Долой микроблог!

В истории социальной сети «ВКонтакте» было много странного: голоса, рейтинг, VIP-статусы, никнеймы, «Весёлая ферма» и скандальная продажа доли Павла Дурова. Но самый легендарный мем всё-таки один: «Дуров, верни стену!» Изменение дизайна в 2010 году вызвало панику среди консервативных пользователей.

Сегодня уже мало кто помнит, как выглядела старая стена и насколько жёсткими были перемены. Так что же это было – революция или массовый психоз из-за косметических изменений? Пришло время откопать эту историю хотя бы из ностальгических соображений.

Как злой Дуров убил стену?

Для начала нужно пояснить, что представляла собой старая стенка во «ВКонтакте». Это был неанонимный имиджборд для друзей, где можно было оставлять различные записи – в основном, граффити и поздравления с праздниками. Грубо говоря, стена была вашим личным разделом комментариев по принципу старых сайтов.

Уведомления тогда не приходили в режиме реального времени, так что общение на стене предполагало ещё и то, что пользователь должен регулярно обновлять страницу. Более того, к сообщениям на стене нельзя было оставлять комментарии – ваш ответ ставился отдельным постом сверху.

В октябре 2010 года команда ВК выпустила большое обновление, где вместо стены предлагался так называемый «микроблог». Теперь каждое сообщение стало отдельным постом с собственной веткой комментов. А ещё появились лайки.


Микроблог отдалённо напоминал современный дизайн «ВКонтакте», хоть и выглядел более угловато и деревянно. Сейчас такое решение кажется максимально логичным и удобным, но в 2010 году гигантское количество пользователей устроило истерику. 

Что конкретно не устроило пользователей?

Вопрос крайне сложный, потому что общий вайб строился вокруг слова «неудобно» без особой конкретики. Но если суммировать все претензии, их авторов можно разделить на три условные категории.

Первая – жёсткие почвенники с нулевой толерантностью к любым переменам. Они увидели, что ушло нечто привычное, и скандалили без разбору. Для них главное неудобство заключалось в том, что у каждого поста теперь своя отдельная ветка. А это ж столько бесценных кликов!


Вторая – пользователи приложений, связанных со стеной. До осени 2010 года во «ВКонтакте» была куча штуковин на основе старого функционала. Например, живые граффити или возможность использовать какие-то конкретные эмоджи. Да, кто-то считал это важным.

Третья – любители общения на стене. Самая конструктивная категория, потому что их мир действительно оказался под угрозой. Стена была не просто разделом комментариев, а культурой общения для многих людей. Идея в том, что для такого общения не нужен был повод. Просто заходишь и пишешь, что нравится. А отвечать в комментариях на посты владельца страницы – всё-таки не то же самое.

Истерика стала массовой и Дуров ненадолго вернул стену 

Требование вернуть стену достигло невероятных масштабов. Люди создавали отдельные сообщества, снимали видео, писали петиции и обращения к Дурову. А кто-то предлагал и вовсе революционную инициативу: всем лишь нужно было не заходить во «ВКонтакте», чтобы Паша почувствовал удар и откатил микроблоговое предательство. 

В августе 2010 года Дуров провёл опрос, по результатам которого около 70% респондентов высказались против микроблога. Владислав Цыплухин (пресс-секретарь соцсети) и сам Павел регулярно говорили, что перемены нужны, но им пришлось уступить. Правда, только слегка.

Микроблог сделали опциональной функцией для тех, кому он понравился. А остальные могли по желанию вернуть стену. Правда, уже в 2011 году стена сдохла снова. На этот раз окончательно. Зато мем «Дуров, верни стену!» оказался бессмертным. До сих пор его можно встретить в обсуждениях любой новости, связанной с Павлом Дуровым, хотя сам программист давно не связан с ВК.

Как новый дизайн повлиял на «ВКонтакте»?

Если забыть об истерии, убийство стены сильно изменило функционал «ВКонтакте». Соцсеть отдалилась от текстовых форумов и мира «Веб 1.0», а основным способом взаимодействия с контентом оказалась новостная лента.

У пользователей стало меньше возможностей хаотично взаимодействовать между собой, а количество контента на стене начали регулировать владельцы страницы. Современная версия ВК полноценно сформировалась как раз в середине десятых, когда в функционал добавили ещё и репост.

Забавно, что интерфейс, ставший наследником микроблога 2010 года, и сейчас называется словом «стена». Это вызывает диссонанс в среде зумеров, случайно наткнувшихся на мемы про Дурова и стену. Иллюстрация чуть выше.

Фактически «ВКонтакте» только выиграл от обновлений и стал современнее. Сейчас уже сложно представить, что старая добрая стена может показаться кому-то удобным решением. Но есть в этом воспоминании и отчётливая ностальгия по временам, когда рунет был другим. Тем более, смена интерфейса не вызывала такой массовой реакции ни до, ни после истории с Дуровым и стеной.

Игры во «ВКонтакте» были ужасными, но люди тратили время и деньги. Вспоминаем «Счастливого фермера», «Тюрягу» и другие хиты

5 главных проблем «ВКонтакте». Почему эта соцсеть загибается?

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии