Звучит кринжово, но необычно.

Любовь к русскому року почти всегда можно оправдать. Скажем, «Король и Шут» – самобытный и недооцененный феномен, у «Агаты Кристи» был привлекательный флер декаданса в стиле The Cure, а фанаты Виктора Цоя, возможно, просто хотели послушать The Smiths, но не знали, как это сделать. Но группа «Алиса» в глазах хейтеров была символом худших черт рурока – грязные гитары, ксенофобские песенки про семя орды и смешная причёска Константина Кинчева. Ну вы знаете.

Тем страннее осознавать, что Кинчев несколько раз заигрывал с вражеским жанром. Причем однажды во времена, когда субкультуры действительно существовали, а косуха воевала с широкими штанами. У солиста «Алисы» было целых три мегастранных захода в рэп. Копаемся в них.

«Меломан» – еще не рэп, но уже близко

Об этой песне уже все сказал Иван Ковальчук, комментируя примеры соврэпа от Оксимирона. Так что пройдёмся кратко. «Меломан» – трек группы «Алиса» 1985 года, где Константин Кинчев речитативом рассказывает о своих музыкальных вкусах, определяя себя как меломана. Он, конечно, не знал, что годы спустя слово «меломан» на странице во «ВКонтакте» или в Tinder будет означать, что человек ничего не слушает и ни в чём не разбирается.

У молодого Кинчева тут небольшой синдром мема «О, вы из Англии?» – угарный акцент на зарубежных словах. Но несмотря на то, что он произносит чуждое для СССР слово «рэп», по жанру «Меломан» напоминает рокабилли. Особенно с этими гавайско-реднековскими гитарками. Здесь «Алиса» заигрывала с экзотическим жанром, но назвать это рэпом сложно.

«Тоталитарный рэп» – жесткая рэпчина из СССР

Тут всё гораздо серьезнее. Во-первых, слово «рэп» убежало из куплета в название – Кинчев, наверное, кайфовал от собственной мультижанровости. Во-вторых, речитатив в «Тоталитарном рэпе» 1988 года стал более размеренным и выразительным, а музыка похожей на какой-то кислотный бит.

В акустической версии песня ещё более рэперская. А ещё Константин тут, как и подобает трушному хип-хоперу, борется с системой. Не N.W.A., конечно, но тоже пойдёт.

«Тоталитарный рэп – это аквариум

Для тех, кто когда-то любил океан.

Тоталитарный рэп – это зоопарк,

Если за решеткой ты сам».

Понятно, что рок тех времен тоже боролся с размякшим и готовым к развалу СССР, но все же. В «Тоталитарном рэпе» перечисляются качества разных тоталитарных (сюрприз!) режимов и, что важно, культовые группы Ленинградского рок-клуба. Слова «аукцион», «аквариум», «телевизор», «зоопарк» – обросшие контекстом названия групп. Особенно выделяется фраза «Но о кино я не могу говорить». Что это у нас получается? Неймдроппинг и легкий завуалированный дисс на Цоя, который до того уколол Константина в песне? Батенька, да вы рэпер!

Занятный эксперимент, но все еще из времен, когда никакого рэпа в стране не было, если не брать андеграунд, вроде группы «Час Пик». Не было широких штанов, Влада Валова, Децла, противостояния пацанских тусовок во дворах и надписи «Рэп – кал» на заборе. Кинчев просто утащил малоизвестную штучку с Запада и прикололся. По сути, для него это был странный способ читать стихи. Но то, что было дальше, переплюнуло даже «Тоталитарный рэп».


«Мой город» – почти рэп-батл с участием Кинчева

Резко телепортируемся в 1998 год. Тут всё очень серьезно. Рэперы стали мейнстримом – пусть пока что в виде кальки западных исполнителей. В карьере Константина Кинчева наступило время экспериментов. Вместе с Рикошетом из группы «Объект насмешек» он выпускает альбом «Геополитика». Как говорится, привет «Тоталитарному рэпу».

На самом деле это электронный релиз, что, в общем, тоже не свойственно традиционному русскому року. Недавно мы вспоминали, как Земфира наслушалась Егора Летова и выбросила в помойку классные аранжировки Игоря Вдовина. 

Из-за кризиса 1998 года «Геополитика» вышла только в 2000-м. Главный трек альбома – «Мой город». На него же сняли единственный клип. В нем урбанисты Рикошет и Кинчев как бы спорят, что круче – Москва или Питер. Причем куплеты лидера «Алисы» звучат как строчки Богдана Титомира.

«Столичные понты, первопрестольный бит.

Приехал, заплатил, и ты уже знаменит.

Манеру поведения определяет власть.

Здесь трудно подниматься, но легко упасть».

Вот уж кринжовее некуда. Настоящий конкурент Тимати и Гуфу с песней о том, как хорошо в Москве хлопнуть бургер за здоровье Собянина. Правда, без политического подтекста. Забавно и то, что Кинчев в клипе твердо решил, что нужно носить капюшон и темные очки, чтобы сойти за типичного рэпера.

Здесь нет мультижанровости и инструментальных аранжировок. Только электронный биток и текст пафосным голосом. Через несколько лет после этого группа «Каста» объяснила всем, что рэп может звучать по-другому. Но до этого был и странный эксперимент от Константина Кинчева. Полное безумие и разрыв шаблона, представляющего «Алису» как самый потный русский рок из всех возможных. Жаль только, что сам Кинчев с тех пор перестал следить за модой и ушел куда-то в небо славян.

Когда умер русский рок? В его смерти поучаствовал даже Оксимирон

Откуда появились странные названия русских рок-групп? От ДДТ до «Сектора Газа»

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии