Стоп, а откуда тут Вин Дизель?

Dungeons & Dragons – самая известная настольно-ролевая игра. Даже далекие от этого мира люди могли видеть ее древнюю версию в «Очень странных делах». Сейчас D&D популярнее, чем когда-либо: не только из-за Netflix, но и благодаря некоторым знаменитостям. Почему это так важно?

«Очень странные дела»

На самом деле каждый из нас регулярно сталкивается с влиянием D&D. Особенно те, кто играет в видеоигры, но и это не единственное поле соприкосновения. Вы смотрите то, что сняли люди, вдохновленные D&D. Вы встречаете прямые и косвенные отсылки. Вы пользуетесь концептами, пришедшими оттуда. Как же это работает?

Что такое D&D?

Это настольно-ролевая игра, а не простая настолка. Играя в «Манчкин», вы не можете отделиться от остальных игроков или не выбивать двери. В «Монополии» ходить можно только по заранее размеченному маршруту. А в «Каркассоне» вы обречены занимать пространство и ничего более. Настольные игры строго ограничен. Там нельзя делать то, что не предусмотрено механикой.

В Dungeons & Dragons все работает иначе. Мастер создает собственный или берет готовый мир, где модерирует приключение с помощью правил. Игроки же сообщают, что хотят сделать их персонажи, а бросок кубика определяет, состоялось действие или нет. Выбор действий ограничен только вашей фантазией и здравым смыслом. Никакой бросок не позволит вам застрелить Луну из лука, но вариативность бесконечна. В этом контексте мастер – компьютер, реагирующий на действия. А набор правил и механик конкретной игры – движок.

Ни у одной видеоигры и близко нет вариативности D&D. Да и не будет до изобретения квантового компьютера. Даже в хорошей компьютерной RPG у вас есть ограниченный набор ответов на ситуацию. Например, дорожный бандит преградил вам путь и требует кэш. Что предлагает сделать видеоигра? Убить, подкупить, убедить, прокрасться мимо или, может быть, заплатить телом. И все. А в D&D то, что вы придумали, и есть ответ. Никаких невидимых стен и вынужденных решений.

Гэри Гайгэкс

Игру придумал Гэри Гайгэкс в 1974 году. С тех пор Dungeons & Dragons пережила много перемен и воплощений. Первый пик, как подсказывают «Очень странные дела», пришелся на 1980-е. Потом было затишье 1990-х и медленное возрождение. Но благодаря D&D появились сотни других настольных RPG. И необязательно в жанре фэнтези.

«Чужой. Книга правил»

Более социальная Vampire: The Masquerade (и другие линейки World of Darkness) – изначально настольно-ролевой хит, а уже потом культовая компьютерная игра. Были и детективные лавкрафтианские хорроры Call of Cthulhu и Delta Green. И настольно-ролевой Warhammer в разных вариациях. И официальные игры во вселенной «Звездных войн», «Чужого», «Дюны» и «Джона Картера». Все это родилось из Dungeons & Dragons.

Видеоигры взяли из D&D миллион механик

RPG – жанр, где живой человек в рамках игры берет на себя отыгрыш вымышленного персонажа – появился благодаря творению Гайгэкса. Но это глобальный уровень, и его легко понять: в таком контексте D&D – лишь фундамент. Все знают про Генри Форда, но предпочитают кататься на современных тачках, а не на Model T. 


Отсылка к D&D в Firewatch

Но вы пока не понимаете, как глубоки эти корни. Пройдемся лишь по главным концепциям, рожденным в D&D, которые теперь являются основой большинства видеоигр. Еще раз: до Гайгэкса таких вещей не было.

Прокачка. Идея, что персонаж зарабатывает опыт, повышает уровень и становится сильнее. Когда-то чистейшее изобретение D&D, а сейчас настолько базовая штука, что о ней и говорить неловко. В игре есть прокачка? Естественно!

Экран прокачки Witcher III: The Wild Hunt

Создание персонажа. Выбор расы, класса и предыстории. В 1974 году это был один из главных селлинг-пойнтов игры – вы можете сделать героя, который вам нравится. Тогда не сидели часами в редакторе, а просто читали книгу и заполняли лист. Фактически то же самое.

The Elder Scrolls V: Skyrim

Пачка персонажей. D&D – кооперативный экспириенс. Идея о группе разных приключенцев, путешествующих вместе, пришла отсюда. По-прежнему эссенциальный дизайн для компьютерных RPG.

Divinity: Original Sin 2

Исследование подземелий. Концепция dungeon crawl – изобретение D&D. В 1970-х в нее так и играли: стартовали перед началом подземелья. А уже позже игроки начали свободно шляться по наземному миру.

Darkest Dungeon

Открытый мир. Кому-то пункт покажется спорным, но свобода перемещения игрока и open world с кучей сайд-квестов однозначно пришли из Dungeons & Dragons. В контексте видеоигр это хоть и переоцененный, но популярный прием.

Dragon’s Dogma

Квест. NPC дает вам задание, которое нужно выполнить: убить большого монстра, принести шесть яиц припять-кабанов, найти ключевой предмет или передать сообщение. Квест – способ внятно сформулировать главную или побочную цель персонажа. Стоит ли уточнять, что понятие стало повседневным элементом внутреннего языка видеоигр?

Kingdome Come: Deliverance

И таких вещей множество. Не говоря уже, что многие культовые игровые серии были связаны с D&D напрямую. Такие вещи, как Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Icewind Dale, работают по системе D&D издания 3.5, где каждый удар или попытка открыть сундук – результат внутреннего броска куба. А лор этих игр взят из Forgotten Realms – самого популярного стандартного сеттинга для Dungeons & Dragons.

Neverwinter Nights 2

Но есть и менее очевидные примеры. У легендарной Star Wars: The Knights of Old Republic под капотом тоже были правила D&D 3.5, хотя там нет ни драконов, ни эльфов. Иногда разработчики создают похожие системы, как в Pillars of Eternity или Tyranny от Obsidian Entertainment. А выстреливший недавно Pathfinder – геймизация одноименной настольной RPG и главного жанрового конкурента современной Dungeons & Dragons.

Disco Elysium

Даже шикарная Disco Elysium родилась исключительно потому, что сценарист преобразовал свой развивавшийся годами D&D-сеттинг в нечто новое. Опыт мастера оказался отличной основой для написания сценария, персонажей и создания уникального мира. А каждая проверка навыка в игре реализуется с помощью броска двух шестигранных кубиков.

Ваши любимые мульты и сериалы отсылают к D&D

Постоянно. Если брать прямые отсылки, первой в голову приходит серия «Гравити Фолз» под названием «Подземелья, подземелья и еще больше подземелий», где Диппер и прадядя Стэнфорд играют в утрированную версию D&D для гиков-математиков. Шоураннер Алекс Хирш, очевидно, тоже любил кидать двадцатигранный кубик. 

«Гравити Фолз»

Примите это как факт: гигантское количество сценаристов, режиссеров и других криэйторов из США были или остаются дикими фанатами D&D. От шоураннера «Игры престолов» Дэна Уайсса до режиссера «Мандалорца» и «Железного человека» Джона Фавро и солиста My Chemical Romance Джерарда Уэя.

В недавнем сериале «Стар Трек: Нижние палубы» герои тоже играли в своеобразную версию D&D с портативным клингоном-мастером. Достаточно, кстати, забавно.

«Стар Трек: Нижние палубы»

А в сериале «Сообщество» от Дэна Хармона есть целых два малобюджетных эпизода, где персонажи играют в D&D, чтобы помочь социализироваться друзьям.

«Сообщество»

Много отсылок есть и в «Футураме». А еще в «Лаборатории Декстера», «Спанчбобе» и, конечно, в «Теории Большого взрыва». Последний случай не удивляет. Сериал сделал многое для легитимации гик-культуры.

«Время приключений»

Но сильнее всех отличилось «Время приключений». Создатель мульта Пендлтон Уорд не скрывал, что вдохновлялся D&D, а мир Ооо в целом напоминает какой-то ролевой сеттинг. Финн и Джейк постоянно отправляются на различные квесты, охотятся за сокровищами и часто исследуют подземелья в классическом для игры стиле. «Время приключений» даже несколько раз использовало монстров из старых изданий D&D – таких, как мимик и желатиновый куб. 

Создатель «Рика и Морти» превратил D&D в шоу

«Хармонквест» – уникальный проект. Это и игра перед живой аудиторией, и наполовину анимированный по ее мотивам мультфильм. Идея родилась у Дэна Хармона случайно. Во время подкаста он вдруг вспомнил, что в детстве постоянно играл в D&D. Идея сделать упрощенную версию со звездными гостями полностью окупилась и вылилась в смотрибельный комедийный проект.

«Хармонквест»

Или в несмотрибельный, если вы знакомились с его российским эпигоном – «Подземелья Чикен Карри». Там вместо анимации используются статичные картинки, а вместо динамики – ужасные шутки от Александра Гудкова, Никиты Кукушкина и компании. 

«Подземелья» – продукт, полностью вдохновленный успехом «Хармонквеста», но с другим подходом и некоторыми изменениями. Например, у «Чикен Карри» не получается делать связное повествование, поэтому их кривляния за столом выходят условно связными эпизодами.

Вин Дизель помог D&D стать популярнее

Удивительно, не так ли? Одно дело, когда игра с циферками и кубиками привлекает гиков. Но Вин Дизель кажется воплощением альфачества. Тем не менее, он активно участвовал в продвижении пятой редакции D&D – последней на момент написания текста. Создатели сделали ее более доступной для широкой аудитории, а Дизеля позвали для пиара на ранней стадии.

Ход оказался разумным, а Вин ненадолго стал неожиданным символом хобби. До этого в мире уже были внезапные фанаты D&D. Легенда NBA Тим Данкан, например, до сих пор с кайфом играет в настольно-ролевуху и, судя по татуировкам, предпочитает волшебников.

Но Дизель – не главный фанат Dungeons & Dragons в Голливуде. Эту роль застолбил другой альфач – Джо Манганьелло. Он звезда сериала «Настоящая кровь», Флэш Томпсон из «Человека-паука» с Тоби Магуайром и Дефстроук из вселенной DC, хотя там у него было только камео.

Джо Манганьелло и София Вергара

Фото выбрано неслучайно. Манганьелло еще и муж колумбийской актрисы Софии Вергары, а вместе они – самая порнушная пара Голливуда. А ведь этот же чувак превратил свой подвал в «Мемориальное подземелье имени Гэри Гайгэкса».

Джо Манганьелло ведет игру

Там Джо, великий гитарист Том Морелло, сценарист «Игры престолов» Дэн Уайсс и другие звезды играют в D&D по-крупному. Кстати, Манганьелло еще и подозревает Вина Дизеля в том, что тот на самом деле не такой уж фанат. Он, цитируем, «много об этом слышал, но не знает никого, кто играл бы с Вином Дизелем».

Если вам надо было разбить внутренние стереотипы, пожалуйста. Джо Манганьелло – настоящий D&D-фрик, и хобби стало для него одной из определяющих сторон личности. По этой части в Голливуде с ним поборется разве что актриса Дебора Энн Уолл из «Сорвиголовы», но это уже другая история.

Почему Dungeons & Dragons снова стала популярной?

После 1980-х игра оставалась достаточно крупной, но все-таки нишевой историей для людей с определенным складом ума. Не говоря уже о стереотипах, что это либо детское, либо слишком задротское занятие, а не какая-нибудь рыбалка. Но пятая редакция 2014 года изменила все. И ей помог не только Вин Дизель.

Во-первых, D&D стала сильно проще. Культовая версия 3.5 была слишком подробной и пыталась превратить все в математику. А пятерка сделала так, что кто угодно втянется в нее за пару игр и не будет испытывать трудностей с цифрами.

Во-вторых, мир к этому моменту уже окончательно признал гиков. Все смотрели кино по комиксам, все устали от «Теории Большого взрыва» и все нормально относятся к геймерам. А в 2016-м «Очень странные дела» лишь напомнили, что D&D была важной частью культуры 1980-х.

«Очень странные дела»

Кстати, компания Wizards of the Coast, выпускающая D&D, позже замутила коллаб с «Очень странными делами». В коробке – олдскульное приключение, написанное Уиллом Байерсом из сериала. Тоже отличный пиар, хоть и сам продукт вышел слабеньким.

Stranger Things Dungeons & Dragons Starter Set

Но главный очаг пиара D&D в современном мире – ютуб-шоу Critical Role. В нем профессиональные актеры озвучки играют под руководством Мэтта Мерсера – теперь уже самого популярного мастера на планете. Их партии по качеству оказались сравнимы с аудиокнигой. Многие подсели на этот сериал и захотели так же.

Critical Role

В итоге Мерсер не только выпустил руководство по своему сеттингу у Wizards of the Coast, но и собрал деньги на полноценный анимационный сериал. «Легенда Вокс Машины» вышла в 2022 году на Amazon и добилась популярности. Хотя у сериала есть несколько серьезных проблем. Например, перебор с юмором со спущенными штанами. То, что работает за игровым столом, не гарантирует хороший сценарий. Но прецедент жесткий.

«Легенда Вокс Машины»

Для русскоязычной публики главный маркер по-прежнему «Подземелья Чикен Карри». Каким бы ни было шоу, в стране, где Dungeons & Dragons – ультранишевое хобби, любой успех считается. А может быть, будет и что-то еще.

Комик Сева Ловкачев, известный зрителям Stand-Up Club #1 тизерил попытку сделать еще одно D&D-шоу с российскими комиками. Оказалось, что это стрим-проект. И там можно увидеть известных ребят: например, Василия Медведева или Алексея Квашонкина. Есть шанс, что Dungeons & Dragons не только воскресла, но и станет еще популярнее. Уже без всяких стигм.

10 игр с самыми агрессивными фанатами. «Ведьмак», Dark Souls, GTA и другие хиты

Эта игра покорила Мэддисона и Хованского. Стратегия для гиков превратилась в The Sims

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
23 Дек '22
Откуда взялись сцены после титров? Тренд появился задолго до Marvel
Мы точно знаем, чем вдохновлялся Кевин Файги.
Виталий Халюков
28 Окт '22
13 лучших российских хорроров. От «Морозко» и «Вия» до «Перевала Дятлова»
Оказывается, режиссер «Легенды №17» начинал с лютой дичи.
Виталий Халюков
16 Окт '22
10 культовых фильмов, неизвестных российскому зрителю. Предок «Друзей» и пасхалки из «Рика и Морти»
Культовые, но не везде.
Виталий Халюков
09 Окт '22
Горшок из «Короля и Шута» мог умереть раньше, но его спас напарник. Что это за история?
Великий кейс 2003 года.
Виталий Халюков
20 Сен '22
Энди Кауфман – величайший комик в истории. Он был героем Джима Керри и песни «Короля и Шута»
Таких больше не делают.
Виталий Халюков
11 Сен '22
Мистер Малой – гений русского рэпа и антиДецл из 90-х. Почему он пропал?
Угадать можно с одного раза.
Комментарии