Воу, а они точно гиганты мысли?

Когда мы смотрим кино, то автоматически принимаем много условностей. Как этот парень в одиночку сражается с толпой врагов? Потому что он идеально владеет боевыми искусствами. Как этот хакер взломал базу данных так быстро? Потому что он очень хорош в своем деле, а детали не важны. Обычно все работает без проблем. Кроме случаев, когда нас заставляют верить, что персонаж невероятно умен.

Притвориться сильным на экране легче, чем симулировать гениальность. В случае с номинально умными персонажами любое идиотское решение заставит зрителей задуматься, что не такой уж этот парень и гений. Мы собрали как раз такие случаи. Они не делают фильмы плохими, но все равно вселяют разумные сомнения.

Доктор Манхэттен, «Хранители»

Ученый-физик, превратившийся в неуязвимое существо иного порядка. Почти божественного. Этот синий мужик может быть везде одновременно и всегда просчитывает гигантское количество вариантов. Единственная проблема в том, что он мыслит другими категориями и теряет связь с человечеством. Мощнейшая линия из комикса Алана Мура и фильма Зака Снайдера. Но тут есть несколько проблем.

В одной из сцен Доктор Манхэттен произносит фразу, которая должна показать, как сильно он отдалился от людей. Звучит она так: «И живое человеческое тело, и мертвое состоят из одинакового количества частиц. Структурно между ними нет разницы». Так персонаж реагирует на известие о смерти знакомого.

Сильное заявление, но вообще-то живое тело может расти, поддерживать внутренние процессы и реагировать на раздражителей. Чувак отдалился от человечества, но он должен отличать то, что работает, от того, что не работает. А этот парень просто считает частицы. Какого черта, Доктор Манхэттен? С такой логикой неудивительно, что тебя так легко использовал Озимандия.

Тони Старк, «Мстители: Эра Альтрона»

Обычно интеллект Железного человека не подвергается сомнению. Героя подводит скорее самоуверенность. Но для гения Тони принимает многовато идиотских решений. Пиком стал фильм «Мстители: Эра Альтрона», где Старк пытался создать автоматическую систему защиты планеты от вторжений, а вместо нее родил почти неуязвимого врага. Что-то не так с расчетами? Или Тони просто не смотрел ни один из фильм о восстании искусственного интеллекта?

Если задуматься, изначальные решения Железного человека почти всегда только усугубляют проблему. Из-за того, что он поддержал идею о правительственном надзоре за супергероями, Мстители распались как раз перед нападением Таноса. Так что к этому гению и филантропу далеко не всегда нужно прислушиваться.

Обадайя Стейн, «Железный человек»

К счастью для Старка, многие его враги гораздо тупее. Особенно Обадайя Стейн из вступительного фильма «Железный человек». Мужик годами работал с Тони и его отцом, но оказался не приятным другом семьи, а ушлым типом, решившим захватить Stark Industries. Замес понятный и даже классический. Но что же с ним не так?


В конце фильма Стейн в гигантском стальном костюме нападает на город и агентов Щ.И.Т. Но какой эндгейм был у него в голове? Что должно произойти, когда он снимет костюм? Кажется, Обадайя просто не подумал об этом, а сценаристы киновселенной Marvel не оставили ему шансов зайти дальше.

Волан-де-Морт, «Гарри Поттер»

Мы не будем перечислять все разы, когда безносый лажал в неравной битве с тремя несовершеннолетними студентами Хогвартса. У него всегда был запасной план, а идея с крестражами напоминала неплохую защиту. Но моментами Волан-де-Морт вел себя как первоклассный дегенерат, причем без видимой причины.

Судите сами: мужик спамит смертельными заклинаниями, не забывая убивать даже своих подопечных. И это работает. Ровно до момента, когда на его пути встречается Невилл Долгопупс. Его Волан-де-Морт почему-то решил поразить откидывающим заклинанием. Но почему? У знаменитой Авада Кедавры не успел пройти кулдаун? Никаких объяснений. Хорошо хоть, что Невилл в итоге не замочил любимую змею темного лорда. Ой, нет, погодите. 

Питер Паркер, «Новый Человек-паук»

Паучки в исполнении Тоби Магуайра и Тома Холланда тоже принимали глупые решения, но версия Эндрю Гарфилда уделывает обоих. Вы вообще помните, как Курт Коннорс узнал, что Паркер и есть Человек-паук? Ящер просто нашел фотоаппарат Питера. Злодею не требовалось даже снимать отпечатки.

На фотоаппарате была крупная надпись белыми буквами «Собственность Питера Паркера». Видимо, чтобы любой нашедший точно знал, кто его тут оставил. Непростительная тупизна. Начинаешь сомневаться, что Питер – ученый с зашкаливающим IQ и человек, до этого успешно скрывавший свою супергеройскую сторону.

Рауль Сильва, «007: Координаты «Скайфолл»

Большинство бондовских злодеев – преувеличенные, пафосные и смехотворные, особенно если взять совсем старые фильмы. Например, Ставро Блофельд, антагонист из «На секретной службе Ее Величества» 1969 года, использовал группу зомбированных девушек под названием «Ангелы Смерти» и угрожал выпустить стерилизующий вирус, если ему не пожалуют титул графа. Это реальный сюжет, если что.

Но в современных фильмах про Бонда от такой дичи вроде как отошли, а Рауль Сильва из «Скайфолл» просто хотел убить бондовскую начальницу М. И мужик пережил падение штанов уже в первые пять минут фильма. Он подорвал офис MI6 в тот момент, когда М не было внутри – и злодей прекрасно об этом знал.

Сначала может показаться, что Рауль просто играл с жертвой, но чем дольше мы смотрим фильм, тем сильнее кажется, что он просто очень плох в убийствах. Каждый раз Сильва выдумывает новые сложные планы, а ведь он мог закончить все еще в самом начале. И это был его лучший шанс. После такого Рауля сложно не воспринимать как неудачника.

Док Браун, «Назад в будущее»

Док делал кучу странных и глупых вещей на протяжении всей франшизы. Их можно списать на эксцентричность персонажа и жанр. Но есть и момент, когда можно было подумать наперед. И если бы не он, сюжет второго и третьего «Назад в будущее» просто не случился бы.

В конце первого фильма Браун настаивает, чтобы Марти и его девушка Дженнифер отправились вместе с ним в еще одно небольшое приключение. Как только они прибыли в 2015-й, Дженнифер стала задавать слишком много вопросов о будущем. После этого Док вырубил ее чудо-устройством и оставил валяться в переулке. Почему не в машине? Так было бы намного безопаснее.

Конечно же, ее сразу находит полиция будущего, что ведет к цепочке неприятных событий. То есть, сюжет других фильмов франшизы произошел лишь потому, что Док Браун поленился спрятать тело. А его объяснение, почему не нужно задавать вопросы, кстати, звучало спорно.

Доктор Кинг Шульц, «Джанго Освобожденный»

Герой Кристофа Вальца большую часть фильма кажется крайне хитроумным персонажем. У него всегда есть какой-то план, он легко справляется со стрессовыми ситуациями и учит Джанго своим жизненным принципам. Но когда тот просит помочь с освобождением жены, все почему-то ломается.

Шульц выдумывает безумную многоходовочку, в рамках которой ему нужно было выдать себя за покупателя боевых рабов, использовать посредников, торговаться и только потом включить Хильди в сделку. Неужели нельзя было просто прийти и положить на стол огромный мешок денег? Южане не любят доллары? Но ведь ближе к концу персонаж Ди Каприо в любом случае склоняет героев именно к такой сделке – это явно сработало бы. В этот момент мы понимаем, что доктор Шульц любит усложнять.

Шерлок Холмс, «Шерлок»

Особый случай, слегка нарушающий наш заголовок. Шерлок из сериала BBC не идиот. Но его нельзя назвать умным персонажем в привычном нам смысле. Шерлок – гений, написанный не слишком умным сценаристом, для которого гениальность неотличима от магии. Поэтому Холмс – скорее волшебник, чем гений, а его способности не поддаются анализу.

Каждый раз он решает загадку не потому, что четко сопоставил известные следствию факты, а потому что обладал информацией, неизвестной больше никому. «Шерлок» от BBC плевать хотел на правила честной детективной игры, когда у зрителя/читателя есть тот же набор фактов, что и у главного героя. Поэтому его гениальность искусственна.

В романах Артура Конан Дойла все же были сюжеты, где нужные детали оказывались на виду: «Пляшущие человечки», «Долина ужаса» и так далее. Даже если мы не понимаем логику Холмса до самого конца, ретроспективно его действия становятся прозрачными. Но только не в «Шерлоке» от BBC, где гениальность – это магия, а логика персонажа всегда скрыта от зрителя.

20 тупейших вещей, возможных только в кино. Герои входят без стука, спят в обуви и не пользуются мышью

Почему герои сериалов не прощаются по телефону и не заводят котов? Инсайды от голливудского сценариста

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии