Как это отстраивать?!

У вас нет ощущения, что в последние пару лет вселенная Marvel как-то потерялась? Вот конкретная дата – 2019 год, когда Сага Бесконечности закончилась фильмом «Мстители: Финал». С этого момента единственным признанным хитом стал «Человек-паук: Нет пути домой», но там кассу и восторги сделал концентрат из ностальгических ловушек.

Остальные фильмы и сериалы MCU вышли либо спорными, либо симпатичными, но очень маленькими, как «Соколиный глаз». И можно ждать, что сейчас-то Кевин Файги и компания соберутся с мыслями и снова построят что-то крутое. А потом выходит «Женщина-Халк». И все надежды растворяются. Неужели все так плохо?

Спад после «Мстителей» был неизбежным

Он читался. Историю супергероев и линию с Таносом вели и готовили десять лет и двадцать два фильма. Логично было предположить, что после ее окончания наступит затишье. Особенно с учетом, что из ростера Marvel выпали главные актеры и персонажи – Роберт Дауни-младший/Железный человек и Крис Эванс/Капитан Америка. Их нельзя заменить за пару фильмов.

Разумные зрители и не требовали от Marvel того же уровня сразу. Но хотелось увидеть какое-то внятное направление. И по прошествии трех лет этого не случилось. Более того, недавний сериал «Женщина-Халк» показал худший CGI в истории киновселенной, ужасный юмор и неуместный слом четвертой стены. А заявленная тема мультивселенной хоть как-то проявилась только в трех тайтлах – «Локи», «Доктор Стрэндж» и «Человек-паук».

Так вот, новые «Мстители» планируются на 2025 год. Вы думаете, что за это время Marvel успеет выйти на уровень Саги Бесконечности? Не говоря уже, что линию Таноса в принципе сложно переплюнуть. Чувак угрохал половину вселенной, а камни бесконечности так или иначе фигурировали в каждом значимом релизе. Так что то, что происходит сейчас, напоминает не ожидаемый плановый спад, а тупик.

Киновселенная расширяется слишком быстро

Marvel прямо сейчас напоминает тематический парк, использующий каждое удобное место для застройки. В новых фазах появляется гигантское количество новых персонажей из комиксов, о которых обычные люди даже не слышали, вроде Лунного рыцаря и той же Женщины-Халк. Разве это было необходимо?

Количество тайтлов и персонажей теперь явно доминирует над качеством. Например, «Вечные» – необязательная дичь про селестиалов со скучным злодеем и сценой, где Икар влетает в Солнце. Зачем? Из новых тайтлов просто не складывается красивая мозаика, как это было с первыми фазами MCU. Теперь экосистема Файги – мешанина, за которой тяжело уследить.

Неужели не было бы лучше, если бы Marvel плотно занималась ограниченным количеством персонажей, думая, как сделать их звездами уровня Железного человека или Капитана Америки? Тем более, когда людям не нравятся не только новички, но и фильмы про уже состоявшихся героев – Тора и Черную Вдову. Шутки про бездушный конвейер одинаковых ориджин-стори состарились гораздо лучше, чем мы от них ожидали. 


Disney+ сильно разделил аудиторию

Пожалуй, пока это самая заметная перемена в стратегии киновселенной. С одной стороны, это шаг вперед, потому что так у героев появляется больше времени, чтобы показать себя. С другой – сериалы, в отличие от фильмов, смотрят не все. Часть аудитории нового «Доктора Стрэнджа» не поняла половину сюжета, потому что не включала «Ванда/Вижн».

Стриминги, может, и побеждают кинотеатры, но в глазах зрителей большое кино все еще кажется чем-то более обязательным, чем сериал. Хотя бы потому, что фильм можно съесть за один раз. И это не единственная разделительная линия.

Когда вселенная Marvel состояла только из крупнобюджетных фильмов, все они подходили каждому зрителю. Были продуктом для широкой аудитории. Теперь же у нас появляются нишевые сегменты. Как будто MCU стала настолько большой, что иногда прямо говорит нам: «Этот конкретный фильм/сериал – не для тебя».

Скажем, «Доктор Стрэндж» от Сэма Рейми сильнее понравился олдам и ценителям старой фильмографии режиссера. А молодые даже не поняли, почему так много внимания уделили камео Брюса Кэмпбелла. Для них он – не Эш из «Зловещих мертвецов», а какой-то старый мужик без карьеры. 

Но есть пример круче – сериал «Мисс Марвел». Я – белый мужчина в паре лет от тридцатки, живу в Восточной Европе и никак не связан с исламской культурой. «Мисс Марвел» вообще не рассчитывает на меня как на зрителя. И в этом нет ничего плохого: не нужно судить о качестве фильма по таким параметрам. Возможно, он не для вас.

Но проблема в том, что из-за большого количества таких сегментов, аудиторию Marvel порубили на куски. Каждый теперь смотрит определенный набор продуктов и игнорирует остальное. А этот процесс полностью противоположен выстраиванию единой картины. Фильмы Marvel перестали быть одним большим сериалом. Вместо этого они стали супермаркетом, откуда каждый выходит со своей корзиной. С таким подходом и расфокусом внимания будет сложно вернуться к уровню финала Саги Бесконечности.

Marvel зачем-то сваливает все в один котел

Просто задумайтесь на секундочку. Мы только что говорили, как новая политика Marvel Studios разбивает аудиторию на сегменты, и это создает ряд проблем. Но есть и глобальная беда – эти кусочки не живут в отдельных мирах, они все еще являются частью общей киновселенной. Не представляю, как можно эффективно собрать их воедино.

Пришло время сказать ужасную вещь: господа и дамы из Marvel, пожалуйста, действуйте как DC. «Джокер» Тодда Филлипса никогда бы не достиг успеха, если бы выходил под одной крышей с «Акваменом» и общим возрастным цензом PG-13. Его разумно вывели в неканон и сделали взрослым продуктом с рейтингом R. И все получилось.

Представьте, если бы Marvel сделала то же самое. Сорвиголова в комиксах – жесткий персонаж. И ему было бы намного комфортнее жить в отдельной подвселенной фильмов и сериалов с рейтингом R. И такое можно провернуть не только с ним. Это бы исправило кучу проблем.

Провал «Тора: Любовь и гром» – явный маркер кризиса

Следите за руками. Тор – популярнейший персонаж первого поколения киновселенной Marvel, восстановивший репутацию после третьего сольника и последних «Мстителей». Режиссер – Тайка Вайтити, любимый и признанный всеми. Он – тот человек, который переизобрел персонажа, а злодея играет Кристиан Бэйл. Как этот фильм вообще мог провалиться?

«Тор: Рагнарек» был великолепной штукой. Юмор Тайки сделал пафосного долдона интересным персонажем, а в последующие фильмы переехал именно этот образ. Но «Тор: Любовь и гром» – просто катастрофа. Мем про кричащего козла, ревнующий молот и ужасные шутки. Полнейший кошмар.

Хотя казалось бы, сейчас, когда Marvel вводит и меняет так много героев, устоявшиеся персоналии должны стать стержнем и опорой киновселенной. Им нужен был максимум внимания. И вот теперь появляется повод задуматься: если проваливаются даже такие беспроигрышные тайтлы от сильных авторов – что это, если не потеря контроля?

Если бы «Тор: Любовь и гром» был на одном уровне с предыдущей частью, вы бы сейчас не читали этот текст. Потому что Тайка с его новым фильмом всегда появлялся бы на периферии сознания и подсказывал, что не все так плохо. Но этого не произошло. 

Marvel облажалась со смертью Тони Старка и Железного человека

Их линии в фильме «Мстители: Финал» закончились очень солидно. Персонажи красиво ушли в правильном месте, а Marvel удалось достойно проститься с двумя центральными персонажами, на которых держалась киновселенная. Было бы гораздо тупее, если бы они пропали где-то за кадром, потому что студия поругалась с Робертом Дауни-младшим или что-то подобное. Но с чем они оставили киновселенную?

После ухода Старка и Кэпа у Marvel не было никого, кем бы их можно было заменить. Ни одного супергероя, который бы тут же стал центром притяжения франшизы в отсутствии этих двоих. Да, есть Человек-паук – и это как будто правильный выбор. Но там все еще нестабильная ситуация с правами, а часть прибыли уходит Sony. Если поставить все на Паркера, а потом у правообладателей произойдет конфликт, можно жестко облажаться. И что же делать?

Правильный ответ – ничего. Уже ничего нельзя сделать. Ну, кроме того, что Кевин Файги и делает: планомерно вводить героев, чтобы в итоге кто-то всплыл и занял места фронтменов. Но это плохая стратегия. На самом деле преемников для этих парней нужно было готовить раньше. 

И так, чтобы в момент ухода Железного человека и Капитана на супергеройскую пенсию, их сразу заменили кем-то важным и заметным. Кем-то, кого уже знает и любит зритель. Отсутствие таких фигур – одна из главных причин, почему MCU сейчас практически лежит в руинах.

Что делать дальше?

Пока все очевидно. Ждать, надеяться на успех новых тайтлов, из которых пока что перспективным выглядит разве что «Блэйд». А в 2025 году у Marvel будет контрольная проверка сил. Тогда выйдет сразу две части «Мстителей» – «Династия Канга» и «Секретные войны», к которым якобы ведут все происходящие сейчас события.

Как это будет на практике, непонятно. Слишком уж мало информации о проектах, если не считать комиксные оригиналы. Но мы-то понимаем, что в случае с киновселенными такая аналитика никогда не работала.

Единственное, что понятно уже сейчас – мультивселенная и «Секретные войны» пока не так ожидаемы и величественны, как «Война бесконечности». Возможно, нам еще не показали пару мест, где сходятся концы нынешних разрозненных частей марвеловской экосистемы. А есть и более вероятный вариант: Кевин Файги вывернет кошелек наизнанку и в «Секретных войнах» вернет миллион ностальгических персонажей. И этот подход сработает, а фильм соберет рекордную кассу. Но да, последние годы – отвратительный период неопределенности в том числе для фанов MCU.

7 причин, почему киновселенная DC не может догнать Marvel. От ухода Снайдера до унылого копирования

Как снимали взрослую версию «Скуби-Ду»? Шэгги употреблял, а Велма сохла по Дафне

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии