Продолжаем прощаться.

Компания «Макдоналдс» объявила об уходе из России, а новый бренд точно будет другим. Конечно, трагедия тут не в еде или названии, а в том, насколько это большое культурное явление. Половина меню старого доброго «Мака» – легендарные бренды, известные по всему миру. Провожая «Макдоналдс», мы вспоминаем, как они появились. Истории действительно интересные.

Биг Мак

Гамбургер и чизбургер были основой меню «Макдоналдса» ещё с 1948 года, а остальные хиты появились гораздо позже. В частности, Биг Мак – старший брат классических бургеров. Он родился уже во времена предпринимателя Рэя Крока, чья история рассказана в фильме «Основатель». Инициатором создания в 1968 году бургера большего размера был Джим Деллигатти, владелец франшизы в Питтсбурге. Биг Мак был аналогом крупного бургера ресторана-конкурента Big Boy, то есть идею тупо подрезали у врага.

Как ни странно, изначально Кроку не нравилась идея с расширением меню. Деллигатти приказали делать Биг Мак лимиткой, но тот забил на распоряжение и угадал. Продажи «Макдоналдсов» в Питтсбурге резко подскочили, после чего Биг Мак захотели другие франчайзеры. Тесты в столовых показали, что двухэтажный бургер увеличивает спрос, так что к концу года Биг Мак стал частью традиционного меню «Макдоналдс».

Филе-О-Фиш

Единственное рыбное предложение в стандартной экосистеме «Макдоналдс» впервые появилось в заведениях в 1962 году. Как и в случае с Биг Маком, инициатором появления был владелец конкретной франшизы – Лу Грон из Цинциннати. Но Филе-О-Фиш был отчасти вынужденной мерой.

Грон заметил, что доходы его «Макдоналдсов» сильно проседают по пятницам. Дело в том, что в Цинциннати того времени жила большая община строгих католиков, которым в этот день предписывалось отказываться от мяса. Именно для них и решили заменить котлету рыбой в панировке.


Забавно то, что на месте Филе-О-Фиш мог быть другой бургер без мяса – придуманный Рэем Кроком «Хула Бургер» в гавайском стиле. Там говядину заменял загриленный ананас с сыром. Клиенты не заценили, а с 1963 года Филе-О-Фиш навсегда вошёл в меню «Макдоналдс», пусть и в качестве одного из наименее популярных бургеров.

Биг Тейсти

Одна из позднейших звёзд «Макдоналдса» в большой игре с 2001 года, хотя тестирование началось в Калифорнии ещё в 1997-м. Казалось бы, ничего странного – придумали и внедрили свежий концепт большого бургера. Но немногие знают,  что на ранней стадии Биг Тейсти пришлось бороться с другим тестовым вариантом под названием Биг Экстра.

По сути, ингредиенты были те же, что у Биг Тейсти, но котлета содержала другой микс специй. В итоге Биг Экстра прижился только в Канаде – одно время предложение было эксклюзивным для канадских отделений Walmart, а в канадском Квебеке Биг Тейсти до сих пор называют МакЭкстра. 


Роял Чизбургер

Раздутая версия классического чиза появилась в 1971-м во Фримонте по инициативе владельца местной франшизы. Идея была в том, чтобы добавить вариант с большим содержанием мяса для тех, кто хотел именно чизбургер, а не двухэтажный Биг Мак. Появление Рояла было бы обычной историей, если бы не один важный момент.

Он остался в культуре навсегда благодаря памятному диалогу из «Криминального чтива» Тарантино. Так европейская публика узнала, что в Штатах Роял называется Кватерпаундером (четвертьфунтовым чизбургером). Кстати, вот душный факт дня: четверть фунта (113,4 грамма) весит не сам бургер, а только котлета.

МакМаффин с яйцом

Ну, вы уже знаете, как работают вещи – конечно, МакМаффин тоже был изобретён в одной из франшиз. В данном случае в Калифорнии. Автор идеи Херб Питерсон был, кстати, большим оригиналом. Он написал первый общенациональный слоган для рекламы «Макдоналдс» – Where Quality Starts Fresh Every Day. А МакМаффин он придумал, потому что был большим фанатом яиц Бенедикт – английского блюда с маффином, ветчиной, яичницей и голландским соусом.

МакМаффин дебютировал в ресторане Дэвида Питерсона, сына Херба, в 1972 году. Рэю Кроку идея понравилась, ведь таким образом «МакДоналдс» мог открыть для себя новый сегмент с завтраками. Непонятно зачем, но МакМаффину в США придумали отдельный праздничный день – 2 марта. 

Чикен Макнаггетс

Биг Мак убирал конкурентов на внешнем рынке, а у наггетсов из «Макдака» есть внутренний враг – старый добрый Макчикен. Сами наггетсы как продукт появились ещё в 1950-х, но «Макдоналдс» обратил на них внимание только в 1979 году. Тогда сеть заказала рецептуру у компании Tyson Foods. Оказалось, что наггетсы – мегахит. Настолько, что от них страдали другие продукты.

Бедный Макчикен появился в 1980-м, но его почти тут же убрали из меню – из-за низких продаж и того факта, что Макнаггетс подмял под себя куриный сегмент. Вернулся бургер только в 1988-м, а в 1996-м снова пропал на два года. Наггетсы же продолжали царствовать и создавать видимость альтернативы KFC.

Вишнёвый пирожок

Символ. Легенда. Незаметный, но великий. Вы удивитесь, но вишнёвый пирожок из «Макдоналдс» – хит только российского рынка. США и Европа предпочитают яблочные версии и вряд ли ассоциируют тяжёлый ожог нёба с вишнёвым послевкусием. Если говорить о пирожках из «Мака» в целом, то они в деле ещё с 1968 года.

В 1992-м рецептуру пирожков изменили – они стали печёными, а не жареными. Новшество не касалось таких стран, как Россия, Япония, Ирландия и Великобритания. Так что горячий вишнёвый подлец, можно сказать, всегда был лимитированным эксклюзивом.

Что такое Chitir Chicken? Турецкий фастфуд заменит «Макдоналдс» и KFC в России

Почему в «Макдоналдс» так часто сломаны машины с мороженым? Это мерзкий бизнес-план

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии