Собрали все тревожные маркеры.

Недавно мы говорили о сериалах, выдохшихся после первого сезона. А ведь есть и те, кто продержался дольше, но в итоге всё равно скатился в полнейшее позорище. Но как в момент просмотра определить, что сериалу стало плохо?

Есть большое количество убедительных признаков, что ваш любимый сериал скоро превратится в помойку. Иногда дело касается сюжетных моментов, а иногда того, что происходит за кадром. Мы собрали всё это в одном месте. 

Уход актёров

Тяжело вспомнить примеры, когда сериал успешно пережил отток актёров с главных ролей. Это удалось, например, ситкому «Сообщество», но его главным двигателем были талант и фантазия шоураннера Дэна Хармона. Он ввёл новых персонажей так, чтобы всем казалось, что они были всегда. А «Офис» смог закончиться не так уж стыдно, несмотря на тяжёлую потерю Стива Карелла. Обычно бывает по-другому.

«Сообщество»

Девятый сезон «Клиники» оказался никому не нужен, когда в центр внимания засунули новое поколение персонажей, а старые ушли на второй план. Ситком «Два с половиной человека» предсказуемо сдох после ухода главной звезды в лице Чарли Шина, а «Секретные материалы» потеряли смысл, когда Дэвид Духовны почти не появлялся в двух финальных сезонах. Если сериал теряет главных звёзд, ему точно осталось недолго.

Потеря шоураннера

Если вы заметили, что в новом сезоне резко упало качество буквально всего, то, возможно, вам стоило лучше следить за новостями вокруг сериала. Существует серьёзный риск, что теперь им занимаются совсем другие люди. В прошлом пункте мы приводили «Сообщество» в качестве положительного примера, но его четвёртый сезон гораздо слабее трёх предыдущих и двух последующих. Как так? А очень просто: им занимался на Дэн Хармон, а менее талантливые сценаристы. Всё встало на места, когда оригинальный шоураннер вернулся.


Клайд Филлипс и Майкл C. Холл

Есть и более конвенциональные примеры. Первые четыре сезона «Декстера» сериалом занимался Клайд Филлипс, и тогда история про маньяка с этическим кодексом была лучшим сериалом Showtime. Когда же он ушёл, началось движение вниз, приведшее к одной из худших концовок в истории. 

Даже «Сверхъестественное», никогда не считавшееся топовым сериалом, терпимо смотрится в качестве большой истории на пять сезонов – таким проект задумывал Эрик Крипке. После он ушёл, а продюсеры решили двигаться дальше. Результатом был долгоиграющий позор, который досматривали только психопаты.

Персонажи вдруг начали жениться и рожать

Крайне тревожный признак, обычно наблюдаемый в мире ситкомов. И ладно ещё, когда сериал действительно заканчивается свадьбой – банально, да, но такова могла быть оригинальная задумка. Проблемы наступают, когда бодрые герои ранних сезонов ближе к концу поголовно женятся, рожают детей и строят вокруг этого новые сюжетные линии.


«Клиника»

Даже прекрасная «Клиника» начала проседать, когда дети появились у Джейди, Тёрка и доктора Кокса. Сценаристы дошли до того, что устроили свадьбу даже Уборщику – хотя конкретно эта серия была забавной. Кстати, такие проблемы часто возникают из-за того, что ведущие актрисы беременеют в реальной жизни и грозят сорвать сроки съёмок.

В любом случае мало кто рад тому, что концепция любимого сериала вдруг сместилась к семейным ценностям и умилительным речам на свадьбах. Обычно мы просто считаем, что сценаристам уже нечего придумать, раз уж они разыгрывают свадебную или детскую карту. И, как правило, не ошибаемся.

Появление потерянных родственников

Характерная проблема, по своей сути напоминающая предыдущий пункт. Работает всё так: мы уже несколько лет следим за персонажем и его историей, как вдруг резко выясняется, что у него всё это время был брат/сестра/сын/отец. Например, поздний «Шерлок», где неожиданно оказалось, что у героя Бенедикта Камбербэтча есть не только брат Майкрофт, но и сестра Эвр Холмс. 

«Шерлок»

Естественно, столь же гениальная, но злая. Как удобно, что о ней вспомнили в момент, когда закрылись все основные линии, а Шерлоку по сути стало нечего делать. Может, в этой семейке найдётся ещё и дядя, чьему IQ поклонялся Мориарти? А, да, он тоже здесь. Супер.

Бывают и более мягкие вариации. Как в «Моей прекрасной няне», где отец Виктории всегда был шуткой – он не появлялся в кадре, но о нём говорили всякие нелепые вещи. Классический приём. Но когда умерла актриса Любовь Полищук, игравшая маму няни Вики, её нишу решили заместить. Так в кадр вошёл отец, что полностью игнорировало логику сериала. В случае с топорным ситкомом это не так уж страшно, но всё же.

Сериал теряет изначальную задумку

Такое бывает. «Южный Парк» за 25 лет своей истории менялся несколько раз. Сначала он был абсурдным мультиком с грязным юмором, после – ироническим комментарием к важным новостям, а в поздних сезонах обзавёлся ещё и связным метасюжетом. И это нормально, хотя очевидно, что у каждой итерации есть свои фанаты, не принимающие другие форматы. 

«Ходячие мертвецы»

Намного хуже, когда сценаристы меняют тон и концепцию по ходу, забивая на изначальную идею. Те же «Ходячие мертвецы» всегда были историей Рика Граймса, но из последних сезонов протагонист тупо исчез, а «Ходячие» стали хроникой совсем других людей. Хотя, справедливости ради, сериал скатился задолго до смены фокуса.

Или «Побег». К четвёртому сезону перестал быть сериалом о побеге из тюрьмы и превратился в конспирологическую драму про злое правительство. Негласный договор со зрителями в первом сезоне заключался на поставку совсем другого продукта.

Тайтл переживает свою эпоху

Иногда, чтобы убедиться, что сериал скатился, достаточно посмотреть в окно или почитать новости. «Теория большого взрыва» на старте была новаторским шоу, изменившим представление о гиках. К финалу (а то и к середине) статус ТБВ звучал так: морально устаревший ситком с закадровым смехом и одинаковыми сериями. Он продлился значительно дольше, чем должен был.

«Теория большого взрыва»

«Симпсоны» потеряли актуальность потому, что с 1989 года показали уже столько сюжетов с жителями Спрингфилда, что у сценаристов просто закончились свежие идеи. А то, что в 1990-х казалось дерзким и передовым, на фоне условного «Рика и Морти» превратилось в консервативную комедию о семейных ценностях. Времена меняются, и не все сериалы за ними успевают.

Значит ли это, что есть какой-то предел количества сезонов, после которого всё точно плохо? Нет. Сериал хорош ровно столько, сколько ему удаётся оставаться актуальным и интересным. Иногда это вообще неограниченный срок, как у «Твин Пикса» или «Клана Сопрано». Но если сюжет, стиль, юмор или другие составляющие тайтла остались в прошлом, а до финала далеко, шнур нужно выдёргивать зрителю.

Воскрешения персонажей

Возвращайся в могилу, детектив Меглин! Серьёзно, когда сценаристы решают воскресить погибшего героя – это почти всегда отвратительный признак. «Метод» был законченной историей с драматическим финалом, а «Метод 2» перечеркнул и испортил весь драматизм момента.

«Метод»

Если ваш персонаж – не Кенни Маккормик из «Саус Парка», которому положено умирать всегда, или не Брайан из «Гриффинов», которого не следовало убивать, то ему запрещено воскресать. И точка. Ну, есть ещё вариант как с Джоном Локком из «Остаться в живых», чьё воскрешение – ловушка сценаристов. 

Хотя тут тоже можно облажаться, как с восставшим из мёртвых Мориарти в «Шерлоке». Да, мем с фразой «Скучали по мне?» возродил интерес к сериалу, но исполнено всё было ужасно. Как будто авторы признали, что не в состоянии переплюнуть образ своего же злодея, поэтому он должен якобы воскреснуть, пусть и только в голове у главного героя. 

Самоповторы

Болезнь многих ситкомов и длинных сериалов. Эффект «Кажется, это уже было в «Симпсонах» хуже всего сказался именно на «Симпсонах». Чем дольше идёт сериал, тем выше риск одних и тех же повторяющихся мотивов, убивающих ощущение свежести.

«Скуби-Ду»

Иногда концепт на том и строится. В «Скуби-Ду» все понимали, что в конце герои снимут маску с очередного монстра, а Скуб дурацким голосом скажет: «Собака? Где?» В каждой серии «Квантового Скачка» Сэм просыпался в новом теле в новый исторический период. А во всех эпизодах типа «монстр недели» Скалли из «Секретных материалов» врубает скептика и не верит Малдеру, хотя они уже двести раз сталкивались с пришельцами, призраками, магией и перерождениями.

Постоянные повторы надоедают, даже если мы смотрим шоу-процедурал, буквально построенный на них. Что и говорить, если чумой однообразия заболел сериал, где никто и не планировал повторяться. Замечаете одно и то же слишком часто? Пора вырубать.

Слишком высокая планка ожиданий

Когда сериал обещает великолепную развязку, от которой у вас вывалятся все органы, риск облажаться закономерно растёт. Тот же «Остаться в живых» надолго стал флагманом в мире разочаровывающих финалов. Но иногда беда приходит постепенно, а вместе с ней и осознание завышенной планки. Лучший тому пример – «Игра престолов».

«Игра престолов»

В первых сезонах все ходили и говорили, что зима приближается, а вместе с ней драконы и всё остальное. Основные персонажи при этом дохли один за другим. Казалось, что в конце всё станет только лучше. Но начиная с шестого сезона книги Мартина закончились, а сценаристам пришлось выдумывать что-то своё. «Игра престолов» потеряла в реализме, попрощалась с внутренней логикой, убрала подальше политику и постепенно превратилась во второсортное фэнтези с типичной Армией Тьмы, которой управляет мистер Злой Злодей.

Всё это плохо уже само по себе, но по «Игре престолов» ударили и фанатские ожидания. Сериал поставил планку, которой не смог соответствовать и нарушил все обещания. Восьмой сезон, финал саги, войдёт в учебники плохих сценариев, но внимательным зрителям всё стало понятно задолго до него. Так что многие досматривали «Игру престолов» уже по инерции.

5 главных сериалов мая. «Нулевой пациент» – лучший, «Домашнее поле» – худший

5 взрослых фактов о «Скуби-Ду». Дафна и Велма целовались, а Фреду предпочли собаку

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии