Осторожно: внутри оскорбление чувств геймеров.

Многие видеоигровые серии стали настолько большими, что их уважают и любят как бы по умолчанию. Иногда дело в ностальгических флешбэках, а иногда грандиозный кассовый успех застилает геймерам глаза, и недостатки остаются незамеченными. А ведь это нормально – не любить GTA или плеваться при выходе нового Assassin’s Creed. Сегодня мы говорим о популярных франшизах, которые на самом деле не так уж хороши.

Важное уточнение. Если вы нашли в списке своего фаворита, не переживайте. Его попадание сюда не означает, что тайтл плохой, а вы ошибаетесь. Но фанатам, как и студиям, все же полезно остывать и принимать недостатки любимых игр.

Assassin’s Creed

Главный хит Ubisoft с 2007 года и до сих пор. Когда серия Assassin’s Creed начала выходить, ее заслуженно восприняли как нечто новое и крутое. Смесь Prince of Persia и Hitman, стелс-экшн с историческими референсами, но в то же время зрелищными боевыми анимациями. Перспективы Assassin’s Creed казались бесконечными.

Но в Ubisoft поняли, что родили хит – на языке больших издателей это не игра с революционным геймплеем и топовым сюжетом, а машина по производству денег. Новые части Assassin’s Creed предлагали все то же самое, добавляя минимум новшеств, помимо смены одного сеттинга на другой. Игры же начали выходить с такой частотой, что геймерам стало плевать, за кого именно они там играют.

А идея считывания генетической памяти предка быстро приелась и стала слишком серым двигателем для сюжета такой большой франшизы. Лучшее, что могли бы сделать разработчики – отказаться от Анимуса и делать свои игры в квазиисторических сеттингах, не касаясь настоящего. Серьезно, это всегда самая скучная часть.

FIFA

Новые части футбольного симулятора от EA Sports давно ругают за одинаковость, дикий оверпрайс, скрипты, механики из мира азартных игр и прицел исключительно на режим Ultimate Team. Но разве FIFA не была всегда немного переоценена? Попробуйте посмотреть на франшизу, откинув воспоминания. Так, будто видите ее впервые. 

Даже в лучшие годы у нее был единственный конкурент в виде Pro Evolution Soccer, и игра от Konami традиционно побеждала соперника по части достоверной симуляции футбола. У ситуации много причин. EA забрала все лицензии, а разработать хороший движок и AI для футбола – очень дорогое дело. FIFA любили не за то, что она делала что-то хорошо, а потому что у нас никогда не было возможностей для сравнения.

Те же шутеры вынуждены развиваться в мире безумной конкуренции, так что разработчикам желательно отточить все, что возможно. А EA Sports необязательно стараться – другой виртуальный футбол с официальными лицами, формами и таким количеством лиг не появится ни завтра, ни послезавтра. Культовый статус в режиме «жри, что дают» – так себе достижение.


God of War

Окей, первые части похождений Кратоса могли удивить, но God of War не был первопроходцем брутального месилова с врагами. А сюжет игры всегда казался прямолинейным и нелепым – спартанец-полубог мочит мифических существ и олимпийских богов. Потом снова. И снова. И опять. Потом греки закончились, и маньяк Кратос перешел на скандинавских божеств. Вы не устали?

God of War перестал шокировать, а эмоции дошли от «Ого, что он сделал?» до «Ну, это было неплохо». А сама серия поставляла просто качественный экшен и только. Появление сына главного героя, кстати, отличный признак, что даже разработчики God of War понимают: надо поменять хотя бы что-нибудь и дать Кратосу повод проявить новые личностные черты. 

Есть и другие проблемы. Бои с ордами врагов моментами выглядели впечатляюще, но в God of War не так уж много приятных механик. Интересная боевка – это Bayonetta, Devil May Cry и Batman от Rocksteady, а God of War скорее не особо ритмичное мочилово. Плоха ли серия? Нет. Но она намного скучнее, чем о ней говорят.

Metal Gear Solid

Тот случай, когда продукт неотделим от своего создателя, что убедительно доказала слабая Metal Gear Survive. Konami не справилась без гения Хидео Кодзимы и похоронила проект. Но, при всем уважении к фанатам нормальной серии Metal Gear, их любимые игры не были так безумно хороши. 

Ладно, были. Но один раз – в Metal Gear Solid 2, изменившей жанр стелс-экшн. А уже дальнейшие части не всегда выигрывали у Hitman и Splinter Cell. С точки зрения механик и сеттинга серия Metal Gear Solid всегда была крепчайшей, но вот те же диалоги Кодзима как не умел писать, так и не научился. Поэтому все (абсолютно все) его герои выражают мысли так, будто им по 16 лет. 

Хуже всех приходится протагонистам. Бедолага Снейк, наверное, страдает от расстройства памяти. Иначе непонятно, почему другие персонажи постоянно пытаются ему что-то напомнить или проговорить детали, как дурачку. Позже та же судьба ожидала героя Death Stranding. Серия Metal Gear Solid всегда будет на видных местах в книгах и текстах об истории гейминга, но идеальной она не была. 

The Elder Scrolls

Больно об этом говорить, будучи фанатом Morrowind, но вдруг серия TES – фикция? Судите сами. TES: Arena помнят только деды, но даже они вряд ли ее прошли. TES II: Daggerfall была размером с Британию, но это минус, а не плюс – из-за масштабов и процедурной генерации все в игре одинаковое. Потом был признанный всеми Morrowind, но почти каждый его элемент стал хуже в TES IV: Oblivion и TES V: Skyrim. Одно попадание из пяти. Разве этого достаточно для статуса великой серии?

Возможно, компании Bethesda просто очень повезло с тем, что над Morrowind работали талантливые люди. Но созданием Oblivion и Skyrim занимались уже совсем другие команды. И вопросов нет: обе игры были успешны у аудитории, но ни одна из них не получила такого культового статуса, а старые фанаты приняли продолжения холодно. Есть даже мнение, что топливо успеха Oblivion и Skyrim – все еще хорошие идеи, доставшиеся им в наследство от Morrowind.

Окончательный вердикт мы узнаем, как только появится TES VI, но пока до этого очень далеко. А серия The Elder Scrolls живет и до сих пор считается великой, по сути, из-за одного мощнейшего тайтла. Зная манеру Bethesda портить все, к чему она прикасается, тяжело заразиться оптимизмом по поводу будущего франшизы.

Mortal Kombat

Сейчас будет старческое признание – последней частью MK, в которую я играл регулярно, был аж Mortal Kombat 4. Но когда я все же познакомился со свежими и популярными Mortal Kombat X и Mortal Kombat 11, они оказались на удивление никакими. Просто кровавый файтинг с нехитрым набором мувок. Часть героев платная, а революцию не подвезли.

Когда-то Mortal Kombat был бунтом, скандалом и причиной иметь дома игровую консоль. Ни один картридж на SEGA Mega Drive не затирался так сильно, как MK III: Ultimate. Но сейчас смертельная битва – просто консервативный файтинг с абсурдно брутальными добиваниями. Так зачем делать вид, что он легенда и нечто большее?

Fallout

У Fallout та же проблема, что и у TES. С одной стороны, компания Bethesda наживается на легендарном продукте. А с другой – вечно сталкивается с нереалистичными ожиданиями от фанов старых частей. Но если Morrowind все-таки разрабатывался в сердце Bethesda и ZeniMax, то изометрический Fallout создавали совсем другие студии. Поэтому команда Тодда Говарда в глазах старых ценителей – злодеи, испортившие их любимый франчайз. 

Мы будто до сих пор хотим от серии слишком многого. Fallout 3 был более глупым братом TES IV: Oblivion с невыносимым автолевелингом. Fallout 4 казнили за колесо диалогов, хотя единственный грех этого нестыдного шутана – слово Fallout в названии. Есть еще любимый многими New Vegas, но его нааутсорсили господа из Obsidian при участии разработчиков первых двух частей Fallout. О провале имени Fallout 76 мы благоразумно умолчим.

Серия деградирует с каждой частью, но еще приносит кучи денег и собирает аудиторию. Но мысли «О, новый Fallout! Надеюсь, этот-то будет получше» пора умереть. Планка ожиданий давно лежит на земле и фонит радиацией. Величие было слишком давно, чтобы ждать его снова. Так что лейбл Fallout сейчас – вечный оверхайп и предвестник разочарования.

Dragon Age

Dragon Age: Origins – воплощение прайма компании BioWare. У игры, может быть, примитивный лор, но фирменные механики студии и роскошная ролевая система сделали Origins комплексным реиграбельным опытом, который хочется повторить, принимая другие решения. Игра была неплохо написана и не копировала рецепты успеха конкурентов. Но этого нельзя сказать о следующих инкарнациях Dragon Age.

Dragon Age: Inquisition – фэнтези-версия Mass Effect. Причем только плохих сторон Mass Effect. Было там и собственное ноу-хау в виде непростительно болезненной боевой системы. Но был ли Inquisition провалом с коммерческой точки зрения? Нет, игра продалась отлично. Правда, в процессе перевела Dragon Age в статус скатившихся и переоцененных франшиз.

Grand Theft Auto

Так, уважаемая разъяренная толпа, придержите пока свои факелы и вилы. Мнение непопулярное, но GTA – в каком-то смысле переоцененная серия. Да, она дала игрокам неограниченную свободу, а в Vice City, San Andreas, GTA IV и GTA V есть сильные сюжетные места. И озвучка. И еще масса вещей. Флагманская серия Rockstar Games хороша, и с ней знакомы даже те люди, кто обычно не играет в видеоигры. Так в чем же она переоценена?

Просто GTA не настолько великолепна, как о ней говорят. В ней есть много прекрасных вещей, но ни одна из них не сделана на исключительном уровне. Езда значительно хуже, чем в автомобильных играх. Стрельба значительно хуже, чем даже в средних шутерах. Кулаки и оружие ближнего боя – полная катастрофа. А сюжет каждой части GTA в порядке, но на уровне средненькой криминальной драмы про влияние, месть и предательство. 

GTA любят за свободный стиль геймплея и красивые открытые миры. И это нормально. Но взрослый человек, не желающий устраивать дестрой в городе, предпочел бы скорее более крепкую сюжетную часть. Red Dead Redemption 2 от тех же Rockstar на порядок сильнее, чем любая часть GTA. Ведь там великолепная история.

Естественно, все это не делает серию Grand Theft Auto менее легендарной. Но ирония в том, что игра, чье ядро построено на концептах строго 18+, считается вершиной игрового искусства среди подростков. А потом из GTA вырастают и находят себе что-то более глубокое, чем полная свобода разрушения в большом городе.

8 великих, но мертвых игровых серий. Что убило Silent Hill, Splinter Cell и «Готику»?

6 игровых компаний, похоронивших свою репутацию. Bethesda, Electronic Arts, Ubisoft и другие

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии