Каким получился первый непрокатный блокбастер новой эпохи.

Новая реальность приводит к парадоксам. В 2022 году, где новости живут максимум пару дней, нового «Бэтмена» в России обсуждают уже два месяца. В начале марта страна вместо походов в кино смотрела экранки, а теперь рунет вторую неделю перемалывает выход цифровой версии. Блогеры-гики до сих пор выпускают видосы и строят теории, а кинотеатры без стыда устраивают пиратские проказы, компенсируя отменённую премьеру.

Мы не останемся в стороне и тоже обсудим несостоявшийся блокбастер весны. Ниже – пять причин врубить «Бэтмена» для тех, кого до сих пор отпугивает хрон в почти три часа и предубеждения по поводу актёрского таланта Роберта Паттинсона.

Фильм понравится даже тем, кто не любит кинокомиксы

«Бэтмен» – это не просто супергероика, а, в первую очередь, классное кино. Гик увидит здесь смесь комиксов «Долгий Хэллоуин», «Земля 1» и «Земля 0», «Суд сов» и «Бэтмен: Тихо». Но убери все отсылки и цитаты – ничего не изменится. Фильм останется классной смесью брутального боевика и неонуарного детектива – только вместо сурового мужика в шляпе тут нелюдимый эмо-бой в маске с рожками.

Такой универсальный подход – большая редкость для мира победивших гиков. Фильмы Marvel всё сложнее смотреть без знания соседних франшиз, сериалов и комиксов. Мэтт Ривз тоже оставил несколько пасхалок – но лишь как бонус для тех, кто порадуется обширной галерее злодеев, увидит намёки на Бэйна и узнает концовку «Тихо». А кинозадротов в то же время впечатлит форма – режиссёр явно вдохновлялся не только классикой, вроде «Печати зла» и «Китайского квартала», но и финчеровскими детективами «Зодиак» и «Семь».

За счёт этого метода «Бэтмен» попадает в более широкую аудиторию – это не три часа истории про похождения мужика в костюме, а запутанная детективная история, полная загадок, игр разума и неожиданных поворотов. Никакой магии и минимум фантастических технологий – всё приземлённо и понятно, отчего проще ассоциировать себя с героями.


Даже от сцены смерти родителей в этот раз отказались в угоду цельной истории о надломленном человеке, который борется со своим отражением и просто не может быть счастливым. Но и перебора с драмой при этом нет – повествование здесь сбалансированное, ровное и наполненное интригой, как лучшие серии «Шерлока» и триллеры старой школы.

Реализм и внимание к деталям

Мэтт Ривз – первый режиссёр, который осознал, что Бэтмен живёт и работает ночью. Супергеройский график отражён в деталях – у здешнего Брюса Уэйна бледная кожа, сонливый вид в дневных сценах и неприязнь к свету: он постоянно щурится и носит солнечные очки.

Физическая форма тоже близка к реальности. Майкл Китон выглядел как задрот, а Кристиан Бейл – как неповоротливый бодибилдер. Фактура машины для убийств подошла только Бену Аффлеку, но он отыгрывал стареющего героя, будто сошедшего со страниц комиксов Фрэнка Миллера.


Роберту Паттинсону досталась молодая версия – он по умолчанию не может быть амбалом. Молодой Бэтмен с двухлетним стажем должен больше походить на резкого бойца, чем на перекаченного силача. В боевых сценах Ривз делает акцент на скорость и выверенность каждого движения. А в плане телесности уделяет внимание только спине и плечам актёра. Логично, что мощнее всего у довольно щуплого героя должен быть верх, ведь он постоянно карабкается по тросу, носит массивные доспехи и таскает на спине тяжеленный рюкзак со снарягой.  

Костюм и оснащение тоже выглядят так, будто всё можно собрать в сегодняшней реальности. Из фантастики есть разве что линзы с ИИ и зелёное вещество, увеличивающее силу и агрессию (вероятно, отсылка на вещество «веном», которое использует Бэйн в комиксах). В остальном здешний Бэтмен выглядит как современный солдат с крутой техникой и пуленепробиваемыми элементами в броне. Он гоняет на обычном мотоцикле, а бэтмобиль тут не танк, а модернезированный маслкар. Под стать ему и мир, где антигерои и злодеи – сплошь мафиози, воры или бывшие вояки. Сними костюмы и останется предельно реалистичная история о криминальных разборках, разложении отдельного города и непроработанных душевных травмах.

Лучший каст среди всех фильмов о Бэтмене

Фильмам о Бэтмене редко везло с актёрским составом – всегда была как минимум парочка явных промахов, а иногда и полная катастрофа, как в шумахеровских 1990-х. На каждого гениального Джокера находилась проблема в общем ансамбле. Даже Нолану пришлось менять актрису для роли Рэйчел между фильмами, а из Энн Хэтэуэй получилась самая скучная Женщина-кошка в истории.

Зато Мэтту Ривзу удался такой кастинг, что половина актёров будто бы были рождены именно для этих ролей.

Роберт Патинсон в костюме выглядит как каноничный молодой Бэтмен. А угрюмость, свойственная его прошлым ролям, идеально подошла для нелюдимого и депрессивного Брюса Уэйна.

Пол Дано вновь идеально отыграл коронный образ обозлённого задрота. Худощавая и нескладная фактура – в самый раз для Загадочника: физически слабого, но невероятно умного и слегка безумного манипулятора. Кстати, смотрите в оригинале – не только из-за его загадок, построенных на игре слов, но и ради голоса. Им он играет не хуже, чем Хит Леджер и Том Харди.

Тяжело представить, кто мог бы воплотить Женщину-кошку лучше, чем Зои Кравиц. Во-первых, канон: короткая стрижка и БДСМ-эстетика – уже с десяток лет основа образа в современных комиксах. Во-вторых, кошачья фактура и грация, которая только усиливается пластикой и взглядом. Кошка Кравиц Идеально сочетается с Бэтменом Паттинсона – не случайно в большинстве глянцевых журналов фильм продвигали именно через фотосет этой роскошной пары.

Джеффри Райт – первый темнокожий, но всё равно каноничный Джеймс Гордон: смесь Гэри Олдмана и Моргана Фримана. Энди Сёркис – нечто среднее между Майклом Кейном, Джереми Айронсом и Джеком Бэнноном из сериала «Пенниуорт»: саркастичный и мудрый, но ещё молодой и боевой. А из Джона Туртурро достали всю злодейскую харизму для образа мафиози Кармайна Фальконе: одна из лучших ролей в карьере недооценённого актёра.

Но ещё более пугающим злодеем оказался почти полностью вырезанный из фильма Джокер в исполнении Барри Кеогана. Очередной переосмысление и новый подход к персонажу. Даже по больному смеху и паре фраз в диалоге с Загадочником можно понять, насколько эта версия Джокера психованная и отталкивающая. Кеогану повезло с жуткой природной харизмой. В «Убийстве священного оленя» он уже показал, что может вселить первобытный ужас простым поеданием макарон. Что уж говорить о криво размалёванном и покрытым шрамами Джокере с шизофреническим говором и смехом.

Но всех неожиданно затмил актёр, которого в фильме узнать сложнее остальных. И это уже разговор для отдельного блока.

Уместный юмор

Чего не хватало почти всем фильмам о Бэтмене – хорошего и уместного юмора. Персонаж известен мрачностью и серьёзностью, но это не мешало авторам комиксов и мультфильмов добавлять в сценарий классные шутки. Увы, в экранизациях всё либо скатывалось в полный цирк с бэт-кредитками и спреем против акул, либо ограничивалось холодным стариковским юмором от второстепенных персонажей.

Ривз решил эту проблему с помощью Пингвина в исполнении Колина Фаррелла. Загримированный и полностью преобразившийся в другого человека актёр сделал каждое появление в сюжете удивительно смешным. Слабый и уродливый, но невероятно яростный мафиози – чисто скорсезевский персонаж с фирменным криминальным юмором в духе старой школы.

Вместо драк он предпочитает отшучиваться и сводить всё к диалогам, в погонях ведёт себя как дразнящийся школьник, а в сцене допроса становится голосом заумных зрителей и выдаёт уморительную истерику в адрес тупящих детективов. Пингвин Фаррелла – смесь лучших криминальных образов от Роберта ДеНиро и Джо Пеши, где озлобленность всегда сочетается с чарующей харизмой и классическим мужицким юмором.

Пафоса в «Бэтмене» хватает, но явно меньше, чем у непомерно серьёзного Нолана. Подколы Альфреда здесь более забавные и меткие, чем в трилогии нулевых. И даже стабильно унылый Бэтмен выдаёт пару неплохих панчей с покерфейсом. Например, в сцене, где видит мир глазами Селины Кайл и сразу же подмечает, что у всех мужчин вокруг «проблемы со зрительным контактом».

Конечно, «Бэтмен» – никакая не комедия: в солнечный день в черноте экрана вообще не разберёшь ни единой детали. Но уместный юмор здесь хорош таймингом – он всегда вовремя разбивает мрачную серьёзность происходящего, пафос битвы умов и брутальное ломание костей.

Начало франшизы с потенциалом не хуже нолановской

«Бэтмен» выглядит и как самодостаточное кино, и как фундамент для чего-то большего. Такой обособленности и универсальности не было ни у «Бэтмен: Начало», ни у «Бэтмен против Супермена». Франшизы DC редко стартуют впечатляюще: первые части выходят либо противоречивыми, либо скучноватыми и не запоминающимися (классику из 80-х оставляем за скобками). Новый «Бэтмен» совсем другой: в плане стиля, интриги, актёрской игры, визуала и экшна он уступает лишь одному фильму о мрачном герое – великому «Тёмному рыцарю».

Конечно, с «Джокером» творение Мэтта Ривза тоже не сравнить – он всё же снимал не авторский эксперимент, а коммерческое кино по всем канонам франшизы. Но в рамках подросткового рейтинга без крови и секса режиссёру удался неожиданно взрослый фильм, который даже понятнее жертвам кризиса среднего возраста, чем подросткам-дэдинсайдам. Такого тона, глубины, размаха и брутального боевого экшна не было ни у первой, ни у последней частей трилогии Нолана, не говоря уже об устаревшей дилогии Бёртона. По визуальному стилю и сражениям с фильмом Ривза сравнится только подход Зака Снайдера, но «Бэтмен против Супермена» – всё же не фильм об одном герое или полноценное начало франшизы.

У новой серии многообещающее будущее. О съёмках сиквела уже объявили официально, заявлены сольный сериал про Пингвина и шоу о полиции Готэма, ходят слухи о персональном проекте для Женщины-кошки. Франшиза о новом молодом Бэтмене становится обособленным большим миром внутри киновселенной DC. Вряд ли мы увидим в ней, как Роберт Паттинсон превращается в Бена Аффлека – это другой Бэтс с новой историей. Но Джокер Кеогана и Загадочник Дано ещё заставят гиков редактировать рейтинг лучших злодеев в истории кинокомиксов.

В кинотеатрах России показывают «Бэтмена» и хиты Netflix. Где искать новые фильмы в прокате?

«Человек-паук» с Тоби Магуайром может вернуться. Какие шансы и хорошая ли это идея?


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
05 Июл '22
14 самых несмешных комедийных актеров. Поздний Джим Керри, Охлобыстин и звезды Comedy Club
А кто из кинокомиков не нравится вам?
Иван Ковальчук
05 Июл '22
Квиз. Угадай кино по клоуну: от Пеннивайза до Джокера
Цирк Автово гастролирует на «Палаче»!
Виталий Халюков
04 Июл '22
11 вещей, которые бесили нас в российском кино. Кривляния, бандиты и водка
Как закончите орать, переходите на трагический шепот.
Виталий Халюков
01 Июл '22
Новый «Доктор Стрэндж» – лучший фильм Marvel. Негативная реакция зрителей – позор
Публика не оценила настоящего режиссёра.
Данил Тармасинов
01 Июл '22
Сколько заплатили звездам «Бумера»? Актерам дали очень низкие гонорары и странные контракты
Одному из артистов докинули деньжат только через пять лет после релиза.
Виталий Халюков
26 Июн '22
«Шапито-шоу» – самый недооцененный российский фильм. Там есть копия Цоя, поющий Барецкий и Петр Мамонов
А еще нет всего, что есть в остальном русском кино.
Комментарии