Ивлеева все равно принесла кучу просмотров.

Главная ноябрьская премьера «Кинопоиска» однозначно окупилась. «Монастырь» с Настей Ивлеевой от режиссера Александра Молочникова в день релиза привлек 250 тысяч зрителей – таких успехов на «Плюсе» не было даже у новых сезонов «Рика и Морти». Да и критики ничего сильно резкого о «Монастыре» не сказали. Неужели большой успех? По цифрам – да, но у сериала есть гигантская проблема: он скучный.

Зрительское внимание сериалу дали два фактора – провокационная тема + скандальная звезда (еще и с первой обнаженной сценой). Как будто Молочников сыграл на поле Сарика, пусть и несоизмеримо качественнее с точки зрения постановки и визуала. «Монастырь» мог быть очень хорошим сериалом, но запомнят его по кривляниям главной героини. Но что конкретно пошло не так?

О чем сериал «Монастырь»?

Если совсем коротко, о контрастах. Маша, персонаж Ивлеевой, ведет богемную жизнь тусовщицы в Москве и Эмиратах, дружит с женой миллиардера Буркова и отличается вызывающим поведением. Но однажды она съела не ту таблетку не в той компании и уговорила подругу остаться с незнакомыми парнями. В результате случился скандал со слитым видео, а Машу хотят убить опасные люди. В дождь она прибегает в мужской монастырь.

Там разворачивается отдельная линия настоятеля отца Варсонофия, сыгранного Филиппом Янковским, и его сына Юры – его играет Марк Эйдельштейн, русский заменитель Тимоти Шаламе. У одного подростковые метания и вопросы, а у другого таинственное прошлое, отличные навыки кулачного боя в рясе и до жути сосредоточенный взгляд. В конце первой серии два контрастных мира смешиваются в общий сюжет.

От сериала ждали провокации, но ее нет

Ивлеева в монастыре – концепт, который может сработать за счет смелости исполнения. Зачем вообще снимать сериал с такими рискованными заходами, если не хочется сказать что-то интересное? Что-нибудь значительно ярче перевоспитания грешницы, где в конце все лечат травмы друг друга и становятся полноценными людьми. А по первым двум сериям «Монастыря» кажется, что основной замес здесь двигается именно в эту сторону.

Все, что касается непосредственно монастыря, Молочников будто заверял со специалистами-церковниками. Чтобы все красиво и чинно, без последствий. Его и «Кинопоиск» в этом смысле можно понять, но в чем тогда смысл такого сеттинга, если используют его настолько декоративно? Неясно.

Кажется, что Молочникову захотелось снять свою версию «Молодого Папы», но в процессе он наткнулся на слишком большое количество препятствий. А ведь сериал с Джудом Лоу первое время был очень скандальным даже по задумке и тоже поднимал похожие темы. Но режиссер Соррентино построил все так, что при всех провокациях «Молодого Папу» невозможно назвать, например, антихристианским проектом. 

«Монастырь» же еще в первой серии делает акцент на том, что Маша привыкла плевать на нормы и правила. Но вместо сложных вопросов сериал почему-то движется к истории проблемного пациента, которому не оставляют выбора. И это очень обидно.


Ивлеева – худшая часть сериала

Предсказуемый, но от того не менее болезненный фактор. Констатируем очевидное: Настя Ивлеева – просто популярный человек, но уж точно не талантливая актриса. «Туристическая полиция» за актерский опыт не считается: это был ситком с вайбом телеканала «Пятница!» «Монастырь» же – большая работа для серьезного стриминга.

Когда-то у нас выходил текст о том, можно ли отличить хорошего актера от плохого. Главный вывод: в плохой игре чаще всего виноват режиссер. Но к Ивлеевой это не относится. Здесь любой заметит, насколько она неуместна. Особенно в сценах, где не нужно дерзить, тусить и разговаривать на сленге. Тут не поможет и то, что Настя играет более-менее свой типаж, а Молочников не требовал от нее каких-то суперсложных вещей.

Вернемся к аналогии с «Молодым Папой». Моментами Молочникову удавались красивые сцены с церковными ритуалами. Например, красный свет в монастырской теплице – супертоп. И вообще местное население очень колоритное: от самих монахов до трудников-маргиналов, отпускающих соленые шуточки. Но когда начинаешь этим проникаться, сериал снова подсовывает Ивлееву.

И в этом главная проблема. Антураж «Монастыря» в целом и монастыря в частности может дать больше, но основной сюжет будто пришел из сериала попроще и подешевле: тусовщицы, измены, жена миллиардера, бандосы и ужимки Ивлеевой. Сюжет, занимающий больше всего места, по итогу оказывается самой скучной частью сериала.

Бывает и так, что эти «другие сериалы» лезут из самых неожиданных мест. Сцена, где отец Варсонофий как ниндзя побил мужиков, готовых устроить поножовщину, точно сбежала из соседнего павильона. Тут же она смотрится совсем уж неуместно. Было бы кринжовее только в том случае, если бы на середине «Монастырь» превратился в «Сергия против нечисти». Хотя там сериал на удивление более консистентный, только жанровый.

Есть ли в «Монастыре» что-то хорошее?

Определенно. Он красиво снят с точки зрения визуала, из-за чего становится только обиднее, когда тяжеловесную монастырскую драму прерывают на «Сердце Ивлеевой». С этой точки зрения к Молочникову вообще не может быть претензий – «Монастырь» умеет здорово выглядеть, если захочет.

Другая однозначная победа – Филипп Янковский в роли отца Варсонофия. Сильнейшая актерская работа и в настоящем времени, и во флешбэках о прошлом героя. Тот случай, когда за героем интересно наблюдать вне всяких контекстов. Янковский притягивает взгляд в нужное режиссеру место не хуже нюдсов Ивлеевой, хотя они явно выигрывают с точки зрения кликов.

Даже возникшая в конце второй серии линия с сыном, узнавшим кое-что о своем прошлом, в сто раз интереснее основного сюжета. Как будто «Монастырь» заиграл бы совсем по-другому, если бы из него тупо изъяли Ивлееву и все, что с ней связано. Конечно, четкие ответы, как все это работает в сумме, у нас появятся, только когда выйдут все эпизоды. Но пока кажется именно так.

Найдется немало зрителей, готовых проглотить раздражение от главной героини только для того, чтобы побольше узнать про Варсонофия и Юру. Но хотелось бы все-таки, чтобы такие удачные перформансы, как тут у Янковского, не становились предметом компромисса.

«Монастырь» проигрывает другому хиту «Кинопоиска»

Сейчас держитесь за стулья: грядет неуместное сравнение ситкома с драмой. Так вот, «Конец света» с Колокольниковым по динамике и целостности оказался сильнее «Монастыря». Хотя у нас нет причин думать, что Незлобин состоятельнее Молочникова как автор. Но есть один важный момент, позволяющий сравнивать искупительную историю с сериалом, где Владимиру Маркони засунули голову в задницу.

Говоря простым языком, «Монастырь» никак не может определиться, кринж он или база. Идея с контрастом богемной тусовщицы Маши и скрывающейся послушницы Марии понятна, но эти два мира очень плохо сшиваются друг с другом. Погружение в страшные библейские речи, стильную литургию и волевой аскетизм Варсонофия разрушаются, как только Ивлеева говорит «Кайф!» или пытается отшутиться.

Из-за этого непонятно, какой именно сериал мы смотрим и как из этого сложится нечто иное, кроме истории перевоспитания и сюжетного поворота, когда в монастырь придут те самые люди со стволами. А «Конец света» сразу дал понять, на что он ставит и идет с этим, простите, до конца.

Полноценный вердикт будет возможен, только когда сериал выйдет полностью, а не только засветит первые серии. Но уже есть стойкое ощущение, что «Монастырь» останется в памяти как большая упущенная возможность, которую превратили в попурри. Менее популярным он этого не станет, но амбиция Молочникова явно была сильнее, чем желание снять «тот сериал с Ивлеевой в монастыре».

«Конец света» с Кокольниковым – смесь кринжа и хороших идей. Чем плох новый сериал Незлобина?

Сериал о Горшке, похороны «Мажора» и еще 6 премьер от «Кинопоиска». Что смотреть, а на что забить?

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
04 Фев '23
5 выводов из трейлера «Короля и Шута». Сериал прожарит Козырева и превратит Горшка в Джокера
Это мы смотрим.
Виталий Халюков
04 Фев '23
Как работают туалеты в «Гарри Поттере», «Звездных войнах» и других вселенных? Хоббитам повезло сильнее всех
Признайтесь, вы хоть раз об этом задумывались.
Андрей Ставицкий
30 Янв '23
Когда выйдет сериал «Король и Шут»? Всё, что известно о проекте «Кинопоиска»
Одна из главных премьер весны.
Виталий Халюков
29 Янв '23
«Рика и Морти» закроют? Что будет с мультсериалом без Джастина Ройланда?
Здесь все ответы.
Иван Ковальчук
25 Янв '23
Самый раздражающий персонаж из сериалов нулевых. Он жил в доме Букиных
Милейший ребенок, правда?
Иван Ковальчук
25 Янв '23
Кто сыграет новых «Папиных дочек»? У сериала сменится главный герой
Бедный Веник.
Комментарии