По-настоящему глубокое погружение.

Сегодня стендап – комедийный мейнстрим, а когда-то слова «сетап» и «панчлайн» были эзотерическим знанием, доступным далеко не всем. Но даже сейчас зритель не всегда понимает, как работает комедия. Многие до сих пор думают, что шоу «Разгоны» от Stand-Up Club #1 – просто набор тематических приколов от компании комиков. А ведь на самом деле ребята разгоняют материал для будущих шуток каждого участника. 

К счастью, есть формат, который позволяет понять, как работает комедийный материал. Это «Кринж-стендап». Он посвящен худшему юмору. Что же великого в этом шоу?

Что такое «Кринж-стендап»?

Авторский проект комика Хетага Хугаева, выходящий на его ютуб-канале, а также на сайте и в приложении The Hole. Идея в том, что трое стендап-комиков (один из них всегда Хетаг) садятся вместе и пишут худший монолог, на какой только способны. Шутки про таксистов, столетние баяны, истории об отличиях между мужчинами и женщинами – все, что нормальный комик отправил бы в помойное ведро. 

Как только монолог закончен, происходит жеребьевка. И самый невезучий комик из троицы должен рассказать этот монолог ничего не подозревающему залу, выдавая кошмарные панчи за свой настоящий материал. Как правило, для этого выбирается открытый микрофон, но пару раз участники «Кринж-стендапа» залетали и на платные выступления, что, конечно, еще хуже. 

Естественно, основная фишка тут – стыд. Но дело не только в пранке с плохим материалом. Ни одно другое шоу не позволяет зрителю так глубоко заглянуть в комедию на стадии написания материала. И этот момент делает «Кринж-стендап», возможно, самым недооцененным комедийным проектом.

Первая часть шоу – настоящие разгоны

С той лишь разницей, что здесь комики играют в поддавки и пишут плохой монолог. Но они в любом случае профессионалы, так что обсуждают переходы и вовсю пользуются комедийной терминологией. Наблюдая, как Гарик Оганисян пытается вставить в текст побольше кринжовых каламбуров, можно понять, как на самом деле должны работать шутки в проброс, отыгрыши и другие элементы. 

Часть с придумыванием монолога – самое смешное, что есть в «Кринж-стендапе». Зритель в этот момент как бы находится в комнате вместе с комиками и мысленно помогает им накидывать чудовищных шуток. Может, пошутить про название Ford Mondeo или выдать какой-нибудь стереотип про кавказцев? Легко проникнуться хулиганским духом комиков в кадре, пока они еще находятся в безопасности. Потому что потом шутки заканчиваются.

Момент с выступлением физически тяжело смотреть

И это великолепно. Когда бедный комик выходит на сцену и пытается на серьезных щах подавать материал, от которого можно легчайше сгореть от стыда, хочется зарыться в одеяло. Тут зритель «Кринж-стендапа» снова находится на одной волне с участниками. Мы видели, как писался монолог, и знаем, что через пару шуток будет ультимативный кринж. 


Стоять в этот момент на сцене намного страшнее, но у зрителей есть возможность почувствовать, как тяжело выступать с подобным материалом. Особенно жестко было в выпуске, где участвовал Сергей Орлов (эпизод лежит на платформе The Hole). Так получилось, что его выход с кринжовым монологом пришелся как раз на платное выступление.

Ведущий мероприятия объявил, что комики сражаются за денежный приз со своим лучшим материалом. У зрителей в зале есть реальная планка ожиданий. А тут выходит стендапер и сообщает, что женщины – это моча, а мужчины – кал. И аудитория смотрит, посмеивается от неловкости и ждет, когда же все это завернут в смешную шутку. Но этого не происходит!

Стресс-тест для участников тут покруче, чем в «Что было дальше?» Эти комики долго выстраивали себе какую-то репутацию, а тут вынуждены шутить про размеры своих городов и то, что девушки долго собираются. А еще не выдать перед залом, что это на самом деле для шоу. «Кринж-стендап» – безумный уровень напряжения.

Шоу дает понять, какой юмор комики считают стыдным

Чувство юмора может быть субъективным, но нужно понимать, что стендап-комедия – ремесло, где есть свои правила и понятия о стыдном юморе. Один из системных принципов «Кринж-стендапа» состоит в том, что в каждом монологе должна быть история про такси. Потому что истории про такси – отвратительный материал для этого жанра комедии.

А ведь есть сексистские и расистские стереотипы, дурацкие каламбуры, шутки про отдых русских в Турции и какие-то неуместные вбросы. «По большому счету, мне без разницы, кто из вас паук. Главное, чтобы человек был хороший. Человек-паук» – да, примерно на таком уровне.

Зарядившись «Кринж-стендапом», вы точно расширите свой аппарат оценки стендап-выступлений. И посмотрите на комедию глазами самих комиков, чего обычно не происходит в других шоу. Они искренне переживают за коллегу на сцене и находятся в шоке, если в молчавший до того зал вдруг заходит какой-нибудь кринжовенький панч. Так что шоу Хетага Хугаева – не просто аттракцион стыда, но и самый инсайдерский формат. А это нужно ценить.

7 нестыдных российских комиков старше 35 лет. Звезда «Женского стендапа», муза Незлобина и король каламбуров

Какими были первые стендаперы в России? Сценарист «Движения вверх», резиденты Comedy Club и даже Хованский

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии