Нашпигованный лайфхаками текст.

Так получилось, что у меня не было водительских прав до 30 лет. В семье никогда не водилась машина, сам я был совершенно равнодушен к автомобилям, пока не возникло желание разнообразить свою жизнь. Учиться на права я решил в июле 2021-го, ровно через год забрал в ГАИ документы.

Мой путь до получения удостоверения не очень легкий и гладкий, но опыт, возможно, будет кому-то полезен. В тексте для «Палача» собрал 5 рекомендаций, которые был бы рад получить перед тем, как в первый раз сел за руль.

Упрощайте, если кажется сложным

Чем старше становишься, тем сложнее усваиваются новые знания. Поэтому нужно упрощать. Приведу простой пример — я начинал учиться на механике, но понял, что во время движения мне сложно следить за дорогой, соблюдать правила и переключать передачи. Отучившись какое-то время на машине с МКПП, я решил перейти на автомат. Задумка в том, что я, скорее всего, никогда не буду иметь автомобиль с механической коробкой передач, а дополнительная возня с «ручкой» меня просто утомляла и отвлекала. В конце концов, потом при желании можно попрактиковаться с инструктором и получить полноценные права с допуском до МКПП — нужно только выполнить несколько упражнений на площадке.

Найдите свой метод

В первой автошколе, где я занимался, обучение было полностью онлайн — нужно смотреть видеоуроки и проходить тесты. Я дополнительно читал учебники, самоучители и пересмотрел сотни видео по ПДД. Во время вынужденного перерыва в пару месяцев — когда я переводился из одной школы в другую — я почти полностью забыл всю теорию.

Запомнить правила (особенно пункты с цифрами, вроде допустимого люфта рулевого управления), просто перечитывая текст, не получилось. Поэтому во время повторного прочтения всех правил я завел блокнот, куда конспектировал основную информацию — как на лекции в универе. Память работает у всех по-разному, поэтому найдите свой метод — кому-то будет достаточно роликов с ютуба, а кому-то нужно переписывать ПДД.

Больше практики

По закону, кандидаты в водители (так официально называют учеников автошкол) должны проехать 56 часов (или 54 на автомате). Меньше нельзя, больше — пожалуйста: по идее, школы не должны допускать до экзамена, если ученик не откатает положенное время, но почти во всех организациях за этим не следят.

Во время учебы я понял, что нужно проезжать максимально доступное время. Даже если вы уверенно чувствуете себя за рулем, все равно по возможности откатываете все часы и берите дополнительные. Смена машины, новый инструктор, волнение перед экзаменом — просто идите в школу и покупайте дополнительное время или нанимайте частника. После сданного экзамена о потраченном времени и деньгах обычно никто не жалеет. Теория без практики — ничто. Картинки в билетах не будут накладываться на реальную дорожную обстановку, если редко садиться за руль.

Постройте расписание таким образом, чтобы кататься хотя бы 2-3 раза в неделю. Если чувствуете силы и есть время — берите спаренные занятия. Я брал уроки на 7-8 часов утра — после трех часов за рулем спокойно возвращался домой и работал. Утром выше концентрация, голова работает лучше, а трафик на дорогах не такой напряженный — по сравнению с 6-7 часами вечера.


Возможно, я доводил ситуация до абсурда, но в поездках на такси следил за водителем и читал дорожные знаки. Наверное, помогли и прогулки по району, где проводят экзамен: в выходные выберите время и покатайтесь с другом или пройдите пешком по маршруту, чтобы лучше запомнить дорогу.

Посвятите делу все свободное время

После первой неудачи (я ушел из автошколы, не найдя свободного и заинтересованного инструктора) я пересмотрел свой подход. Например, в новой автошколе можно было заниматься удаленно, но я все равно ходил на теорию в класс, когда было время. Слушать и запоминать материал по второму кругу намного проще, когда уже знаешь основу.

Во время обучения советую как минимум раз в день либо самостоятельно читать новую главу правил, либо решать билеты ПДД. Например, устроить марафон и пройтись по всем 800 вопросам. Или посмотреть несколько роликов на тему проездов перекрестков, разворотов или спорных моментов в правилах.

Обожаю свою работу, потому что я мог спокойно встать пораньше и поехать учиться, а вечером повторять правила. Звучит очень скучно, отнимает много времени, но это единственный рабочий способ, который я знаю. «Если прикладывать сверхусилие, результаты будут немыслимыми» — пафосная цитата из отличного русского фильма «Тряпичный союз» тут в тему. Лучше поработать пару месяцев, но зато потом отдыхать всю жизнь.

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Не волнуйтесь, выспитесь перед экзаменом

Нисколько не горжусь собой и уж тем более не хвастаюсь, но кроме меня из группы не смог сдать никто. Во-первых, с момента принятия решения до получения прав прошел ровно год — за это время я действительно кое-чему научился. Во-вторых, сильно повезло. Самое страшное на экзамене — создать кому-то помеху, получить 5 штрафных баллов и закончить испытание. Бывает, что инспектор тормозит машину после того, как какой-нибудь торопыга посчитает, что вы создаете ему препятствие и сигналит. Видимо, в час моего экзамена все неадекваты и стритрейсеры сидели дома.

В-третьих, мне получилось собраться достаточно, чтобы слушать команды и не косячить (хотя 3 балла все же получил — в самом конце, за невключение поворотника на эстакаде). Все любят говорить, как их валят инспекторы ГАИ, но на моих глазах 15 человек слетели тупо из-за невнимательности и детских ошибок. Например, кто-то затупил и не пустил пешехода, другой не смог въехать в гараж задним ходом, хотя на площадке в обычный день сделал бы это упражнение идеально 9 из 10 раз.

За день перед экзаменом забываем обо всех проблемах, закрываем учебник — за ночь ничего нового запомнить невозможно, рано ложимся спать и утром по возможности идем в числе первых. Сидеть в душном автобусе, который едет за экзаменационной машиной, и слушать переживания других учеников — точно не наш способ.

Бонус — несколько полезных ссылок:

  • «Учи ПДД» — идеальное на мой взгляд приложение с иллюстрированной теорией, которая написана простым языком. После прочтения тем нужно пройти короткий экзамен. Конкретно курс с учебником и подсказками стоит 249 рублей в месяц — советую, это того стоит (iOS, Android)
  • Простой бесплатный учебник с картинками, собранный каким-то опытным дядькой. Здесь он не только детально разбирает правила, но и критикует ПДД и гонит на ГАИ — читать очень интересно
  • Ютуб-канал Сергея Моряхина — инструктора из Рязани, очень крутого педагога с хорошим русским языком. Выделять что-то бесполезно, советую посмотреть все видео. Затертая фраза «такому вас не научат в автошколах» как раз про канал Сергея
  • Курс для автомобилистов от Т-Ж — базовая полезная информация о выборе первой машины, оформлении документов, незаменимых вещах в дороге, технических проблемах. Бесплатно, нужно залогиниться через номер телефона
  • «Как сдавал на права и что помогло. Для тех, кто долго не может сдать или решил вернуться после неудачных попыток» — очень легкий пост на тему. Обнадежит тех, кто считает, что «машина точно не мое» и успокоит пересдачников
  • «Права» — пост айтишника-эмигранта Вастрика о том, как он сдавал на права в Германии. Оказывается, учиться в России не так-то сложно! (текст под пэйволлом)

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии