Объясняем концепции.

Некоторые бренды настолько давно в большой игре, что наше общее сознание привыкло воспринимать их логотипы как должное. Но что они означают на самом деле? Иногда всё предельно просто: компания называется Puma, а её символ, не поверите, тоже пума. А бывают и менее однозначные ситуации, о которых задумывается далеко не каждый. Сегодня мы постараемся ответить на все вопросы о популярных логотипах, хотя что-то наверняка останется за кадром.

Apple

Начинаем с очевидного. Компания Apple настолько значима в культуре, что большинство людей и так знает, что означает надкусанное яблоко. Или нет? Стив Джобс не объяснял смысл напрямую – рассказывал лишь, что просто любит яблоки, а укус нужен, чтобы символ стал узнаваемым. 

В культуре доминируют две версии, не исключающие друг друга. Первая – яблоко отсылает к библейской истории Адама и Евы, в рамках первородного греха надкусивших плод Древа Познания. Вторая версия – отсылка к математику и криптологу Алану Тьюрингу, покончившему с жизнью с помощью отравленного яблока.

Логотип Apple 1976 года

Обе версии хороши, но их не подтверждает создатель логотипа Роб Янов. Он-то как раз придерживается истории, что Apple нужно было отличаться. И на этом всё. В пользу приземлённой версии говорит и то, что в 1976-м у компании был другой яблочный логотип, созданный дизайнером Рональдом Уэйном. Там яблоко падало на голову Исааку Ньютону.

McDonald’s

Существует гигантское количество непроверяемых спекуляций, связанных с сакральным значением буквы M из двух золотых арок. Но история появления символа известна. Дик МакДональд, один из двух братьев-основателей, предлагал арки в качестве архитектурного решения для нового ресторана в Финиксе, штат Аризона. Они должны были находиться на крыше.


Архитектор проект не одобрил, но идея с арками продолжила жить и в 1962 году добралась до официального логотипа McDonald’s. Оригинальное лого нарисовал дизайнер Джим Шиндлер. До этого у старины «Мака» был невнятный бургеромордый маскот – повар Спиди.

Повар Спиди

Глядя на него, понимаешь, что лого нужно было срочно менять, чтобы бренд прижился в сознании. А золотые арки и минималистичны, и вписываются в концепцию рекомендуемых цветов для общепита – считается, что жёлтый и красный усиливают аппетит.

KFC

Логотип главного мирового поставщика жареной курочки появился в 1952 году и с тех пор много раз менялся, но на нём неизменно красуется улыбающийся старичок в очках – тот самый Полковник Сандерс. Основатель бренда придумал гениальный способ мифологизировать себя навсегда. Помните, как Артемий Лебедев рассказывал, что своё имя – лучшее название для компании? Полковник зашёл чуть дальше.


Сам Харланд Сандерс, кстати, никогда не был настоящим полковником. Звание ему подарил губернатор штата Кентукки за вклад в развитие общественного питания. Лицо улыбчивого старика, конечно, странный выбор для заведения с жареной курицей, но история показала, что он никого не смущает.

Nike

Логотип до того легендарный, что у него есть собственное название – Swoosh. Но в чём прикол, помимо того, что у Nike есть узнаваемая форма? Ну, основатели Nike Билл Боуэрман и Фил Найт поставили студентке-художнице Кэролайн Дэвидсон две задачи. Первое – отличаться от конкурентов из Adidas. Второе – передать движение. 

Изначально Swoosh не понравился Филу Найту, но Кэролайн объяснила концепцию: слово использовалось как звук от того, кто проносится мимо вас в клёвых кроссах. Сработало. Сначала на основателей, а после и на весь мир. Кэролайн тогда заплатили целых тридцать пять долларов.

Adidas

Удивительно, но по меркам мировых брендов логотип Adidas появился совсем недавно – чуть ли не позавчера. Да, три полоски не всегда были символом компании Адольфа Дасслера. Изначально полосы были частью конструкции обуви, чтобы обеспечить ей большую надёжность. А первый логотип 1924 года выглядел так.

Логотип adidas 1924 года

Начиная с 1950-х, логотипом компании стала лаконичная надпись Adidas (тем самым шрифтом), а полосы пришли только в 1971 году, когда разработали лого-трилистник.

Логотип adidas 1971 года

Гора из полос разной высоты стала логотипом лишь в 1991 году, хотя полосы на самой одежде уже тогда были узнаваемым символом.

Логотип adidas 1991 года

Несмотря на всё величие, Adidas – тот случай, когда лучше не задуматься над значением и не гуглить его. Иначе окажется, что гора является символом испытаний и их преодоления. Звучит как что-то из мира курсов личностного роста. Зато трилистник имеет хоть какой-то смысл – три его лепестка означают части света, завоёванные продукцией Adidas. На тот момент речь шла про Европу, Азию и Северную Америку.

Microsoft

В нашем списке нет Google – его весёлые цветные буковки не вызывают экзистенциальных вопросов. То ли дело цветная геометрия от Microsoft. На самом деле всё не так уж сложно – лого появилось с первым Windows и символизировало, собственно, окно. Правда, до появления Windows 3.1 в 1992 году все квадраты были голубого цвета. 

Одноцветная схема вернулась в Windows 8 и Windows 10, а четырёхцветное окно осталось логотипом материнской компании. Теперь оно символизирует различные продукты Microsoft.

Красный/оранжевый – цвет продуктов из пакета Office. Зелёный – цвет Xbox. Жёлтый был основным цветом поисковика Bing. А голубой – оригинальный цвет ОС Microsoft Windows. Такой смысл появился только в 2012 году, а ранее логотип Microsoft был строгой надписью чёрного цвета.

Pepsi

Одна из самых простых историй на свете. Оригинальный логотип Pepsi из 1898 года – уродливая красная надпись на белом фоне. После он слегка менялся, сохраняя основную идею вплоть до 1940-х. И только тогда появился синий цвет. Почему? У него есть два смысла.

Логотип Pepsi 1898 года

Первый – то, что нужно было сделать очень давно. Благодаря появлению синего цвета Pepsi визуально дистанцировалась от вечного конкурента в лице Coca-Cola. Продукты начали выделять на полках, а будущим дизайнерам и рекламщикам стало удобнее иллюстрировать противостояние брендов.

Второй смысл – патриотический. Благодаря сине-красно-белой цветовой схеме компания Pepsi вписалась в поддержку США во времена Второй мировой. Неизвестно, так ли это было на самом деле, но с тех пор лого Pepsi работало исключительно в заданных рамках. Правда, были небольшие скандалы со шрифтами.

Однажды любители сетевой крипипасты заметили, что если отзеркалить слово Pepsi, получится буквосочетание isded, подозрительно похожее на «is dead» («мёртв»). Воспринимать это можно либо как ситуативный мем, либо с шапочкой из фольги на голове. 

Baskin Robbins

У мороженщиков получился действительно жирный креатив. Логотип компании не только показывает две главные буквы и цветовую схему, но и раскрывает важный секрет компании. Что всегда отличало Baskin Robbins? Гигантское разнообразие вкусов. Если присмотреться, можно назвать и их точное количество.

Да, цвет на стыке букв B и R образует число 31 – именно столько вкусов имело мороженое Baskin Robbins в 1953-м, когда компания подчёркивала количество сортов продукции в рекламе. Но важно понимать: никто не клялся, что линейка BR всегда будет состоять из 31 пункта. Просто число в какой-то момент стало большим историческим символом для компании.

Michelin

Никогда не задумывались, что это за пузатый чел, напоминающий мумию? Парень производит шины и заставляет поваров сражаться за звёздочки, а вы даже не знаете, откуда он взялся. Мистер Мишлен или Бибендум на уровне идеи появился аж в 1898 году на плакате художника-карикатуриста Мариуса Российона. 

Но придумал идею Андре Мишлен – один из братьев, основавших шинную компанию. В 1894 году они увидели стопку шин, сложенных пирамидой и Андре сказал, что если добавить сюда руки, получится человечек. К Российону обратились, чтобы он сделал ремикс своей карикатуры с пивным королём Гамбринусом. Вместо него изобразили Бибендума, пьющего гвозди и прочий мусор, способный испортить шину. Если она не от Michelin.

Со временем логотип менялся, терял свою брутальность и превращался в удивлённого добряка. А ведь ранний Мистер Мишлен курил, дерзил и дрался. Но главное, что его оказалось невероятно легко запомнить.

Starbucks

На логотипе Starbucks изображена Сирена – мифическая морская русалка, песнями заманивающая моряков на верную смерть. Казалось бы, при чём тут кофе? Может, дело в том, что точка Starbucks притягивает модную публику понторезов? Не совсем. Основатели кофейни Джерри Болдуин, Гордон Боукер и Зев Сигл назвали бренд в честь Старбэка – персонажа романа «Моби Дик».

Другими рабочими вариантами были Cargo House и Pequod. Последнее, кстати, было названием корабля из того же «Моби Дика». Но победил вариант Starbucks, так что нужно было придумать что-то на морскую тему. Дизайнер логотипа срисовал сирену с гравюры XVI века, слегка видоизменив детали. Потом изображение постепенно осовременивалось, теряя связь с мифологической основой. 

BMW

В автомобильных логотипах можно завязнуть надолго, так что обратимся к самым примечательным. Например, BMW – возможно, самому логичному и сухому логотипу в мире. Компания родом из Мюнхена, так что белые и синие квадратики попали на лого прямиком с флага Баварии. А чёрное кольцо досталось в наследство от Rapp Motoren Werke. Так бренд назывался изначально. 

Погодите, а как же история о пропеллере? Все же знают, что компания производила авиационные двигатели, а логотип – стилизованная часть самолёта. Распространённый миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Во всяком случае, так уверяют в руководстве самой компании. А BMW – всё-таки не Apple, которая смогла нагнать таинственности вокруг яблока. Врать им как будто незачем.

Audi

Ещё один немецкий автобренд с абстрактной айдентикой. Что означают знаменитые колечки? Они появились в 1930-х и стали скорее символическим жестом. Дело в том, что известная нам Audi образовалась в результате слияния четырёх брендов – Audi Werke, DKW, August Horch и Wanderer. 

Соединённые кольца, естественно, изображают союз этих четырёх составляющих. Слияние, кстати, было действительно мощным – к 1935 году каждая четвёртая немецкая машина была произведена концерном Audi. С тех пор логотип меняли разве что косметически, а кольца оставались на месте. 

Pringles

У легендарных чипсов целых два символа. Первый – это, конечно, тубус-пачка. А второй – тот самый усач. Его история появления – одна из самых нелепых. В сети легко встретить информацию, что на пачке якобы изображён повар Джулиус Прингл. Правда, вы никогда не выясните, кто это такой. 

Джулиус Прингл – не изобретатель чипсонов и не давно забытый основатель компании. Он – позднейшая выдумка пранкеров, исправивших информацию из «Википедии» в 2006 году. Двое студентов Джастин Шиллок и Майкл Уайзман придумали Джулиуса Прингла по приколу, а позже история об имени и происхождении маскота разошлась и зажила своей жизнью. Гении!

Стоп, так откуда взялся усач? Скорее всего, его придумали случайно и посчитали удачным символом. Мистер Прингл был маскотом с самого рождения бренда в 1960-х. О случайностях можно говорить, ведь название Pringles создатели бренда якобы списали с улицы Pringle Drive из телефонной книги Цинциннати. Что, в общем-то, тоже может быть всего лишь легендой. Даже западные сайты до сих пор верят в то, что усача зовут Джулиус.

Amazon

Логотип Amazon настолько простой, что его нахождение в нашем списке кажется каким-то неуместным. Это же просто надпись! И что в ней такого? На самом деле лого Amazon содержит подсказку для внимательных в стиле Baskin Robbins.

Жёлтая стрелка не просто так тянется от буквы A, первой в английском алфавите, к букве Z, последней. Соответственно, на русский язык графический слоган переводится как «От А до Я», что звучит до пошлости банально. Но конкретно здесь дизайнеры сработали очень тонко и ненавязчиво.

Откуда появились и что означают логотипы автомобилей? Mercedes был женщиной, а Lamborghini ненавидит Ferrari

Почему упаковка сока «Сады Придонья» была цветной, а стала белой? То же самое ждет другие бренды

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии