Этого еще не было в «Симпсонах».

«Симпсоны» – часть общепланетарного культурного наследия. На них выросли поколения. Но в последние десять лет великий мультсериал был кашляющим стариком – душевным, но потерявшим дееспособность. На фоне «Южного Парка», «Рика и Морти» и других современный тайтлов «Симпсоны» казались беззубым приветом из прошлого, которому пора отправляться в музей. Но все изменилось.

33-й и 34 сезоны «Симпсонов» вдруг резко посвежели и нашли новые комбинации персонажей. Кого-то полностью переизобрели, а зрителям впервые дали ощущение, что население Спрингфилда живет не в вечных девяностых, а в 2020-х. Как это получилось и могут ли новые «Симпсоны» конкурировать с молодыми хитами?

Почему «Симпсоны» сдулись?

«Симпсоны» умирали от старости – Мэтту Гроунингу, создателю мульта, почти 70 лет. Исполнительный продюсер Мэтт Селман моложе, но влияние Гроунинга сохраняется до сих пор. А у стариков, даже самых бодрых, редко получается говорить с молодой публикой на одном языке. К чести Гомера, Барта и остальных, они держались очень долго. Аж с 1989 года.

Но то, что в девяностых было прорывным и хулиганским, к середине нулевых превратилось в консервативную историю о семейных ценностях. А репутацию бунтарей забрали Трей Паркер и Мэтт Стоун, авторы «Южного Парка». Симптоматичная история – Эрик Картман высмеивал безобидное бунтарство Барта Симпсона еще в 2006 году, когда вышел двухсерийный эпизод «Мультипликационные войны». Уже тогда было понятно, что «Симпсоны» слишком мягкие и простые.

Другая проблема долгожительства «Симпсонов» в том, что за несколько десятков лет мультсериал исчерпал возможности персонажей. Мем, что все уже было в «Симпсонах» – не мем, а констатация факта. Как избежать самоповторов, высмеивая новый инфоповод? Гроунинг и другие сценаристы наверняка не раз задумывались об этом.

Конкуренты «Симпсонов» создавались молодыми (и злыми) авторами и пока не успели разыграть столь гигантское количество сюжетов: как пародийных, так и оригинальных. И, что важнее, они вписались в современную реальность, а «Симпсонам» приходилось либо догонять тренды, либо мириться с участью отстающего.

Пока «Гриффины» и «Южный Парк» поставляли зрителям инфоповоды, о «Симпсонах» говорили лишь в формате ретроспективы. Первые убили и воскресили важного героя, вторые перешли на формат жирных спешлов и перестроили лор. А самое свежее, что было в «Симпсонах» до недавнего времени – мем Ильи Мэддисона про дом Фландерса. Как можно восстать с таким багажом?

«Симпсоны» переехали в будущее

Это главная перемена – как минимум визуально. Даже поздние сезоны мульта (до 33-го) выглядели как тайтл из 1990-х. У Барта скейтборд и домик на дереве, телефоны используются только для звонков, а в опенинге семья собирается перед телевизором. Многие элементы архаики сохранились, но теперь «Симпсоны» действительно живут в 2020-х. 


Пародии на экстремистские Instagram* и Facebook* появляются почти в каждой серии. А персонажи активно пользуются соцсетями – так же часто, как и обычные люди. В эпизоде «Барт крутой парень», 15 серии 33 сезона, младший Симпсон требует возврата денег в магазине и снимает происходящее на телефон, чтобы нанести компании репутационный урон. Технологии теперь еще и инструмент для развития сюжета – и это круто.

Да, сейчас мы хвалим «Симпсонов» за вещи, которые появились в «Южном Парке» сразу, а не с задержкой в пятнадцать лет. Но это же приятная перемена! Свежие серии теперь визуально отличаются от старых – достаточно посмотреть пару минут, чтобы понять, что перед вами новый эпизод, а не призрак из прошлого.

Мультсериал пробует новые форматы

В 33 сезоне было аж два мюзикла: «Звезда закулисья» – крутой, а «Рок богадельни» – скорее странный. Там поколение Барта, если считать пацана современным зумером, приговорили к очень страшному будущему. Забавно и то, что сезон стартует со «Звезды закулисья», а заканчивается пафосным майк дропом «Рока богадельни». Концепция не сильно понятная, но будем считать, что так «Симпсоны» отмечают камбэк.

Двухсерийка «Серьезный Фландерс» – еще один шаг вперед. Это была пародия на «Фарго» и сериалы Netflix в целом. Снова отмечаем, что раньше шоу не проявляло такого интереса к стримингам и современным темам. Ну и жирного экшн-оммажа про соседа тоже никто не ожидал. А он крайне хорош.

Но лучше всего новый подход «Симпсонов» иллюстрирует свежайший аниме-эпизод в стиле «Тетради смерти». Он вышел 30 октября и стал частью популярной хэллоуинской линейки «Дом ужасов на дереве». И вот что здорово: мульт всегда пародировал культовые хорроры, но никогда не заходил так далеко.

Серия выполнена в стилистике аниме и похожа скорее на трибьют «Тетради смерти», чем на оммаж. Консервативная комедия про американскую семейку раньше разве что посмеивалась над японскими мультами. Здесь же нас ждет радикальный подход – и это уже большой инфоповод. Вот вам и шокирующее откровение: «Симпсоны» нашли новые форматы и не стесняются экспериментов. Безумие!

Многих персонажей изобрели заново

Еще одна важнейшая перемена. Раньше у каждого жителя Спрингфилда была узкая роль, а многим казалось, что «Симпсоны» уже успели отыграть химию всех со всеми. Но 33 сезон показал: это неправда.

