Пять аргументов «за» и пять аргументов «против».

2 сентября выходит премьерный эпизод сериала «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon Prime. Критики сходили на закрытые показы и уже выставили проекту хорошие оценки, а фанаты ждут от сериала достойной конкуренции с «Домом Дракона» от HBO. Но высокая планка ожиданий, в первую очередь, связана с принадлежностью тайтла к миру «Властелина колец». Стоп. А почему?

Трилогия Питера Джексона была шоком начала нулевых, и с тех пор мы автоматически ставили ее в один ряд со «Звездными войнами», «Гарри Поттером» и киновселенной Marvel. Одна из самых больших франшиз на свете – ничего себе заявление. И его нужно проверить. Пока «Кольца власти» не вышли, мы можем порассуждать, хорош ли «Властелин колец» по нынешним меркам. И нет, тут не будет аргумента про чертовых орлов.

Плюс. «Властелин колец» показал, какой должна быть экранизация

С точки зрения работы с первоисточником Питер Джексон стал одним из тех, кто смог и поменять кучу вещей, и при этом не разозлить фанатов правками. Он оставил все важные события, выкинув странную чушь, вроде танцующего лесного полубога Тома Бомбадила. Уже одно его присутствие съело бы 40 минут на объяснения. А вместо этого режиссер нашел время, чтобы, например, сильнее раскрыть героиню Арвен – в книге она лишь забежала к читателям на перекур.

Конечно, финальный монтаж не идеален. Из «Возвращения короля» пропала сцена смерти колдуна Сарумана, главного злодея двух предыдущих частей. Гендальф, Гимли, Леголас и Арагорн просто решили, что дедок больше не представляет угрозы – так пусть побудет запертым в своей башне. В режиссерской версии нужная сцена есть, и она очень короткая. Неужели это нужно было вырезать? 

Но даже эта небольшая претензия не дает нам права отрицать, что «Властелин колец» Питера Джексона одновременно и уважил первоисточник Толкина, и создал собственную узнаваемую эстетику, которая в будущем переживет миллион отсылок и пародий. Это явный плюс.

Минус. Первоисточник сильно устарел

Да, дедушка Толкин создал жанр фэнтези в своем гараже, и уже отсюда выросло все остальное: книги, игры, правила создания вымышленных миров и долгие карьеры тысяч писателей и художников-иллюстраторов. Но вам не кажется, что книга уже как бы все? Если вам нравится персиковое дерево, ешьте его плоды, а не грунт, из которого все пошло. Серьезно, ребят, хватит жрать землю.

Стиль Толкина в отрыве от его статуса – форменная душнятина с тоннами лишних описаний и неймдропинга героев, никогда не появлявшихся в фокусе нашего внимания. Его можно простить – мужик двигался в темноте и создавал все почти с нуля. Да и сам Джон был скорее лингвистом, чем писателем. Поэтому у нас есть эльфийский язык со своей грамматикой, но нет вменяемого повествовательного темпа.

Как это связано с фильмами? История, рассказанная в них, тоже слишком проста и прямолинейна. Добрые добряки идут с макгаффином в кармане, чтобы победить злое зло. Но настоящими личностями не обладает ни один из персонажей. Да, Мэри? Ой, ты Пиппин, прости. Еще раз для закрепления: спасибо дядюшке Ти за грунт, но будь «Властелин колец» новым тайтлом, его бы заклевали за прямоту, простоту и кучу несоответствий. 


Плюс. Визуал крут до сих пор

Мы вряд ли когда-нибудь объявим Новую Зеландию устаревшей страной. Но дело не только в пейзажах. «Властелин колец» до сих пор смотрится красиво из-за кропотливой работы над костюмами, сеттингом, реквизитом и некоторым количеством CGI. Помогло и то, что до «Властелина колец» Питер Джексон снимал ужастики с микробюджетами – он давно привык подстраиваться и изобретать на ходу. 

Сравните визуальную часть трилогии начала нулевых с тем, что происходило в «Хоббите». Все монстры из вышедших позже приквелов выглядели картонно и убого, а битвы с орками еще и лишились брызгов крови и летящей требухи. Понятно, что «Хоббит» более детский, но это аргумент для дураков.

Во-первых, «Властелин колец» не выходил с рейтингом R и смягчал углы везде, где только мог. Во-вторых, нельзя просто заклеить слово «кринжовое» словом «детское», чтобы куски не торчали. Скорее всего, Джексон просто пытался избавиться от лишней работы, но это сыграло в минус. Зато мужик не сачковал в нулевых.

Минус. Фильмы невероятно скучные

Они хорошо выглядят? Да. Они выжали лучшее из оригинального материала? Да. Но если вы не суперфанат с фигуркой Сэма под подушкой, смотреть «Властелин колец» во взрослом возрасте – болезненная история. Часть сцен просто скучная. И с этим ничего не сделать. 

Самое интересное и изобретательное, что происходит во «Властелине колец» – линия опасности и гипнотического эффекта, исходящих от кольца. Из-за них Голлум стал полным шизом, а Фродо с каждым шагом все больше превращался то ли в злодея, то ли в отвратительного нытика. На эти сцены приходится 40 из 558 минут хронометража трилогии. И это только в кинотеатральной версии. Что делают персонажи в остальное время?

Ну, они много сражаются. Слишком много для сцен, где Леголас и Гимли убивают по тысяче тупых ботов, даже не притворяясь, что им грозит какая-то опасность. Но это где-то 120-130 минут. А в остальное время Джексон показывает нам нарезку из новозеландского караоке, пока персонажи забираются на каменистый холм и смотрят в горизонт. Постоянно только холмы и горизонт.

Плюс. «Властелин колец» – одна из первых настоящих трилогий

Единственный соперник – «Матрица», выходившая примерно в то же время. Что мы понимаем под «настоящей трилогией»? Джексон задумал экранизацию «Властелина колец» как три связанных фильма, и это было его главное условие. До Питера и братьев Вачовски у студий не было даже такой практики.

Обычно делалось так: подписывается контракт на первый фильм, а если он оказывается успешным, назначают сиквел. Частенько такое случалось даже с теми историями, которые не подразумевали продолжения. А «Матрица» и «Властелин колец» задуманы так, чтобы оцениваться как одно цельное произведение.

Надо сказать, у Джексон получилось лучше, чем у Вачовски. «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» хорошо подходят для марафонного просмотра – между ними не видно ни швов, ни особых различий в эстетике, темпе или атмосфере. В нулевых это был новаторский подход, а сейчас продюсеры мыслят экосистемами и киновселенными. 

Минус. У «Властелина колец» куча фейковых концовок

Никто не будет спорить, что 558 минут – это очень долго. А 726 минут расширенной версии так вообще превращают «Властелин колец» в бесконечное зрелище. И трилогия знает это, потому что никак не может закончиться. То, как Питер Джексон закрывал третий фильм – просто смехота.

Сначала нам показывают Фродо и Сэма, сидящих на островке посреди лавы, потому что они выполнили свое задание, а Саурон комично взорвался. Но это еще не конец. Потом их уносят орлы. Но и это не конец. Потом они просыпаются в чистой одежде и обнимаются с Мэри и Пиппином, пока Гендальф и остальные крипово за этим наблюдают. Но даже это не конец. Свадьба в Минас Тирите? Неа. Может, тусовка в Шире? Нет. «Властелин колец» закрылся, только когда Фродо уплыл по своим делам вместе с Гендальфом и эльфами. 

Каждый из этих эпизодов выглядит так, будто фильм вот-вот закончится, но Джексон лишь обманывает зрителей. Все эти сцены могли быть одним динамическим монтажом. Или хотя бы короче раза в три. «Властелин колец» и так был долгим и тягучим, но его финал – издевательство.

Плюс. Питер Джексон сделал фэнтези массовым явлением

Возможно, у нас бы не было столь гигантского количества фэнтези-игр, если бы «Властелин колец» не легитимизировал жанр для широкой аудитории. Джексон не просто показал, что быть нердом, шарящим в лоре любимой вселенной, нормально. Он сделал нечто большее. Благодаря успеху его трилогии всем стало очевидно, что быть нердом и необязательно. Можно просто посмотреть фэнтези-фильм как дорогущий блокбастер-аттракцион. И выйти из зала довольным.

В десятых «Игра престолов» повторила этот трюк, но уже в мире сериалов. Актер из «Дома Дракона» Стив Туссен недавно признался, что в свое время его звали в «Игру престолов». Но он сразу же отказался, когда услышал, что это что-то там про драконов. Понимаете?

Надо отдать Питеру Джексону должное. Превратить библию задротов в кино для обязательного просмотра так, чтобы никого не обидеть – серьезная ачивка, сильно изменившая поп-культуру. Без «Властелина колец» путь к массовому принятию фэнтези был бы гораздо более долгим.

Минус. Фанаты превратили «Властелин колец» в святыню

Как же раздражает эта обратная сторона культового статуса. Почитайте комментарии к тексту Кира Воробьева о «Брате» Балабанова. Если нечто принято считать современной классикой, вам запрещено выражать обратное мнение. Иначе вас поймают, свяжут, посадят на худшую лошадь и отправят прочь из города на закате.

То же самое с «Властелином колец». Трилогия Джексона защищена от критических разборов токсичной аурой безусловного величия, из-за чего об этих фильмах не получается нормально поговорить. Фанатская ярость, кстати, уже догоняет и новый, пока не вышедший «Властелин колец» от Amazon.

Публика не видела ни одной серии, но уже сделала выводы о качестве съемок и декораций, кастинге и режиссере. Есть и отзывы в духе «О, нет, там черные!» В вымышленной вселенной? Реально? Иногда произведение искусства тяжело отделить от его фанатов. «Властелин колец», к сожалению, как раз такой случай.

Плюс. Совпадение обстоятельств на съемках – реальное чудо

Просто задумайтесь над этим. Неизвестный режиссер принес пыльную британскую книженцию, в успех которой не верил никто – мультэкранизация от Ральфа Бакши в 1970-х, например, жестко провалилась. Снимать все это нужно не в павильонах, а на натуре в Новой Зеландии. И нужно утвердить сразу три фильма. Да это же творческое самоубийство!

Но оказалось, что так можно. И что у «Властелина колец» идеальный каст с попаданием в каждом персонаже, включая фоновых – от Эомера Карла Урбана до Брэда Дурифа в роли Гримы. Джексону разрешили снимать еще и потому, что наступило время, когда рискованные проекты вдруг начали стрелять.

Другой режиссер хорроров Сэм Рейми взял и превратил задротский комикс про Человека-паука в мировой хит, а Брайан Сингер сделал то же самое с франшизой «Люди Икс». Голливуд начал признавать то, что когда-то считалось автоматическим провалом. И «Властелину колец» дали шанс родиться в уникальных обстоятельствах. Такого никогда не было раньше и никогда больше не будет. Видимо, трилогия реально была нужна и вышла в лучшее время.

Минус. Ужасные приквелы не внушают доверия

Здесь мы говорим о вселенной и франшизе под названием «Властелин колец». Да, Питер Джексон сделал невозможное. Но трилогия «Хоббит» – совсем другое дело. Совершить чудо во второй раз не получилось, а кино вышло в лучшем случае проходняковым блокбастером.

Появились идиотские шутки – например, вождь гоблинов, который умер со словами «Тоже вариант!», когда Гендальф вспорол ему живот. Или колдун Радагаст, у которого вращаются зрачки, будто он персонаж мультфильма. «Хоббита» невозможно воспринимать всерьез, а за пределами комедийной составляющей это душный, долгий и перегруженный всем на свете фильм.

Так может успех «Властелина колец» был случайностью? Может, второй раз так уже не получится, причем как раз причинам, которые мы называли выше. Непонятно. Остается только дождаться выхода «Колец силы», чтобы прийти к внятному ответу. Пока же кажется, что трилогия Джексона, несмотря на недостатки, остается важным культурным явлением. Даже если вы скучали во время просмотра.

Почему «Дом Дракона» кажется лучше «Игры престолов»? Дело не в качестве сериала

10 случаев, когда фильм оказался лучше книги. «Бойцовский клуб», «Властелин колец» и ошибка Стивена Кинга

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии