А еще нет всего, что есть в остальном русском кино.

За что мы не любим российские фильмы и сериалы? В первую очередь, за однообразие. Бандиты, менты, маньяки, нудная бытовуха, измены, чиновники, чернуха, водка и юмор из анекдотов. Есть, конечно, и авторское кино, но немалая его часть – тяжело вздыхающие люди в депрессивных свитерах, прокуривающих мрачные квартиры. Надоело! Вот бы был фильм, где нет ни одного из этих элементов, зато есть свежие образы, модная электроника и нелинейная структура. Что ж, у нас для вас две новости.

Первая – такой фильм есть. Даже два. Оба называются «Шапито-шоу». И оба вышли в 2011 году. Это четыре связанные друг с другом новеллы, поделенные на две части. Вторая новость – в прокате он собрал чуть больше четверти бюджета, а режиссёр Сергей Лобан с тех пор не снимал художественных фильмов. Что это за картина и почему её не оценили?

О чём «Шапито-шоу»?

Крайне неблагодарный вопрос. Фильм Лобана как сериал «Атланта» или недавний «Всё, везде и сразу» – невозможно с точностью рассказать, что именно там происходит. Но мы всё же попробуем. «Шапито-шоу» – проект творческого объединения «СВОИ2000». В 2005 году критики хвалили их фильм «Пыль», но его всё же стоит называть нишевым кино, а «Шапито-шоу» задумывалось как история для кинотеатров.

Как мы и сказали, фильм состоит из четырёх новелл, поделённых на две части – «Любовь и Дружба» и «Уважение и Сотрудничество». Теоретически их можно смотреть в любом порядке – когда вы смотрите одну из новелл, на фоне видны ключевые события других. И во время просмотра следующих частей вы то и дело будете думать: «А, так вот что это за чувак!»

Действие происходит в крымском Симеизе. Поскольку события развиваются одновременно, в каждой новелле есть вступление, кризисный момент во время шторма и финал в странном сюрреалистичном Шапито, похожем одновременно на Чёрный Вигвам из «Твин Пикс» и декорации для «Воображариума Доктора Парнаса». 


Новелла «Любовь» о том, как кардинально разные люди познакомились в интернете (конкрентно в ЖЖ, что сейчас звучит странно) и поехали вместе на отдых. Вера – энергичная девушка, которая хочет внимания. Алексей – мрачный лысеющий дединсайд в очках с толстыми стёклами. История о парне, который вёл себя как полная мразь, а после сильно об этом пожалел.

«Дружба» – про глухого парня Знаменского, который поучаствовал в конкурсе, предал своих глухих друзей и уехал тусить с модной компанией, где ему не место. Тогда его друзья, воображающие себя индейцами, решают отомстить и тоже едут в Симеиз. История приводит к конфликту «Тихого Племени» и «Отряда имени Саманты Смит» – той самой модной компании, лидер которой косит под пионервожатого. Звучит странно, но, поверьте, это имеет смысл.

«Уважение» – конфликт поколений. Пётр Мамонов тут играет почти себя – культового музыканта и актёра со странностями, которого тоже зовут Пётр Николаевич. Он внезапно решает воссоединиться со взрослым сыном Никитой. В итоге Мамонов не понимает и не хочет понимать сына, а сам Никита пытается выйти из тени папаши-суперзвезды. 


И наконец «Сотрудничество». Самая смешная из новелл. Молодой продюсер Сергей Попов встречает копию Виктора Цоя и начинает строить из себя Энди Уорхола. Рома Легенда, по его замыслу, должен заменить Цоя всей стране. Но продвижения нет, деньги заканчиваются, а простой паренёк Рома ловит звезду. 

Все истории как бы независимые, но переплетаются друг с другом. Скажем, продюсер Сергей – товарищ Никиты, который ещё и сын Петра Мамонова. И они знакомы с отрядом пионера Арсения. Алексей из ЖЖ работает вместе с эрзац-Цоем Ромой, а Вера в процессе знакомится с глухим индейцем Знаменским. Чтобы понять все детали, вам нужно посмотреть все четыре новеллы. 

В фильме своеобразный, но крутой юмор

«Шапито-шоу» – не тот случай, когда смеяться нужно после каждой фразы. Но юмора тут всё равно много, просто он тонкий. Самая очевидная шутка проговаривается в начале новеллы «Любовь», когда Алексей и Вера сидят в кино на фильме «Царь» с Мамоновым. Вера спрашивает: «Ну как тебе?» А её новый друг отвечает: «Что-то я не могу на это смотреть». Это прикол над главной звездой «Шапито-шоу» в лице Петра Мамонова.

А когда манерный продюсер Сергей Попов толкает пафосные речи об искусстве, он несёт абсолютную чушь, путая персоналии и даты. Но если не вслушиваться, звучит убедительно. Отдельная история – пионер Сеня. Непонятно, почему актёр Дмитрий Богдан после «Шапито-шоу» не начал играть вообще везде. У него сумасшедшая харизма, а персонаж постоянно эпатирует, декламируя какие-то кричалки и театральные цитаты.

В его же компании есть Джим Авиньон, сыгранный Джимом Авиньоном. Он всю дорогу носит на лице картонную маску какой-то птичьей клетки с глазами. Почему? Не важно. Тут такой стиль. 

Подшучивает даже музыка от группы Karamazov Twins. В эпичные моменты врубается трек Tzh-Tzh, где, помимо электронной музыки, человеческим ртом симулируется эффект «ту-ду-ду-ду-тжж». И в абсурдном контексте «Шапито-шоу» это звучит максимально уместно.

В «Шапито-шоу» есть Стас Барецкий и Пахом

Мало того, что тут Пётр Мамонов и Сергей Кузьменко (копия Цоя) в роли Ромы Легенды, так ещё и подвезли шикарных фоновых персонажей. Барецкий, например, играет алчного директора Шапито, постоянно рычит, бычит и ведёт себя, ну, как Стас Барецкий. Причём, как и почти всех других персонажей, зовут его тут так же, как и в реальной жизни.

Но если страшный Барецкий просто сидит в своём заведении, то настоящая угроза для отдыхающих в Симеизе – Пахом. Он тут не рассказывает истории, как это было в «Зелёном слонике», но всё равно представляет опасность. Пахом играет бешеного маргинала, который быстро выходит из себя и бросается на людей с криком: «С 87 года я здесь отдыхаю!» 

Режиссёр Сергей Лобан и сценаристка Марина Потапова, видимо, обожают «Зелёного слоника». Один из харизматичных второстепенных героев – поэт, сыгранный Александром Маслаевым. Фанатам фильма с Пахомом и Епифанцевым он известен как Полковник.

Но и это не всё. На маленькие камео в роли телеведущих здесь согласились журналисты Сергей Колесников, Дарья Спиридонова и Андрей Лошак. Крепкая микровселенная, где запоминаются все. А публичные фрики, вроде Барецкого и Пахома, только добавляют ей атмосферы, но не превращают фильм в трэш.

Фильм – мюзикл, но это не раздражает

У большей части из вас, скорее всего, аллергия на фильмы, где персонажи вдруг начинают петь – конечно, если это не классический мульт от Disney. В «Шапито-шоу» песни есть, но работают они не так, как в других местах. В музыкальных вставках персонаж всегда стоит на сцене в Шапито. Никто не распевает, прохаживаясь по улицам.

Всё происходит под холодную синтезаторную электронщину Karamazov Twins, а все (вообще все) поющие персонажи при этом максимально нелепо и неестественно дрыгаются, чем только повышают градус абсурда. Тут два варианта: вы либо влюбитесь в музыкальные номера «Шапито-шоу», либо будете сидеть в шоке, не понимая, что вообще происходит. 

Но главная жемчужина «Шапито-шоу» как мюзикла – песня Стаса Барецкого. Он зверски рычит и поёт про деньги, а дамочка на бэк-вокале затягивает: «Евроо-уо-уо! И немного нервно!» Топовый аттракцион за свои деньги.

В «Шапито-шоу» нет бытовухи

С одной стороны, фильм поднимает стандартные темы: любовь, предательство, отцы и дети, жадность и так далее. Но в нём при этом нет вообще ничего обычного. Никакой душнины, заламываний рук и слёз. Ни одного типичного для российского кино типажа. Разве что маргинальный Пахом, но он тут, чтобы стебать стереотип.

Как будто кто-то очень подробно экранизировал яркий сон. В этом контексте особенно важен момент со сценарными рифмами. В каждой новелле есть момент, где один персонаж, обиженный на другого персонажа, толкает драматическую речь с одним и тем же текстом про липкую ложь и насекомое. Причём авторы тирад иногда стоят спиной друг к другу. Один называет своего обидчика насекомым, а на фоне происходит ровно та же сцена, но из соседней новеллы. 

«Шапито-шоу» одновременно и отрицает, и подчёркивает стандартную структуру сюжета из трёх актов. Слоган «Есть много ремиксов, а песня одна» вам это подтвердит. Но все эти концептуальные штуковины не превращают фильм в тяжеловесный артхаус для кинокритиков. Единственное, от чего вам нужно отказаться – от привычки получать все объяснения и ответы. Здесь она вам не пригодится.

Почему «Шапито-шоу» провалился в прокате?

Против Лобана и компании сыграли их же сильные стороны. «Шапито-шоу» – слишком независимый и оригинальный проект с не самым большим бюджетом. Да, он попал в широкий прокат, но мощной рекламной кампании не было. Да и непонятно, как рекламировать то, что сложно пересказать своими словами.

Даже BadComedian писал, что не очень понял фильм. Так что и в интернете «Шапито-шоу» тоже не стал культовым, хотя у картины всё же появились фанаты. Но даже среди них есть те, кто душно объявляет, что «Пыль» 2005 года гораздо сильнее. Может и так, но кайф «Шапито-шоу» в том, что он делает нечто новое, но остаётся лояльным к зрителю. Смотреть его легко и приятно.

Фильм собрал в прокате чуть больше 600 тысяч долларов при бюджете в два миллиона. Если что, выход в ноль считался бы, если бы сборы «Шапито-шоу» удвоили бюджет. Так что это кассовый провал, несмотря на Мамонова, Цоя и ходячих мемов в лице Барецкого с Пахомом.

Худшая ситуация для недооценённого кино. Его не просто неправильно поняли и обругали, а не посмотрели. И это гораздо обиднее. Если бы бюджет удалось отбить, то, вполне возможно, Сергей Лобан и Марина Потапова выдали бы ещё что-нибудь необычное и вырывающее зрителей из серой реальности, которой в российском кино всегда было слишком много.

12 лучших молодых режиссёров из России. Есть даже русский Тарантино

Почему Гарри Поттер до сих пор популярен? 9 причин бессмертия франшизы

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии