Зумерам тоже нужны «Ранетки» и Аврил Лавин.

В мире мало более контрастных вещей, чем публика на концертах Доры. Стеснительным школьникам, целевой аудитории Дарьи Шихановой, приходится делить фан-зону с бородачами около тридцати. Они фанатеют от песни «Дорадура» и топят танцпол в креплёных мужских слезах на «Втюрилась». А в сети ещё и пишут, что хотят стать унитазом певицы. Что происходит? Почему подростковый кьют-рок так действует на зрелую публику?

3 июня Дора выпустила новый альбом MISS. Похоже, самое время поговорить о тёмной стороне популярности 22-летней певицы. В её таланте и хитрости продюсера Вовы Галата особых сомнений нет. Интересно именно то, как музыка для подростков попадает в сердца пузатых и волосатых слушателей. 

Музыка Доры не зумерская – она понятна тридцатилетним

Правильнее сказать, что песни Даши эксплицитно зумерские. С точки зрения лексики всё очень даже молодёжно – стикерпаки, директ, вкрашилась. Без перебора, но полностью в духе своей эпохи. Но гораздо важнее, что по форме песни Доры понятны всем возрастам.

Тридцатилетним не нужно объяснять, что такое девочковый поп-рок. А вот с мамбл-рэпом или даже подростковым неопанком вроде «Пошлой Молли» возникают проблемы. Первое непонятно, а второе задевает подростковые скрепы из неформальной молодости. «И это по-вашему панк? И это по-вашему гранж?» – спрашивает тридцатилетний слушатель, чей плейлист не менялся с 2015 года. Он не понимает, зачем поп-исполнители делают дурацкие голоса, а рэперы повторяют одно и то же слово весь трек.

Творчество Доры не вызывает таких вопросов. Да, у Даши не самый выдающийся вокал, но всё перекрывает харизма милой девочки, поющей о безответной любви и собственной неуверенности. Её тексты не выбивают двери и не унижают каждого в комнате – в них видят искренность. Тридцатилетки повели себя как гамельнские крысы при звуках дудки, потому что популярная у зумеров музыка впервые заговорила на их родном языке. 

В образе Даши нет понтов

Крайне выигрышное положение в мире, где популярные артисты постоянно поют и читают про какую-нибудь показуху. Здесь аскетом-скромником выглядит даже рэпер Saluki, в треках которого есть разумное количество денег и секса, но не прям вау. Дора же – чужая во вселенной понторезов. 

Она называет себя дурой, поёт о собственных неудачах, а на альбоме MISS аж в двух разных песнях уточняет, что отводит глаза. Её скейтборд из «Розовых волос» пылится не в личном дворце, а на балконе в коммуналке. Кричащая кроткость. Особенно на фоне той же Клавы Коки или, боже упаси, Инстасамки. 

Даша Шиханова не доминирует над слушателем, а скорее делится переживаниями и позволяет стать соучастником своих комплексов. Конечно, бывают исключения, вроде более комедийной песни La boheme, где певица ставит на место рэперков, потому что без проблем берёт мужчину на содержание. 


Клава Кока нам не подруга – она уже звезда с обложки. Элджей – бубнящий пришелец, а у Кизару многоэтажные рифмы. Даже Оксимирон не друг, потому что он, простите, умник из Оксфорда. А образ Доры таков, что её легко представить как хорошую знакомую со двора или из общей компании. Этот подход провоцирует эмпатию.

Кстати, именно из-за образа скромной девочки с каре певица Дора стала очередным маскотом населения Двача. Мем «Дора, я хочу быть твоим унитазом» образовался именно так. Как только на сцене появилась мультяшная милаха, отказавшаяся доминировать и продавать себя через секс, к её ногам попадали люди с аниме на аватарках. 

Дора – МакSим и «Ранетки» в одном флаконе

Вот он, корень всего. Певица МакSим в 2006 году стала звездой момента как раз потому, что её альбом «Трудный возраст» жёстко контрастировал с далёкой от настоящих людей эстрадной попсой. По стране катают продюсерские гёрлз-бэнды со стразовыми купальниками на каждый из пяти составов, а тут какая-то простецкая девочка поёт о том, как идёт босиком вдоль ночных дорог. Невозможно не проникнуться.

И Дора такая же. Её трудный возраст и смятая постель, конечно, чуть более эмоционально отрешённые, но от того не менее натуралистичные. Сначала она втюрилась и втрескалась, а потом благодарит человека, который всегда был рядом. Вот так воздушно и просто. Каждому поколению нужна своя МакSим.

Другой важный референс – «Ранетки», но здесь всё немного сложнее. В конце концов, Даша Шиханова уже на старте была талантливой артисткой, которой точечно помог продюсер Галат. А поп-рокерши с СТС всё-таки были циничным креативом Сергея Мильниченко. Но подростки-то об этом не знали! 

И втихаря слушали девчачью альтернативу, скрывая хобби от крутых альфа-компаний. Кьют-рок Доры даёт возможность тридцатилетним лбам вернуться к тем же ощущениям и вспомнить, что пузо и борода выросли на каркасе уязвимого тинейджера. А если копнуть ещё дальше, найдутся мятые дневнички с Аврил Лавин и песни ранней, не успевшей опримадонниться Земфиры. В этом смысле песни Доры – как калейдоскоп воспоминаний.

Песни Доры – последний шанс ухватиться за молодость

«Какой ещё, #####, Хагги-Вагги?» – так звучит взгляд потерянного тридцатилетнего человека на культуру нынешних детей. И можно, конечно, пытаться вникнуть в весь Brawl Stars, но для самих зумеров такой персонаж будет выглядеть Стивом Бушеми из известного мема. Ведь молодость уходит, оставляя вас один на один с счетами за домофон и больной простатой. 

Попробуйте вникнуть в  положение этих людей. Десять-пятнадцать лет назад они были авангардом жизни. Они были в теме. Это на них показывали пальцами старики, не понимая, что такое троллфейс, хипстер и видеоблог. Когда они были актуальны и молоды, в моде были инди-рок и демотиваторы, а потом всё куда-то ушло. Страшное число 50 уже давно ближе, чем 0 – ситуация катастрофическая.

И тут в самый тёмный момент кумиром молодёжи становится субтильная девочка с понятной музыкой и знакомыми мотивами в текстах. Что это, если не последний шанс полюбить что-то актуальное и быть в струе? Дора подарила парням за тридцать возможность тратить свои последние запасы инфантильной любви и чувствовать себя молодыми. 

Да, со стороны феномен выглядит странным фанатизмом на грани приемлемого. И всегда есть риск, что на концерте Даши какой-нибудь особенно хлюпкий школьник пострадает, попав под страстный слэм упитанных менеджеров. Но ведь это прекрасно! Не членовредительство, а тоненький мостик между поколениями, построенный с помощью простенького поп-рока.

Монеточка – новый Цой. Лиза преодолела синдром Стрыкало и стала певицей поколения

От Александра Рыбака до певицы МакSим. Что стало со звездами премии Муз-ТВ?

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии