Всегда один и тот же приём.

А вы когда-нибудь задумывались, что технологии – это страшно? Так звучит описание к любой серии «Чёрного зеркала». Британский сериал появился в 2011 году, стал хитом и был выкуплен Netflix. Пятый (и последний на данный момент) сезон вышел в 2019 году, а теперь стало известно, что на подходе шестой. Круто, да? Не совсем.

«Чёрное зеркало» сейчас – уже не тот сериал, каким он был десятилетие назад. Да, концепция анталогии про страшные гаджеты осталась прежней, зато исчезли новизна и свежесть. А вчерашний хит сегодня кажется переоценённым тайтлом, недостойным производимого им шума. Что же не так?

Сериал невероятно однообразный

Представьте себе фокусника, знающего только один трюк – например, он умеет доставать кролика из шляпы. Как долго он сможет держаться в прайме своей славы? Все зрители знают, что будет происходить. Они давно выучили прикол про второе дно, а от самого кролика уже пасёт тухлятиной. Вот что такое «Чёрное зеркало».

Абсолютно все эпизоды крутятся вокруг одной и той же идеи: «А что если технологии – зло?» Мы видели злые телефоны, злые телешоу, злые импланты, злые лайки, злые облачные сервисы и злое интерактивное кинцо про злое интерактивное кинцо. Каждый раз, когда герой эпизода начинает взаимодействовать с любой современной технологией, мы знаем, что он за это поплатится. Никакой интриги.

И несмотря на то, что ранние эпизоды были оригинальными, «Чёрное зеркало» быстро начало приедаться. Сериалу не хватает второй идеи, а желательно поискать и третью с четвёртой. Но нет. Всё, что у нас есть – бесконечный эффект «Скуби-Ду», когда изначально понятно, что дело кончится снятием маски, но герои всё равно убегают от очередного монстра, как будто он настоящий. А это скучно.


У «Чёрного зеркала» худший формат антологии

Одна серия – один сюжет. Не так уж плохо, если не планируешь доить одну и ту же идею. Сравним с другими сериалами-анталогиями. Что приходит в голову? Ну, скажем, «Любовь, смерть и роботы». Там и сюжетный спектр шире, потому что нет столь жёсткого ограничителя, и, что важнее, всегда есть визуальное разнообразие. Над разными сюжетами работают разные художники, чьи подходы к анимации сильно отличаются друг от друга. 

Или «Американская история ужасов». Всё, что объединяет сезоны – жанр палпового поп-культурного хоррора. Уже штанишки посвободнее, чем у «Чёрного зеркала» и шоураннера Чарли Брукера. Более того, сюжета хватает на целый сезон. Истории не похожи на сборник коротких рассказов об одном и том же. То же касается и «Настоящего детектива».

Проблема «Чёрного зеркала» в том, что создатели сериала должны, работая в узких рамках одной идеи, выдать не один крепкий сюжет, а кучу независимых друг от друга историй. «Чёрное зеркало» не могло бы пойти по пути условной «Игры престолов», где все устали, но хочется всё-таки узнать концовку. А так выдохнуться гораздо проще – жирный минус за выбор формата. 


С каждым сезоном становилось всё хуже

Все самые памятные и остроумные эпизоды сконцентрированы во временах, когда «Чёрное зеркало» выходило на британском Channel 4. Легендарная серия про свиней или та, где муж сошёл с ума от паранойи из-за ушного импланта, и вовсе были частью ещё нераскрученного первого сезона. А после, особенно при Netflix, качество резко упало.

Тот самый эпизод со свиньёй

Да, у «Чёрного зеркала» выросли бюджеты, картинка стала дороже, а актёры известнее – но сам контент с каждым сезоном был всё более и более вторичным. Особенно провальным оказался пятый сезон, из которого убрали традиционный для сериала мрачный тон. «Чёрное зеркало» на Netflix – какая-то подростковая шутка. Эй, а где чувак, который вырезает себе ухо?

Фото со съемок фильма «Чёрное зеркало: Брандашмыг»

Ещё был «Чёрное зеркало: Брандашмыг» – полнометражный интерактивный фильм 2018 года. Что-то вроде интерактивной игры про то, как герой разрабатывает интерактивную игру, но оказывается, что управляют им. Правда, выбор вариантов там тоже оказался иллюзорным – зрителей провезли по рельсам между правильным ответом и всеми остальными. Скучно. Как будто у создателей закончился запал… Стоп! Да они и сами об этом говорили!

Шоураннер Чарли Брукер явно выдохся

В Британии Брукер всегда считался комедийным автором. Жёстким, но всё-таки смешным. А мрачная антиутопия «Чёрное зеркало» как будто была контентом не в его духе. Но проект выстрелил, а потом Чарли просто устал. В 2020 году он сказал, что пока не хочет заниматься «Чёрным зеркалом», ведь реальность и так слишком мрачная.

Чарли Брукер

Что же изменилось через два года? Реальность вряд ли стабилизировалась и стала более радужной, чем в 2020-м. Скорее продюсеры из Netflix либо надавили на Брукера, либо завалили его деньгами. Контракт на шестой сезон, кстати, всё равно был подписан заранее. И это плохой признак – шоураннер намекал, что устал заниматься «Чёрным зеркалом».

Чарли можно понять. Он придумал хорошую идею. Да и не факт, что ожидал столь жёсткого выхлопа. К сожалению, у сериала всегда был ограниченный потенциал. Тянуть из него что-то ещё бессмысленно, мы увидим только новые ремиксы старого концепта от уставшего Брукера. А жаль. Он достаточно талантливый сценарист, чтобы идти вперёд, а не выжимать до предела идею страха перед будущим. Хотя и в этом есть своя ирония, как раз в духе «Чёрного зеркала».

Скоро выйдет продолжение «Аватара». Первый фильм был великим, но ужасно скучным

10 голливудских актеров, скатившихся до русского кино. От Джеки Чана до Йовович и Депардье

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии