Так делаются настоящие спэшлы.

Как измерить силу стендап-комика? Точно не в ньютонах. Обычно за основу берется сольный концерт. Вокруг куча комедиантов, у которых есть сильный материал на 10-20 минут, а вот полноценный спэшл – настоящее испытание. Сергей Орлов успешно справился с ним уже в третий раз. Но концерт «Самозванец» – особенный. Он показывает, что сегодняшний Орлов – главный российский комик. 

Это забавно, учитывая, что центральная тема – синдром самозванца и страх вернуться к началу. Пока другие (вполне, кстати, способные) комики стабильно выступают, но выкладывают в сеть крохи своих наработок, Орлов третий год выдает сильный большой концерт – не хуже, чем у западных топов. Похоже, пока он единственный, кто добрался до этого уровня. И вот почему.

Качество съемки на уровне Netflix и HBO

Обычно качественные спэшлы в России выходят на Outside Stand-Up. Как правило, там есть какой-то вступительный скетч и декорации, несколько хороших камер. Но на Outside редко появляются длинные концерты, а «Самозванец» Орлова – это час и 13 минут плотной комедии, с анимационными вставками, актерскими скетчами и безумной операторской работой.

Его приятно не только слушать, но и смотреть. Камера постоянно двигается, а иногда Сергей подает материал, обращаясь к ней. И сделано это гораздо круче, чем в последнем спэшле Данилы Поперечного или даже в концерте Вани Усовича, снятом за 2,5 миллиона рублей.

Больше похоже на уровень продакшна Дейва Шапелла или Луи Си Кея. И Сергей Орлов полностью прав, что пошел на такие дорогие съемки. Если ты хочешь стать русским Шапеллом, нужно двигаться к нему не только по качеству юмора, но и по качеству производства. Глядя на «Самозванца» понимаешь, что стендап – это не прикол.

Орлов держит уровень три спэшла подряд

Кто-то может сказать, что прошлогодний «Артист» был слабее, чем «Генетическая провинция». Если и так, то разница все равно очень небольшая. Все три концерта Сереги Орлова выдержаны на крепчайшем уровне, и в них почти нет просадок. Орлов – уже проверенный комик-профессионал, который вряд ли вдруг упадет по качеству шуток.

Некоторые артисты работают годами, чтобы собрать часовой монолог, а у Орлова каждый год накапливается столько хорошего материала. А ведь бывает и так, что комик выпускает долгожданный спэшл, а потом несколько лет от него не видно даже шуток, выложенных на какой-нибудь платформе. 

«Самозванец» еще и продолжает фирменную линию Орлова с рассказами о провинциальном менталитете, стереотипах и социальных ожиданиях. Но без ощущения, что комик копается в одних и тех же вещах, не выдумывая ничего нового. Как раз наоборот: спэшлы Сереги наслаиваются друг на друга. «Генетическая провинция» была о сознании провинциала, «Артист» – о человеке, который пытается осмыслить свой успех, а «Самозванец» – о неуверенности и страхе все потерять. И зритель может прожить все это вместе с комиком. Круто.


Между концертами есть еще куча контента

Вы можете не считать Орлова лучшим российским комиком, но он точно самый продуктивный. Сергей катает туры, появляется на различных шоу и ухитряется выдавать безумные объемы побочного контента. Его видеожурнал «СУП» не спойлерит основной материал, но показывает общение с публикой в разных городах, куда приезжает стендапер. И там смешная импровизация.

Еще после интервью Дудю* у Орлова выходила 30-минутная история о том, как Сергей с Юрой пытались улететь из якутского поселка Депутатский. 35 минут. С высокой плотностью шуток и парой историй-ответвлений в середине. И это не считается концертом – так, знаете, вышел и рассказал.

А после было еще 20 минут стендапа про путешествия. Напоминаем, что на Outside Stand-Up это считается полноценным монологом. С заглавием и вступлением.

И, конечно, концерт с невошедшим материалом – аж 50 минут. То есть, снова гора юмора, но не входящего в официальный канон спэшлов Сергея Орлова. Что это вообще такое? Когда он спит?

Ни один российский комик не работает в таком темпе и с такими выходными объемами. Тут легко либо устать и завязать с карьерой на годик, либо исписаться и поливать зрителей неотсортированной водой. Но здесь нет ни одного ролика со слабым юмором. «СУП» слабее других выступлений, но это импровизация с залом – Илья Соболев выпускает такое, как свой бест.

Юмор Сергея прямой, но не банальный

Качество, на котором держится, наверное, половина успеха комика Сергея Орлова. Он говорит на понятном языке, не уходит в абстракцию и абсурд, не злоупотребляет модной терминологией и не слишком грузит сложными концепциями. Часть его шуток можно без проблем показать старшему поколению, и они будут над этим смеяться.

Но Орлов при этом не скатывается в банальный стендап. «Мужчины и женщины такие разные», набор кулстори про такси, ванлайны – все это не про него. Всегда есть внятное повествование и хорошие панчлайны, а приземленные темы добиваются так, чтобы не звучать, как шутки для нормисов. Универсальность – то, что позволяет Сергею быть услышанным не только теми, кто закопался в стендап глубоко.

Да, Орлов – не альтернативная комедия, где все на ощущениях. Но комики, вроде Евгения Сидорова или Миши Кострецова, сознательно решили, что их жанр – то, что большинство людей сочтет странным. И они прекрасно выступают, но их аудитория остается более камерной. Орлову же проще заходить широкой публике – он не пытается разрушить все, что люди знали о мире, а просто смешно шутит. 

Сейчас у Орлова нет конкурентов

Есть, конечно, комики с ТНТ, где как раз ценится такси и банальные панчи про отношения. Кто-то вроде Нурлана Сабурова даже строил на этом крайне успешную карьеру. Но если мы берем более независимых персонажей, готовых пробиваться с полностью своим, а не отредактированным для ТВ, материалом, то у Орлова просто нет конкурентов. 

Не потому, что все вокруг несмешные. Смешных как раз много. Но такого сочетания объема, качества, публичности и буста после вью у Дудя* просто не найти. А некоторых потрясающих стендаперов и вовсе можно послушать только вживую – в сети они покажутся ноунеймами без материала. 

Ближе всех сейчас, пожалуй, Евгений Чебатков. Он тоже трудолюбивый, доступный и глубокий одновременно. Он звезда «Истории на ночь». Он появляется на ТНТ. И у него есть несколько крутейших концертов – особенно «Выходи из комнаты». Да, и он тоже был у Дудя*. Топовый кандидат.

Но Сергей Орлов взял такой темп, что за ним тяжело угнаться. Подумаешь, что подрезал его на повороте? Значит, скоро выйдет очередной плотняк на 40 минут. Важно, что в российском стендапе намного больше воздуха, чем в западном, где конкуренция как у хищников мелового периода. Там везде качество, везде спэшлы, и трудно выбрать что-то одно.

В ситуации, когда мы можем вспомнить только одного стендап-комика с похожим набором качеств и заслуг, концерт на уровне Дейва Шапелла – огромное событие. Его в любом случае будет видно, даже если завтра Женя Чебатков выпустит что-то в два раза сильнее. Что это означает? Все просто: если российская стендап-комедия продолжит существовать, новички в ней будут ориентироваться уже не на Луи Си Кея, а на парня из Депутатского, у которого все получилось. 

* признан в РФ иноагентом.

Евгений Чебатков выпустил концерт, посвященный отцу. Это самый трогательный стендап в русской комедии

8 жутко недооцененных российских комиков. Звезда батл-рэпа и человек, уделывающий Илью Соболева

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии