Чуи, мы дома!

Иногда ностальгии бывает слишком много. Особенно в том случае, когда кроме неё нет практически ничего. «Звёздные войны» – древнейшая франшиза с кучей фанатов и важный актив Disney, но вселенную развивают исключительно с помощью ностальгических резервов. Смотри! Огромный шагоход AT-AT! Всё как раньше! Ого, да это же молодой Люк Скайуокер! А вот планета, которую мы видели уже сорок раз! Такие вещи – фундамент современных «Звёздных войн».

И судя по известным деталям новейшего сериала «Оби-Ван Кеноби», Disney не собирается останавливаться. Зрителей продолжат кормить знакомыми образами и воспоминаниями о прошлом. Полная победа «давным-давно» над «в далёкой-далёкой галактике». Как работают ностальгические механизмы «Звёздных войн» и почему от них пора отказаться?

Ностальгия – основа и смерть новой трилогии

Оригинальные «Звёздные войны» Джорджа Лукаса были основаны на pulp-литературе, мифологии и фильмах Акиры Куросавы. В их успех не верил никто, но триумф был глобальным – об этом написаны книги, сняты фильмы и даны километровые тексты от кинокритиков. «Звёздные войны» были уникальным явлением.

Приквелы 2000-х продолжали ту же линию, но с другого конца. Зрителям показали, каким был мир до Империи, а бластерно-звездолётная романтика уступила философско-самурайскому джедайству. Ну а центром была история грехопадения Энакина Скайуокера и его превращения в Дарта Вейдера. Не идеальные, критикуемые, но всё равно успешные фильмы.

На чём была основана трилогия 2010-х от Disney? На «Звёздных войнах». И всё. Снова Скайуокеры, снова пустынная планета, снова штурмовики в характерных шлемах и снова Звезда Смерти с другим названием. Изменилось лишь то, что вместо Империи теперь Первый Орден, но это косметическая деталь.


В погоне за ностальгией и фразой «Чуи, мы дома!» Disney и Джей-Джей Абрамс воссоздали структуру оригинальной трилогии. И ладно структуру. Они продолжили историю, у которой уже были начало и конец. Воскресили даже Императора, обесценив жертву Вейдера в шестом эпизоде.

В итоге седьмую часть приняли спорно. Восьмая была удачнее с точки зрения кино, но не устроила фанатов ещё сильнее. А о катастрофе девятого эпизода предпочитают не вспоминать. «Скайуокер. Восход» был уничтожен критиками и предан забвению. Всё комплиментарное, что говорили о «Звёздных войнах» с тех пор, было связано с сериалом «Мандалорец».

Основная претензия к воскресшим «Звёздным войнам» – безответственное обращение с ностальгией. Disney делали всё, чтобы загнать людей в кинотеатры. И это получалось: «Звёздные войны» – всё же сильный бренд. Но фанатов не устроили ни новые решения, ни демонстративное повторение старых. Не говоря уже о том, что престарелая троица Люк-Лея-Соло не просто повымирала, но и ни разу за три фильма не появилась в одном кадре.


Новому поколению могли дать новые «Звёздные войны» с новыми сюжетами в рамках знакомой вселенной. Но вместо этого Disney продала в основном слабые оммажи на старые фильмы, причём ценой разрушения культурных святынь фанатов. Стоило ли оно того? Очень вряд ли. К счастью, выживаемость франшизы обеспечил сериальный бриллиант.

«Мандалорец» – исключение, но проблемы есть и у него

Исключение крайне приятное. Кому-то может показаться, что «Мандалорец» переоценён, но это ложное чувство. Его значимость будут обсуждать и через десятилетия. Пройдёмся по достижениям.

Во-первых, сериал возродил забытую со времён «Светлячка» моду на классический вестерн в космосе. Во-вторых, удачно воссоздал видеоигровую модель, где главный герой живёт от квеста до квеста. В-третьих, стал настолько успешен, что после него анонсировали сериальную вселенную. Но главное всё равно другое – идея с LED-экранами вместо зелёнки улучшила и удешевила производство для всей индустрии, а не только в мирке «Звёздных войн».

Феномен «Мандалорца» в том, что он одновременно давал чувство тех самых «Звёздных войн» и показывал что-то совершенно новое. Но даже сериал Джона Фавро в итоге заразился ностальгической чумой. Особенно во втором сезоне, когда студия решила развить успех за счёт неловких появлений Люка и Бобы Фетта. Назойливый продюсер из Disney будто выскочил из экрана и начал орать зрителю в лицо: «Видишь? Всё официально!» 

Есть и грех помельче. Татуин, родная планета Скайуокеров, в оригинальной трилогии была метафорой далёкой галактической глубинки, где не происходит ничего. Но судя по тому, что мы знаем о «Звёздных войнах», на Татуине происходит всё. Он в приквелах, он в играх, он в сериале про Бобу Фетта, будет в сериале про Оби-Вана, а пустынный Джакку из седьмого эпизода – брат-близнец надоевшей планеты. Ну и, конечно, герой «Мандалорца» тоже не раз оказывался там в силу обстоятельств. Простите, а это точно неизвестная обочина галактики?

Ситуация гнетущая. Как будто Disney думает: «Ага, зритель не поверит, что смотрит «Звёздные войны», если не пихать ему знакомые образы». Но во времена, когда оригинал Лукаса становился легендой, все эти планеты, существа и аппараты были ноунейм-новинками. И ничего страшного. Обидно, что даже самый смелый проект в новейшей истории «Звёздных войн» не устоял. А с «Оби-Ваном» всё окажется ещё хуже.

«Оби-Ван Кеноби» будет чистой ностальгией

У него будет преимущество перед новейшей трилогией: Юэн МакГрегор в роли джедая Оби-Вана – вполне себе канон. И многие хотели вновь увидеть его в знакомом амплуа. Так что вайба плохой пародии точно не случится.

Но сериал скорее выполняет роль «Изгоя-Один», то есть закрывает пустые места между уже экранизированными историями. Что делал Кеноби, пока не вырос Люк? Кого из знакомых персонажей он встретил? Часто ли будут показывать Дарта Вейдера? Весь набор интриг, касающихся «Оби-Вана Кеноби», завязан на ностальгии. А любой человек, смотревший хотя бы оригинал и приквелы, знает, на что обращать внимание.

Такое решение – логичное, но максимально трусливое. И если «Оби-Ван» за счёт знакомого бренда принесёт студии больше кэша, чем «Мандалорец», Disney закономерно решит, что так и нужно делать. А почти бесконечная вселенная «Звёздных войн» снова масштабируется до одной эпохи и одних и тех же глобальных событий. Это так скучно.

Представьте, если бы в «Рике и Морти» за пять сезонов показали четыре планеты и пару-тройку измерений. Насколько сократился бы потенциал мульта? Да, франшизы часто работают по такой схеме – взять хотя бы «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей». Но там события привязаны ко времени и персоналиям, а в «Звёздных войнах» нет. Настоящая сила франшизы – стиль, музыка, жанровые элементы и местная смесь философии с космологией, завязанная на Силе.

«Звёздным войнам» нужно смотреть в будущее

Вот хороший пример. За все годы существования вселенной «Звёздных войн» по ней вышли десятки игр. Самой любимой и культовой до сих пор считается серия Knights Of The Old Republic (KotOR). Касаются ли её события, которые мы видели в фильмах или хотя бы мультсериалах? Нет.

Действие KotOR происходит за тысячи лет до приквелов. Да, там тоже есть Татуин, родина Чубакки Кашиик и ещё несколько знакомых планет, но на этом прямые пересечения заканчиваются. Оказывается, можно сделать «Звёздные войны», не насилуя образы Дарта Вейдера и несчастных имперских штурмовиков.

Две части KotOR расширяли вселенную, не нарушая целостности оригинального контента. Они показывали новые миры и сюжеты, но во вселенной, где есть джедаи, ситхи и световые мечи. Так почему бы франшизе не развиваться в похожем направлении? Олдовые фаны перестанут злиться на Disney, а если контент окажется крутым, к ним добавятся новые поколения поклонников.

Определённые шаги делаются. Disney и Lucasfilm уже анонсировали Высшую Республику – новую эпоху во вселенной «Звёздных войн», события в которой происходят за двести лет до приквелов Джорджа Лукаса. Правда, пока что она касается не кино и сериалов, а только книг и комиксов. Широкую аудиторию продолжат кормить старьём.

Есть надежды и на пока что безымянную трилогию фильмов от режиссёра Райана Джонсона, снявшего восьмой эпизод «Звёздных войн». Но о ней известно крайне мало – нет ни дат, ни подробностей. А последние официальные новости о разработке появлялись ещё в 2021 году.

Возможно, когда-нибудь франшиза «Звёздные войны» перестанет паразитировать на своих предыдущих инкарнациях и покажет что-то новое. Пока этого не произошло, она будет и дальше вариться в соку прошлых достижений и фанатского обожания оригинала. А надеяться можно только на отдельные всплески креатива, вроде того же «Мандалорца».

Люк – призрак, а Рей – цыпленок. Безумные теории о «Звездных войнах»

Почему Гарри Поттер до сих пор популярен? 9 причин бессмертия франшизы


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
05 Июл '22
14 самых несмешных комедийных актеров. Поздний Джим Керри, Охлобыстин и звезды Comedy Club
А кто из кинокомиков не нравится вам?
Иван Ковальчук
05 Июл '22
Квиз. Угадай кино по клоуну: от Пеннивайза до Джокера
Цирк Автово гастролирует на «Палаче»!
Виталий Халюков
04 Июл '22
11 вещей, которые бесили нас в российском кино. Кривляния, бандиты и водка
Как закончите орать, переходите на трагический шепот.
Виталий Халюков
03 Июл '22
11 самых значимых ситкомов нулевых. «Клиника» – портрет поколения, а «Теория большого взрыва» – признание гиков
Как они на нас повлияли?
Иван Ковальчук
30 Июн '22
15 лучших российских сериалов. От чернушной «Школы» до «Метода» и «Мылодрамы»
Зумеры, стендап и поиски почки – первая часть гигантского списка.
Редакция «Палача»
28 Июн '22
От «Метода» и «Эпидемии» до бесплатных онлайн-кинотеатров. «Палач» запустил новый канал – что там есть?
Анонс для тех, кто смотрит российские сериалы.
Комментарии