В одной из серий нам раскрывают лавстори Клетуса и Брендин – щербатых деревенщин из американских стереотипов. Раньше их единственной ролью в «Симпсонах» была опциональная пародия на реднеков. Но в этот раз сценаристы нашли время для неочевидных героев.

А у Гомера появился друг-напарник – Гэри Чалмерс, управляющий начальной школой Спрингфилда. Мужик с четвертого сезона был персонажем категории Ж, а теперь стал солидным действующим лицом. И главное: их отношения с Гомером – золото комедии. В мини-сюжете эпизода «Девчонки хотят повеселиться» Симпсон и Чалмерс пробуют бельгийское пиво и воображают себя фламандскими монахами. Отличная серия, а персонажи гениально дополняют друг друга. Вау!

Поводом для внезапной дружбы Гомера с Чалмерсом стала столь же внезапная дружба Лизы с Шоной, дочерью Чалмерса. В «Симпсонах» появился архетип старшей подруги, а Шона, как и ее отец, оказалась важным персонажем, а не картонной фигурой №4. Кто бы мог подумать, что Лиза скорешится с проблемной девочкой-подростком. Но это сработало. И спасибо «Симпсонам»: они нашли неожиданные пары героев.

А Барт, осиротевший после смерти Эдны Крабаппл, получил новую крутую училку – мисс Пэйтон. Она не паразитирует на старом персонаже, а ищет к тинейджеру другой подход. До этого в «Симпсонах» был неудачный эксперимент с Недом Фландерсом в роли учителя начальной школы, но его свернули.

Больше внимания теперь уделяется Ральфу, Нельсону, саморазрушительной натуре Мо и еще куче персонажей, которые годами – нет, даже десятилетиями – топтались на месте. Например, мафиози по кличке Жирный Тони теперь становится крестным отцом Мэгги. Шутка очевидная, но открывает кучу возможностей. «Симпсоны» впервые за долгое время начали двигать фигурки по новым маршрутам – и за этим интересно наблюдать.

«Симпсоны» перестали быть сатирой

Или смирились с тем, что их сатира больше не работает. Это правильный подход. Все слабейшие линии 33-го и 34 сезонов проявлялись в момент, когда кто-то из сценаристов вдруг решал, что тема серии должна быть остросоциальной. Кто только не высказывался о культуре отмены – ребят, вы очень вовремя!

Основная ценность новых сезонов – в персонажах и их историях. «Симпсоны» покончили с моделью «Южного Парка», где все герои – слова и абзацы, из которых Стоун и Паркер складывают высказывания. А «Рик и Морти», например, уже не столько набор пародий, сколько сериал про динамику и персонажей. И «Симпсоны» теперь такие же.

Это решение – лучший способ достойно обойтись с наследием мультсериала. Героев знают в лицо и по имени даже те, кто не включал ни одной серии «Симпсонов» за последние десять лет. И если персонажей будут ставить в интересные ситуации, у зрителя появится повод вспомнить о сериале. Вывод в конце – необязательная часть: хорошая история важнее. Так звучит новый подход.

Насколько хороши новые «Симпсоны»?

Зависит от ваших ожиданий. «Симпсоны» так же хороши, как и в классическую эпоху? И близко нет. Забудьте. Те времена ушли, и мульт уже никогда не станет самым значимым в индустрии. Но есть и хорошие новости: сценаристы все это понимают.

Наследие консервируется в ностальгический пак, а персонажи и истории развиваются в новых направлениях. И благодаря этому мультсериал можно смотреть с удовольствием и интересом. 

С точки зрения остроты юмора и количества безумных отсылок новые «Симпсоны» все равно проиграют «Рику и Морти» так же, как самая крутая карета уступит любой современной тачке. Слишком высока разница технологий и методов. Но это не значит, что нынешние «Симпсоны» – слабый мультфильм.

Он работает на другом топливе, но не стесняется собственных ограничений и едет быстрее, чем в последние пятнадцать лет. И это потрясающий камбэк. Если вы хотели, чтобы «Симпсоны» снова стали сильными и крутыми – сейчас лучшее время, чтобы вернуться к просмотру. Но нужно быть готовым принять обновленную версию желтой семейки: без острой сатиры, но с остроумными отсылками, свежими ракурсами на старых персонажей и в современной обертке. Теперь «Симпсоны» стареют красиво и без стыда. Это нужно ценить.

*запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России

7 самых уродливых персонажей из мультсериалов. От брата Арнольда до тещи из «Русалочки»

Елена Лядова скатилась. Она была звездой 2010-х, а теперь снимается в адских комедиях

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Иван Ковальчук
25 Янв '23
Самый раздражающий персонаж из сериалов нулевых. Он жил в доме Букиных
Милейший ребенок, правда?
Иван Ковальчук
25 Янв '23
Кто сыграет новых «Папиных дочек»? У сериала сменится главный герой
Бедный Веник.
Виталий Халюков
23 Янв '23
За что ненавидят мультсериал про Велму из «Скуби-Ду»? У проекта низкий рейтинг и слабый юмор
Из «Велмы» хотели сделать «Харли Квинн».
Иван Ковальчук
21 Янв '23
3 главных минуса сериала «Фандорин. Азазель». Они могут испортить просмотр
Разбираемся в главном сериале января.
Виталий Халюков
20 Янв '23
8 актеров, которые всегда играют злодеев. Диктатор из Far Cry и звезды «Гарри Поттера»
Их уже сложно представить положительными героями.
Виталий Халюков
19 Янв '23
Почему The Last of Us – лучшая экранизация в истории? Есть 5 причин
HBO удалось не потерять баланс, но как они это сделали?
Комментарии