Звучит кринжово, но необычно.

Любовь к русскому року почти всегда можно оправдать. Скажем, «Король и Шут» – самобытный и недооцененный феномен, у «Агаты Кристи» был привлекательный флер декаданса в стиле The Cure, а фанаты Виктора Цоя, возможно, просто хотели послушать The Smiths, но не знали, как это сделать. Но группа «Алиса» в глазах хейтеров была символом худших черт рурока – грязные гитары, ксенофобские песенки про семя орды и смешная причёска Константина Кинчева. Ну вы знаете.

Тем страннее осознавать, что Кинчев несколько раз заигрывал с вражеским жанром. Причем однажды во времена, когда субкультуры действительно существовали, а косуха воевала с широкими штанами. У солиста «Алисы» было целых три мегастранных захода в рэп. Копаемся в них.

«Меломан» – еще не рэп, но уже близко

Об этой песне уже все сказал Иван Ковальчук, комментируя примеры соврэпа от Оксимирона. Так что пройдёмся кратко. «Меломан» – трек группы «Алиса» 1985 года, где Константин Кинчев речитативом рассказывает о своих музыкальных вкусах, определяя себя как меломана. Он, конечно, не знал, что годы спустя слово «меломан» на странице во «ВКонтакте» или в Tinder будет означать, что человек ничего не слушает и ни в чём не разбирается.

У молодого Кинчева тут небольшой синдром мема «О, вы из Англии?» – угарный акцент на зарубежных словах. Но несмотря на то, что он произносит чуждое для СССР слово «рэп», по жанру «Меломан» напоминает рокабилли. Особенно с этими гавайско-реднековскими гитарками. Здесь «Алиса» заигрывала с экзотическим жанром, но назвать это рэпом сложно.

«Тоталитарный рэп» – жесткая рэпчина из СССР

Тут всё гораздо серьезнее. Во-первых, слово «рэп» убежало из куплета в название – Кинчев, наверное, кайфовал от собственной мультижанровости. Во-вторых, речитатив в «Тоталитарном рэпе» 1988 года стал более размеренным и выразительным, а музыка похожей на какой-то кислотный бит.


В акустической версии песня ещё более рэперская. А ещё Константин тут, как и подобает трушному хип-хоперу, борется с системой. Не N.W.A., конечно, но тоже пойдёт.

«Тоталитарный рэп – это аквариум

Для тех, кто когда-то любил океан.

Тоталитарный рэп – это зоопарк,

Если за решеткой ты сам».

Понятно, что рок тех времен тоже боролся с размякшим и готовым к развалу СССР, но все же. В «Тоталитарном рэпе» перечисляются качества разных тоталитарных (сюрприз!) режимов и, что важно, культовые группы Ленинградского рок-клуба. Слова «аукцион», «аквариум», «телевизор», «зоопарк» – обросшие контекстом названия групп. Особенно выделяется фраза «Но о кино я не могу говорить». Что это у нас получается? Неймдроппинг и легкий завуалированный дисс на Цоя, который до того уколол Константина в песне? Батенька, да вы рэпер!

Занятный эксперимент, но все еще из времен, когда никакого рэпа в стране не было, если не брать андеграунд, вроде группы «Час Пик». Не было широких штанов, Влада Валова, Децла, противостояния пацанских тусовок во дворах и надписи «Рэп – кал» на заборе. Кинчев просто утащил малоизвестную штучку с Запада и прикололся. По сути, для него это был странный способ читать стихи. Но то, что было дальше, переплюнуло даже «Тоталитарный рэп».


«Мой город» – почти рэп-батл с участием Кинчева

Резко телепортируемся в 1998 год. Тут всё очень серьезно. Рэперы стали мейнстримом – пусть пока что в виде кальки западных исполнителей. В карьере Константина Кинчева наступило время экспериментов. Вместе с Рикошетом из группы «Объект насмешек» он выпускает альбом «Геополитика». Как говорится, привет «Тоталитарному рэпу».

На самом деле это электронный релиз, что, в общем, тоже не свойственно традиционному русскому року. Недавно мы вспоминали, как Земфира наслушалась Егора Летова и выбросила в помойку классные аранжировки Игоря Вдовина. 

Из-за кризиса 1998 года «Геополитика» вышла только в 2000-м. Главный трек альбома – «Мой город». На него же сняли единственный клип. В нем урбанисты Рикошет и Кинчев как бы спорят, что круче – Москва или Питер. Причем куплеты лидера «Алисы» звучат как строчки Богдана Титомира.

«Столичные понты, первопрестольный бит.

Приехал, заплатил, и ты уже знаменит.

Манеру поведения определяет власть.

Здесь трудно подниматься, но легко упасть».

Вот уж кринжовее некуда. Настоящий конкурент Тимати и Гуфу с песней о том, как хорошо в Москве хлопнуть бургер за здоровье Собянина. Правда, без политического подтекста. Забавно и то, что Кинчев в клипе твердо решил, что нужно носить капюшон и темные очки, чтобы сойти за типичного рэпера.

Здесь нет мультижанровости и инструментальных аранжировок. Только электронный биток и текст пафосным голосом. Через несколько лет после этого группа «Каста» объяснила всем, что рэп может звучать по-другому. Но до этого был и странный эксперимент от Константина Кинчева. Полное безумие и разрыв шаблона, представляющего «Алису» как самый потный русский рок из всех возможных. Жаль только, что сам Кинчев с тех пор перестал следить за модой и ушел куда-то в небо славян.

Когда умер русский рок? В его смерти поучаствовал даже Оксимирон

Откуда появились странные названия русских рок-групп? От ДДТ до «Сектора Газа»


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Редакция «Палача»
05 Июл '22
Как подобрать смартфон за пару минут? Поможет секретная функция «Алисы»
Нет ничего проще.
Андрей Ставицкий
17 Май '22
Новую «Яндекс.Станцию» уже можно предзаказать. Забираем колонку с выгодным комплектом
Симпатичное устройство для умного дома.
Андрей Ставицкий
05 Окт '21
Вышли новые «Яндекс.Станции» и медиаприставка «Модуль». Сейчас их можно купить со скидкой
Чекаем цены.
Андрей Ставицкий
17 Мар '21
«Яндекс.Станцию Макс» впервые отдают со скидкой. Объясняем, как грамотно урвать умную колонку
Небольшой гайд, который позволит сэкономить деньги.
Андрей Ставицкий
11 Дек '20
При покупке «Яндекс.Станции Мини» дарят шикарный подарок. И бонусы!
Отличный подгон на Новый год.
Андрей Ставицкий
08 Ноя '19
Голосовой помощник «Горшок» цитирует «Короля и шута». Как его включить?
А можно заменить им Siri в iPhone?
Комментарии