Задача для юристов.

16 мая американская компания «Макдоналдс» объявила, что полностью уходит из России. Фирма закроет все точки и продаст бизнес новому владельцу — ранее ходили слухи, что сам «Мак» может официально открыться под другим названием.

Теперь этого не произойдет, но перезапуск сети точно состоится.

Различные медиа и даже государственные ведомства начали выбирать новое название для ресторанов сети «Макдоналдс». Прежний нейминг использовать нельзя — перед уходом с рынка в корпорации объявили, что забирают бренд и даже меню. Поэтому в ближайшие месяцы новый владелец примет бизнес, проведет ребрендинг и перезапустит рестораны «Макдоналдс», которых в России насчитывается более 850 единиц.

Какое название нужно дать старому-новому фастфуду? Забудьте про «Русбургер», «НашМак», «МакБургер» и прочие позорные имена. Сеть ресторанов нужно назвать строго «Макдак»:

Причин несколько. Во-первых, к этому бренд уже привыкли потребители из России — «Макдак» будет уникальным, ведь кроме россиян больше никто в мире так не называет знаменитую сеть фастфуда. Во-вторых, слово «Макдак» плотно вошло в обиход россиян. В-третьих, большая часть пользователей соцсетей согласна с нами (смотрите реакции на скриншотах выше).


Но есть проблема. Русский филиал «Макдоналдс» подал на регистрацию бренда «Макдак» в 2021 году, в феврале 2022 года Роспатент выдал компании свидетельство о регистрации.

Однако новый русский владелец может легально забрать себе самое подходящее название для обновленной сети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, управляющая организация может договориться c McDonald’s о передаче прав на использование бренда. Ситуация сложная (особенно в условиях нынешних отношений России и США), но стоит попытаться.

Во-вторых, можно поискать лазейки в российском законодательстве. Есть как минимум две статьи Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают досрочное прекращение правовой охраны. Согласно статье 1486, регистрация бренда может быть отозвана из-за того, что правообладатель не использует его непрерывно в течение трех лет. С одной стороны, «Макдоналдс» зарегистрировала «Макдак» только в феврале 2020 года. С другой стороны, возможно, компания еще не успела им воспользоваться.


Статья 1514, пункт 6, предусматривает прекращение правовой охраны бренда в случае, если название вошло во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. Здесь речь идет скорее о какому-нибудь продукте, название которого стало нарицательным — например, БигМак.

Та же Статья 1514, пункт 3, предусматривает досрочное прекращение охраны торгового знака из-за его неиспользования — наверное, это определение наиболее точно подходит под ситуации с уходом «Макдоналдс» из России.

В нашей стране и ближайшей загранице подобные кейсы уже были. Например, после ухода «Макдоналдс» из Донецка в 2014 году брошенную сеть ресторанов назвали «ДонМак» (вероятно, «Донецкий Макдоналдс»). В Чечне «Макдоналдса» отродясь не было, хотя самый первый «Мак» в России — в Москве на Пушкинской площади — открыл чеченский ресторатор Хамзат Хасбулатов. Вместо «Макдака» в республике запустили его клона — ресторан «Маковский».


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Комментарии