Простота победила.

Киберспорт живёт и меняется, заводит в топ новые хиты и забывает старые, а сетевой шутан Counter-Strike всё равно остаётся в прайме больше двадцати лет. Да, он тоже меняется – когда-то бесспорной легендой компьютерных клубов была версия 1.6, а сейчас идёт длительная эпоха CS:GO. Но базовые механики сохраняются, а значит в них есть что-то особенное. Что?

Когда Counter-Strike только появился, он был игрой на старом движке с заметно отстающей графикой. И всё равно игра быстро нарастила аудиторию, переросшую в активное комьюнити с собственным сленгом, мемами и локальными звёздами. Чтобы узнать секрет CS, придётся окунуться в историю тайтла.

Как придумали Counter-Strike?

Рождение CS во многом похоже на путь, который позже прошла DOTA. В том случае пользователь с никнеймом Eul создал карту для Warcraft III, а позже её довели до ума другие люди – в особенности IceFrog. Первый Counter-Strike из 2000 года тоже был пользовательской модификацией, в нашем случае для Half-Life. Первая версия так и называлась Half-Life: Counter-Strike.

Создали CS студенты Минь Ле и Джесс Клифф, а чуть позже компания Valve заинтересовалась их проектом и попросила сделать полноценную игру на том же движке. Сам Ле думал, что разработка мода будет хорошим проектом для его портфолио и упростит поиск работы после окончания университета.

Минь Ле

Идея была в том, чтобы сделать из Half-Life реалистичный командный шутер с разными режимами игры. Но так, чтобы процесс был менее хаотичным, чем в популярных арена-шутерах того времени – Quake III  и Unreal Tournament.

Занятно, что Ле и Клифф сделали только рамку для Counter-Strike, то есть механику, дизайн и общую логику, а сами карты придумывали сторонние разработчики. Cs_mansion, cs_office, de_dust, cs_assault – эти легенды созданы не главными идейными вдохновителями Counter-Strike.

Карта cs_mansion

Всё это, включая поддержку Valve, случилось потому, что разработчики сумели привлечь много внимания к CS ещё на стадии выпуска бета-версий. Они нашли какой-то важный нерв публики, которой требовался именно такой шутер. Спустя три года после релиза издание GameSpot включило Counter-Strike в список величайших игр всех времён. 

CS заземлила систему Half-Life

Пожалуй, одна из важнейших вещей, отличающих механическую часть Counter-Strike от других сетевых шутеров своего времени. Если убрать за кадр получитерские фишки, вроде прострелов через стены, CS в своей основе – намного более реалистичный и приземлённый шутан. 


Сетевой геймплей Quake и Half-Life предполагал не только использование рейлганов и прочих фантастических уберпушек, но и такие эссенциальные штуковины, как распрыг, а то и рокет-джамп. Игрок должен постоянно находиться в движении, чтобы выжить. Причём чаще всего в режиме «каждый сам за себя». А Counter-Strike вообще не об этом.

Прыжки и безумное оружие отложили в пользу более рутинных принципов – как хорошо ты стреляешь и что ты делаешь, чтобы не застрелили тебя. CS был командным мероприятием, а значит ставка делалась на сыгранность, качество коммуникации и умение читать действия целой группы игроков. Банальная перестрелочка обзавелась тактической глубиной.

Интуитивность и простота – главные козыри Counter-Strike

На тактическом уровне геймплей стал сложнее и богаче, в том числе учитывая особенности режимов: карта с бомбой и карта без бомбы кардинально меняли поведение игроков. Но вместе с этим усложнением, в Counter-Strike на редкость простой инструментарий. Настолько, что его за пять минут можно объяснить полностью нулевому школьнику в компьютерном клубе. А дальше дело за практикой.

Вот свои, вот чужие. Оружие покупать вот так. Вперёд. Основы механик Counter-Strike не просто понятные – они интуитивные. Новичок в среде профессионалов неизбежно будет страдать, но ему хотя бы не нужно зубрить сложные правила, механики и комбинации клавиш. На первом плане всегда были реакция, скорость принятия решений и умение учиться на ошибках. 

Такой подход упростил знакомство с Counter-Strike тем категориям геймеров, кто с трудом въезжал в комплексные игры того времени: real-time стратегии, RPG и даже файтинги, где требовалось знание спецприёмов и комбинаций из нескольких ударов. CS – инклюзивная история, где каждому желающему достаточно просто начать. Вся эта простота и стала хребтом серии, сохранившимся до наших дней.

Геймплей глубже, чем кажется на первый взгляд

Мы только что говорили, насколько всё просто, а теперь сворачиваем тезис в пользу разговоров о продвинутых техниках. На самом деле тут нет противоречий. В основе Counter-Strike действительно лежат крайне простые вещи, но чем дальше погружается игрок, тем больше он открывает для себя полезных новшеств.

Центральный принцип – изучение карты. В этом смысле CS напоминает даже не шутер, а классические платформеры по типу Mega Man, где опытный игрок сразу оценивает потенциал врагов и сложность конкретного экрана. В зависимости от дизайна карты игроки предпочитают различное оружие, а также учатся занимать наиболее выгодные позиции и просчитывать, откуда прибежит противник.

Граната в неумелых руках – рандом и почти гарантированный friendly fire, а в руках профессионала – сложный тактический инструмент: цель далеко не всегда в том, чтобы взорвать всех врагов. А механическая простота делает хитрые ходы более интересными. И при этом прозрачными для стороннего наблюдателя, что подводит нас к следующему пункту.

Counter-Strike – один из первых хитов киберспорта

Во времена, когда киберспортивных дисциплин было значительно меньше, чем сейчас. И если турниры по Starcraft были мероприятиями, где один героический европеец пытался выжить в окружении пятнадцати корейцев, различные ивенты по Counter-Strike – нерушимая основа киберспорта начала и середины нулевых. Тогда было четыре столпа: Quake III, Starcraft, Warcraft и CS.

Отсчёт можно вести примерно с 2003 года, когда вышла та самая CS 1.6. Она избавилась от багов и недоработок, доведя идею Миня Ле и Клиффа Джесса до механического совершенства. Ну, насколько оно было возможным, учитывая древний движок. В тот момент коммьюнити стало массовым, а турниры начали привлекать внимание.

Киберспортивная команда Fnatic

В данном случае прямолинейность Counter-Strike снова способствовала успеху. Поскольку базовые скиллы были у всех, кто посещал компьютерные клубы, каждый мог посмотреть на профи и закономерно восхититься уровнем их командных и персональных скиллов. Для этого было необязательно смотреть турниры. Хватало и матчей с локальной легендой ближайшего подвала с компами.

Почему CS:GO стал хитом, а Source нет?

Поговорим о наследниках Counter-Strike 1.6. Первой попыткой создать большого преемника был выход Counter-Strike: Source на одноимённом движке. К 2006 году Half-Life всё же сильно устарел, а тут и графика была получше, и модельки вели себя не так деревянно. Но Source почему-то не взлетел.

Игра стала по-настоящему популярной только в США, а в остальном мире (особенно в среде киберспортсменов) продолжала доминировать версия 1.6. Одна из главных причин – высокие системные требования. Игроки привыкли, что CS толерантна к старым компьютерам, чего нельзя было сказать о Source.

Геймерам не нравилось, что Source казалась более медленной игрой, чем оригинальный Counter-Strike. Профи, привыкших к движку Half-Life, раздражало ещё и то, что у моделек поменялись хитбоксы (зоны попадания). Стопроцентно летальный выстрел в мире 1.6. оказывался дежурным попаданием в Source. Непорядок.

Но главную роль сыграло то, что Source появился в момент, когда ещё не закончился прайм-тайм предыдущей версии. Большинство турниров, как и раньше, проводилось по 1.6. Она же стояла на большинстве машин в компьютерных клубах, что полностью устраивало консервативных геймеров. Разработчики просто поспешили со сменой поколения.

А CS:GO родился уже в другой вселенной. Если на момент выхода Source, старый Counter-Strike смотрелся устаревшим, то в 2012 году он выглядел совсем уж древним старьём. К тому же 1.6. практически умер как киберспортивная дисциплина. Даже самые непробиваемые фанаты старой версии были вынуждены пересаживаться на Global Offensive и адаптироваться к новой среде. Valve же сделала всё, чтобы продвинуть CS:GO с помощью турниров с большим онлайном и призовыми фондами.

Конечно, CS:GO – уже немного другой Counter-Strike. С модными скинами и лутбоксами и более яркими графическими решениями. Но эта игра стоит на механическом фундаменте, заложенном более двадцати лет назад. И остаётся главным и самым доступным сетевым шутером планеты.

12 главных игровых разочарований современности. Cyberpunk 2077, бесконечный Skyrim и смерть PES

Фанаты World of Warcraft бегут в «Аллоды Онлайн». За что эту игру любят и ненавидят?

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии