Стоп, а откуда тут Вин Дизель?
Dungeons & Dragons – самая известная настольно-ролевая игра. Даже далекие от этого мира люди могли видеть ее древнюю версию в «Очень странных делах». Сейчас D&D популярнее, чем когда-либо: не только из-за Netflix, но и благодаря некоторым знаменитостям. Почему это так важно?

На самом деле каждый из нас регулярно сталкивается с влиянием D&D. Особенно те, кто играет в видеоигры, но и это не единственное поле соприкосновения. Вы смотрите то, что сняли люди, вдохновленные D&D. Вы встречаете прямые и косвенные отсылки. Вы пользуетесь концептами, пришедшими оттуда. Как же это работает?
Что такое D&D?
Это настольно-ролевая игра, а не простая настолка. Играя в «Манчкин», вы не можете отделиться от остальных игроков или не выбивать двери. В «Монополии» ходить можно только по заранее размеченному маршруту. А в «Каркассоне» вы обречены занимать пространство и ничего более. Настольные игры строго ограничен. Там нельзя делать то, что не предусмотрено механикой.

В Dungeons & Dragons все работает иначе. Мастер создает собственный или берет готовый мир, где модерирует приключение с помощью правил. Игроки же сообщают, что хотят сделать их персонажи, а бросок кубика определяет, состоялось действие или нет. Выбор действий ограничен только вашей фантазией и здравым смыслом. Никакой бросок не позволит вам застрелить Луну из лука, но вариативность бесконечна. В этом контексте мастер – компьютер, реагирующий на действия. А набор правил и механик конкретной игры – движок.

Ни у одной видеоигры и близко нет вариативности D&D. Да и не будет до изобретения квантового компьютера. Даже в хорошей компьютерной RPG у вас есть ограниченный набор ответов на ситуацию. Например, дорожный бандит преградил вам путь и требует кэш. Что предлагает сделать видеоигра? Убить, подкупить, убедить, прокрасться мимо или, может быть, заплатить телом. И все. А в D&D то, что вы придумали, и есть ответ. Никаких невидимых стен и вынужденных решений.

Игру придумал Гэри Гайгэкс в 1974 году. С тех пор Dungeons & Dragons пережила много перемен и воплощений. Первый пик, как подсказывают «Очень странные дела», пришелся на 1980-е. Потом было затишье 1990-х и медленное возрождение. Но благодаря D&D появились сотни других настольных RPG. И необязательно в жанре фэнтези.

Более социальная Vampire: The Masquerade (и другие линейки World of Darkness) – изначально настольно-ролевой хит, а уже потом культовая компьютерная игра. Были и детективные лавкрафтианские хорроры Call of Cthulhu и Delta Green. И настольно-ролевой Warhammer в разных вариациях. И официальные игры во вселенной «Звездных войн», «Чужого», «Дюны» и «Джона Картера». Все это родилось из Dungeons & Dragons.
Видеоигры взяли из D&D миллион механик
RPG – жанр, где живой человек в рамках игры берет на себя отыгрыш вымышленного персонажа – появился благодаря творению Гайгэкса. Но это глобальный уровень, и его легко понять: в таком контексте D&D – лишь фундамент. Все знают про Генри Форда, но предпочитают кататься на современных тачках, а не на Model T.

Но вы пока не понимаете, как глубоки эти корни. Пройдемся лишь по главным концепциям, рожденным в D&D, которые теперь являются основой большинства видеоигр. Еще раз: до Гайгэкса таких вещей не было.
Прокачка. Идея, что персонаж зарабатывает опыт, повышает уровень и становится сильнее. Когда-то чистейшее изобретение D&D, а сейчас настолько базовая штука, что о ней и говорить неловко. В игре есть прокачка? Естественно!

Создание персонажа. Выбор расы, класса и предыстории. В 1974 году это был один из главных селлинг-пойнтов игры – вы можете сделать героя, который вам нравится. Тогда не сидели часами в редакторе, а просто читали книгу и заполняли лист. Фактически то же самое.

Пачка персонажей. D&D – кооперативный экспириенс. Идея о группе разных приключенцев, путешествующих вместе, пришла отсюда. По-прежнему эссенциальный дизайн для компьютерных RPG.

Исследование подземелий. Концепция dungeon crawl – изобретение D&D. В 1970-х в нее так и играли: стартовали перед началом подземелья. А уже позже игроки начали свободно шляться по наземному миру.

Открытый мир. Кому-то пункт покажется спорным, но свобода перемещения игрока и open world с кучей сайд-квестов однозначно пришли из Dungeons & Dragons. В контексте видеоигр это хоть и переоцененный, но популярный прием.

Квест. NPC дает вам задание, которое нужно выполнить: убить большого монстра, принести шесть яиц припять-кабанов, найти ключевой предмет или передать сообщение. Квест – способ внятно сформулировать главную или побочную цель персонажа. Стоит ли уточнять, что понятие стало повседневным элементом внутреннего языка видеоигр?

И таких вещей множество. Не говоря уже, что многие культовые игровые серии были связаны с D&D напрямую. Такие вещи, как Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Icewind Dale, работают по системе D&D издания 3.5, где каждый удар или попытка открыть сундук – результат внутреннего броска куба. А лор этих игр взят из Forgotten Realms – самого популярного стандартного сеттинга для Dungeons & Dragons.

Но есть и менее очевидные примеры. У легендарной Star Wars: The Knights of Old Republic под капотом тоже были правила D&D 3.5, хотя там нет ни драконов, ни эльфов. Иногда разработчики создают похожие системы, как в Pillars of Eternity или Tyranny от Obsidian Entertainment. А выстреливший недавно Pathfinder – геймизация одноименной настольной RPG и главного жанрового конкурента современной Dungeons & Dragons.

Даже шикарная Disco Elysium родилась исключительно потому, что сценарист преобразовал свой развивавшийся годами D&D-сеттинг в нечто новое. Опыт мастера оказался отличной основой для написания сценария, персонажей и создания уникального мира. А каждая проверка навыка в игре реализуется с помощью броска двух шестигранных кубиков.
Ваши любимые мульты и сериалы отсылают к D&D
Постоянно. Если брать прямые отсылки, первой в голову приходит серия «Гравити Фолз» под названием «Подземелья, подземелья и еще больше подземелий», где Диппер и прадядя Стэнфорд играют в утрированную версию D&D для гиков-математиков. Шоураннер Алекс Хирш, очевидно, тоже любил кидать двадцатигранный кубик.

Примите это как факт: гигантское количество сценаристов, режиссеров и других криэйторов из США были или остаются дикими фанатами D&D. От шоураннера «Игры престолов» Дэна Уайсса до режиссера «Мандалорца» и «Железного человека» Джона Фавро и солиста My Chemical Romance Джерарда Уэя.
В недавнем сериале «Стар Трек: Нижние палубы» герои тоже играли в своеобразную версию D&D с портативным клингоном-мастером. Достаточно, кстати, забавно.

А в сериале «Сообщество» от Дэна Хармона есть целых два малобюджетных эпизода, где персонажи играют в D&D, чтобы помочь социализироваться друзьям.

Много отсылок есть и в «Футураме». А еще в «Лаборатории Декстера», «Спанчбобе» и, конечно, в «Теории Большого взрыва». Последний случай не удивляет. Сериал сделал многое для легитимации гик-культуры.

Но сильнее всех отличилось «Время приключений». Создатель мульта Пендлтон Уорд не скрывал, что вдохновлялся D&D, а мир Ооо в целом напоминает какой-то ролевой сеттинг. Финн и Джейк постоянно отправляются на различные квесты, охотятся за сокровищами и часто исследуют подземелья в классическом для игры стиле. «Время приключений» даже несколько раз использовало монстров из старых изданий D&D – таких, как мимик и желатиновый куб.
Создатель «Рика и Морти» превратил D&D в шоу
«Хармонквест» – уникальный проект. Это и игра перед живой аудиторией, и наполовину анимированный по ее мотивам мультфильм. Идея родилась у Дэна Хармона случайно. Во время подкаста он вдруг вспомнил, что в детстве постоянно играл в D&D. Идея сделать упрощенную версию со звездными гостями полностью окупилась и вылилась в смотрибельный комедийный проект.

Или в несмотрибельный, если вы знакомились с его российским эпигоном – «Подземелья Чикен Карри». Там вместо анимации используются статичные картинки, а вместо динамики – ужасные шутки от Александра Гудкова, Никиты Кукушкина и компании.
«Подземелья» – продукт, полностью вдохновленный успехом «Хармонквеста», но с другим подходом и некоторыми изменениями. Например, у «Чикен Карри» не получается делать связное повествование, поэтому их кривляния за столом выходят условно связными эпизодами.
Вин Дизель помог D&D стать популярнее
Удивительно, не так ли? Одно дело, когда игра с циферками и кубиками привлекает гиков. Но Вин Дизель кажется воплощением альфачества. Тем не менее, он активно участвовал в продвижении пятой редакции D&D – последней на момент написания текста. Создатели сделали ее более доступной для широкой аудитории, а Дизеля позвали для пиара на ранней стадии.
Ход оказался разумным, а Вин ненадолго стал неожиданным символом хобби. До этого в мире уже были внезапные фанаты D&D. Легенда NBA Тим Данкан, например, до сих пор с кайфом играет в настольно-ролевуху и, судя по татуировкам, предпочитает волшебников.
Но Дизель – не главный фанат Dungeons & Dragons в Голливуде. Эту роль застолбил другой альфач – Джо Манганьелло. Он звезда сериала «Настоящая кровь», Флэш Томпсон из «Человека-паука» с Тоби Магуайром и Дефстроук из вселенной DC, хотя там у него было только камео.

Фото выбрано неслучайно. Манганьелло еще и муж колумбийской актрисы Софии Вергары, а вместе они – самая порнушная пара Голливуда. А ведь этот же чувак превратил свой подвал в «Мемориальное подземелье имени Гэри Гайгэкса».

Там Джо, великий гитарист Том Морелло, сценарист «Игры престолов» Дэн Уайсс и другие звезды играют в D&D по-крупному. Кстати, Манганьелло еще и подозревает Вина Дизеля в том, что тот на самом деле не такой уж фанат. Он, цитируем, «много об этом слышал, но не знает никого, кто играл бы с Вином Дизелем».

Если вам надо было разбить внутренние стереотипы, пожалуйста. Джо Манганьелло – настоящий D&D-фрик, и хобби стало для него одной из определяющих сторон личности. По этой части в Голливуде с ним поборется разве что актриса Дебора Энн Уолл из «Сорвиголовы», но это уже другая история.
Почему Dungeons & Dragons снова стала популярной?
После 1980-х игра оставалась достаточно крупной, но все-таки нишевой историей для людей с определенным складом ума. Не говоря уже о стереотипах, что это либо детское, либо слишком задротское занятие, а не какая-нибудь рыбалка. Но пятая редакция 2014 года изменила все. И ей помог не только Вин Дизель.

Во-первых, D&D стала сильно проще. Культовая версия 3.5 была слишком подробной и пыталась превратить все в математику. А пятерка сделала так, что кто угодно втянется в нее за пару игр и не будет испытывать трудностей с цифрами.
Во-вторых, мир к этому моменту уже окончательно признал гиков. Все смотрели кино по комиксам, все устали от «Теории Большого взрыва» и все нормально относятся к геймерам. А в 2016-м «Очень странные дела» лишь напомнили, что D&D была важной частью культуры 1980-х.

Кстати, компания Wizards of the Coast, выпускающая D&D, позже замутила коллаб с «Очень странными делами». В коробке – олдскульное приключение, написанное Уиллом Байерсом из сериала. Тоже отличный пиар, хоть и сам продукт вышел слабеньким.

Но главный очаг пиара D&D в современном мире – ютуб-шоу Critical Role. В нем профессиональные актеры озвучки играют под руководством Мэтта Мерсера – теперь уже самого популярного мастера на планете. Их партии по качеству оказались сравнимы с аудиокнигой. Многие подсели на этот сериал и захотели так же.

В итоге Мерсер не только выпустил руководство по своему сеттингу у Wizards of the Coast, но и собрал деньги на полноценный анимационный сериал. «Легенда Вокс Машины» вышла в 2022 году на Amazon и добилась популярности. Хотя у сериала есть несколько серьезных проблем. Например, перебор с юмором со спущенными штанами. То, что работает за игровым столом, не гарантирует хороший сценарий. Но прецедент жесткий.

Для русскоязычной публики главный маркер по-прежнему «Подземелья Чикен Карри». Каким бы ни было шоу, в стране, где Dungeons & Dragons – ультранишевое хобби, любой успех считается. А может быть, будет и что-то еще.
Комик Сева Ловкачев, известный зрителям Stand-Up Club #1 тизерил попытку сделать еще одно D&D-шоу с российскими комиками. Оказалось, что это стрим-проект. И там можно увидеть известных ребят: например, Василия Медведева или Алексея Квашонкина. Есть шанс, что Dungeons & Dragons не только воскресла, но и станет еще популярнее. Уже без всяких стигм.
10 игр с самыми агрессивными фанатами. «Ведьмак», Dark Souls, GTA и другие хиты
Эта игра покорила Мэддисона и Хованского. Стратегия для гиков превратилась в The Sims
Подписывайся на канал «Палача» в Telegram
Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами