров из Boosty: крошечным и убогим.

Остается только догадываться, что было бы, если бы в 2013 году Хованскому помогли с написанием шуток и разработкой нового формата выступлений (отличного от стендап-концертов Стюарта Ли). Вероятно, видеоблогинг был бы совсем другим, а блогеров больше интересовала бы проектная работа. Но Юра не смог, а зрители не дали ему права на ошибку – и это тоже важная часть истории российского ютуба.

Кому помогла слава Виктора Цоя? Анита Цой притворялась родственницей, а Юрий Хованский бесил фанатов

6 блогеров, которых поднял Юрий Хованский. От Ника Черникова до звёзд «Шаверма-патруля»

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии