Публика не оценила настоящего режиссёра.

Недавно до аудитории добрался цифровой релиз нового фильма Marvel – «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Казалось бы, есть все условия для успеха. Сборы в кинотеатрах отличные, в режиссёрском кресле Сэм Рэйми, создатель «Человеков-пауков» с Тоби Магуайром, а в самом фильме есть хоррор-элементы и куча отсылок для фанатов. 

Но у «Доктора Стрэнджа» почему-то поразительно низкий рейтинг: 6,7 баллов на «Кинопоиске», 7,1 на IMDb и 6,2 на Metacritic. Похоже, люди не поняли, что посмотрели лучший или один из лучших фильмов киновселенной Marvel. Как же так вышло?

Осторожно: внутри есть несколько спойлеров, пусть и не самых критичных.

Сэм Рэйми снял авторское кино

Обычно всё, что происходит в Marvel, крайне однообразно. Кевин Файги даёт режиссёрам шанс засветиться, но не позволяет фильмам выбиваться из духа и концепции киновселенной. Поэтому вы вряд ли вспомните, кто снял первых «Торов», «Первого мстителя» и так далее. Там почти отсутствует авторский стиль. У Джона Фавро не было гигантских проектов до «Железного человека», как и у Райана Куглера до «Чёрной пантеры».

Исключения тоже есть. Самый очевидный пример – «Тор: Рагнарёк» от Тайки Вайтити, где исчез нордический пафос, зато появились динамика и внезапно качественный юмор. Или третья часть «Железного человека», которую снял Шейн Блэк. Там, как и в других его фильмах («Смертельное оружие», «Славные парни») есть рождественский дух и элементы бадди-муви. Но в основном фильмы Marvel похожи на фильмы Marvel.


Сэм Рэйми работает по-другому. Это признанный режиссёр с большим опытом и узнаваемым стилем. И он сделал всё, чтобы «Доктор Стрэндж» стал именно его работой, а не студийной поделкой. Здесь есть отсылки к «Зловещим мертвецам», камео Брюса Кэмпбелла, музыка Дэнни Эльфмана, ложные скримеры и экшн, напоминающий его же «Человека-паука». 

Новую героиню в лице Америки Чавес представляют не долгими флешбэками, а сразу бросают бежать от монстра в динамичной сцене. Когда же дело доходит до предыстории персонажа, всё объясняют за пять минут. Рэйми решил не тратить время. Возможно, режиссёр поплатился за собственные методы, но об этом позже. Пока запишем, что смотрится всё это как супергероика от Сэма Рэйми, а не очередняра из MCU.

Таких ставок не было со времён «Мстителей»

После масштабной дилогии («Война Бесконечности» и «Мстители: Финал») киновселенная Marvel заметно просела. Важные члены основного каста отъехали (кто в прямом, кто в переносном смысле), а новая фаза не предложила ничего крупного. Разве что сериальчики про свежего Капитана Америку и Зимнего солдата, приключения Локи в полиции времени, замену Соколиного глаза и лишний фильм про Чёрную вдову.


Как будто у Marvel закончились грандиозные события, а зрителям только и осталось, что выискивать в новых героях тех, кто их не раздражает. Иногда это получалось, как было с Соколиным глазом. А иногда нет. «Вечные» и «Шан-Чи» развиваются как будто не на втором, а на десятом плане. Единственным праздником был фестиваль-кроссовер имени «Человека-паука», но он воспринимался отдельно от событий основной линейки. Понятно, что у самого популярного героя комиксов Marvel проблем будет меньше. Но как же остальное?

«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» отвечает на этот вопрос. Тут есть осмысленные кроссоверы как основных персонажей, так и гостей из других вселенных. Но главное, что весь сюжет с мультивселенными начал уводить MCU в сторону следующего глобального события – «Секретных Войн». 

В комиксах история была в том, что некая межвселенская сущность насильно собрала героев и злодеев Marvel, чтобы сравнить их потенциал. В киновселенной всё, скорее всего, будет сложнее, а фабула как-то свяжут со столкновениями двух вселенных. «Доктор Стрэндж» провёл экскурсию по подобным событиям и стал первым фильмом со времён «Мстителей» (не считая «Человека-паука») с высокими ставками и глобальным сюжетом.

У Marvel наконец-то нормальный злодей

Крайне важный элемент. Фанаты комиксов знают, что все хорошие злодеи почему-то достались героям DC, а у Marvel в крутых и узнаваемых фигурах купается разве что Питер Паркер. С кем там, напомните, по канону сражался Халк? С Красным Халком и Серым Халком? Круто! Но можно даже не окунаться в комиксы – в самой киновселенной со злодеями бывали серьёзные проблемы.

Например, синий подсос Таноса из первой части «Стражей Галактики» настолько никому не нужен, что вы вряд ли вспомните его имя или характерные черты. А такой популярный и клёвый Тони Старк три сольных фильма борется с ноунеймами из соседнего клуба конструкторов «Энтузиаст». 

Бывает и более обидная ситуация, когда на злодея не хватает хронометража. Красный Череп был крутым в комиксах, но тут он просто одноразовый бич. Земо, Хела, Дормамму – вы тоже были ничего, но жаль, что просто забежали на перекур. Неприятно, но как показать всё за полтора-два часа? Никак, если ваш фильм не «Доктор Стрэндж».

Ванда Максимофф – самый страдающий персонаж Marvel. Она начинала как злодейка, потому что её обманули. Потом потеряла брата, потом винила себя за смерти людей, а потом дважды теряла Вижна. Полный пак мотиваций, чтобы сойти с ума и натворить чего-то непоправимого. Сочувствовать Ванде легче, чем очередному чуваку, представленному пять минут назад. 

Решение сделать её главным врагом в «Докторе Стрэндже» – идеальное преступление Кевина Файги и Сэма Рэйми. Не нужно представлять нового персонажа, когда есть готовый старый. И Элизабет Олсен выжала из Ванды максимум, чтобы получилась самая нестабильная и опасная героиня, наверное, за всю историю киновселенной Marvel. Отличная работа.

Новый «Доктор Стрэндж» – первый хоррор Marvel

Полноценным фильмом ужасов его не назвать. Здесь нет крови, а насилие ходит по грани, но остаётся в рамках рейтинга PG-13. Тем не менее, Сэм Рэйми всё-таки оправдал репутацию режиссёра хорроров. Он придумал, каких персонажей можно жестоко убить так, чтобы не устраивать кровавую баню в кадре. И нет, это не только инопланетный осьминог в самом начале картины.

«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» заставляет тело Ванды ломаться, когда она вылезает из портала. Тут хватает скримеров: как настоящих, так и ложных – ещё в «Человеке-пауке» у Рэйми были подобные штуковины. Помните, как Паук преследовал убийцу дяди Бена и крипово свисал с потолка? Тут такого креатива полно. Не говоря уже, что Сэму пригодился и опыт оживления мертвецов в своих ранних работах. 

А если вы фанат сериала и комикса «Нелюди», одна сцена так и вовсе взорвёт вам мозг. Вообще персонажи из соседних вселенных здесь умирают с частотой, присущей скорее молодёжным слэшерам про маньяка на озере. И это, опять же, не в духе радужной и весёлой киновселенной Marvel. Зато свежо! Такое можно ожидать от сериала «Пацаны» – правда, в гораздо более жёстком виде. Но в контексте «Доктора Стрэнджа» Рэйми удивил своей смелостью.

Фильм критикуют за плохую графику – это справедливо?

Почти во всех критических рецензиях упоминается, что у «Доктора Стрэнджа» почему-то крайне плохой CGI. Те, кто об этом пишут, наверное, не смотрели недавний сериал «Оби-Ван Кеноби». Но да, эффекты тут действительно нельзя назвать вылизанными и крутыми. Вопрос в том, мешает ли это самому фильму.

Всё, что касается светящихся порталов, летающих магических штуковин и музыкальной битвы двух Стрэнджей (да, такое тут тоже есть), выглядит очень достойно. Другое дело, что монстры в начале и в конце смотрятся как нечто устаревшее. Но если понимать, что Рэйми много заигрывает с хоррорами, где режиссёру обычно приходится работать с маленьким бюджетом, можно подумать, что «Доктор Стрэндж» намеренно выглядит так.

Если вам нужен референс, посмотрите «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна. Нелепый дизайн инопланетных тварей и некоторых героев там точно выполнен специально. Но Ганн сделал это настолько очевидным, что вопросы к графике были только у самых безнадёжных нормисов, а «Доктор Стрэндж» – всё-таки не пародия. Вывод следующий: если вы фанат графония, пару раз вам может порезать глаза. Но это небольшая плата за фильм с вменяемой режиссурой, свежими идеями и топовыми отсылками.

Главный минус – вы обязаны посмотреть «Ванда/Вижн»

Это единственное серьёзное требование к просмотру «Доктора Стрэнджа». Мультивселенная безумия зайдёт гораздо более гладко тем, кто потрудился посмотреть сериал «Ванда/Вижн». Он короткий, но по хронометражу всё-таки как сразу несколько фильмов MCU, так что наверняка найдутся те, кто его игнорил. А зря.

Линия с манией Алой Ведьмы держится на «Ванда/Вижн». Если вы его не смотрели, часть сюжета покажется бессмысленной и непонятной. Как будто Кевин Файги и Сэм Рэйми просто нашли выдуманный повод слить чересчур сильного персонажа в лице Ванды. Фильм к тому же предпочитает не объяснять события прошлого, жертвуя контекстом ради адекватных диалогов. 

Получается, что «Доктор Стрэндж» – не совсем самостоятельное произведение. Без «Человека-паука: Нет пути домой» и «Ванда/Вижн» в него будет достаточно трудно въехать. И это, вероятно, сильно сказалось на рейтинге. Если кинотеатральные премьеры Marvel смотрела куча людей, то сериалы на Disney+ оказались более нишевой продукцией. А здесь без них нечего делать.

«Доктор Стрэндж» выбивается из линейки Marvel, но это не минус

Если суммировать причины, по которым фильм зашёл не всем, получится занятная картина. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» ругают за отличия от остальной киновселенной Marvel, которую, в свою очередь, всегда ругали за однообразность. Нет ли здесь противоречий?

Сэм Рэйми снял аттракцион, катающий вас по лучшим экшн-моментам нулевых, где можно вспомнить, например, каким крутым был второй «Человек-паук» с Тоби Магуайром. Здесь есть хоррор, есть персонажная драма и новая героиня, представление которой не растянули на полчаса. У событий «Доктора Стрэнджа» точно будут гигантские последствия для вселенной Marvel, потому что он готовит почву для глобального ивента. Что вам ещё нужно?

Если отсылки, то их миллион – от Джона Красински в роли Рида Ричардса из «Фантастической четвёрки» до заигрывания Чарльза Ксавье с сериалом «Легион». Не говоря уже о собственном творчестве Рэйми. Брюс Кэмпбелл тут, возможно, смешнее, чем в «Человеке-пауке». И всё это сделано не в пустоту, чтобы набрать лайков, а с явной любовью к жанру. Не просто так Рэйми отсылал к Стрэнджу ещё во время своей паучьей карьеры. 

Возможно, Marvel просто приучила свою аудиторию, что любой фильм (если это не большой кроссовер) должен начинаться с длинной предыстории персонажа и заканчиваться традиционной битвой в третьем акте. Тот факт, что «Стрэнджа» приняли не так уж здорово – очень тревожный симптом. Как будто хоровод одинаковых супергеройских историй вызвал у зрителей аллергию на новизну. Вряд ли сиквел «Доктора Стрэнджа» в итоге назовут лучшим фильмом MCU, но всё идёт к тому, что с годами его будут вспоминать как самый недооценённый проект Marvel.

Почему Человек-паук приносит больше денег, чем другие супергерои Marvel? Собрали все причины

Хоррор от Marvel и возвращение «Аватара». 60 самых ожидаемых фильмов 2022 года

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии