Всё, что бесило нас в мире гейминга.

В истории видеоигровой индустрии было много разных эпох. Она умирала, воскресала, становилась популярнее и сильно менялась. Какие-то жанры (например, RTS) выдохлись, а других (Battle Royal) стало слишком много. Современное состояние гейминга отличается от того, что было ещё 10 лет назад.

Каким нам запомнилось десятилетие? Мегахиты все помнят и так, но были и провалы: как конкретных тайтлов, так и отдельных тенденций. Рассказываем о главных игровых разочарованиях.

Микротранзакции и платные DLC

Начнём с крупного. Если спросить среднего геймера, чем игровые 2000-е в корне отличаются от 2010-х и современности, он наверняка назовёт бессовестные схемы монетизации. Раньше игра за полную стоимость уже включала всё, что необходимо. Теперь не совсем так. Скажем, DLC Iceborne для Monster Hunter World стоит аж 40 долларов.

С микротранзакциями и лутбоксами ситуация не лучше. Первые предлагают платить деньги за читы, вторые – открывать платные ящики, пока не получишь нужный предмет. Страшно подумать, сколько лишнего кэша тратят фанаты игр, сбалансированных вокруг лутбоксов. Не будем показывать пальцем на FIFA Ultimate Team.

Дополнительные опции за большие деньги стали обыденной чертой AAA-игр, а это убивает ощущение покупки полноценного продукта. И ладно, если это лишь опция, но иногда разработчики выпускают на рынок сырую игру, которая допиливается платными DLC. 


SimCity 2013 и навязанный мультиплеер

Казалось бы, градостроительные симуляторы – специфический жанр для ценителей, о проблемах которого не узнают. Но то, что произошло с SimCity, невозможно игнорировать. Electronic Arts придумали ужасную систему, где игроки могли запускать и сохранять игру только с условием подключения к интернету. SimCity 2013 – принудительный мультиплеер. Если у вас или у сервера проблемы, никто ни во что не играет.

EA понадобился год, чтобы запихнуть в игру оффлайн-режим. Но даже в нём SimCity 2013 оказался слабым и скучным наследником великой серии. Провал добил франшизу: после этого она превратилась в мобильный тайтл SimCity Buildit с кучей микротранзакций. Ещё одно доказательство, что Electronic Arts – чистое зло. Они убили культовую серию и не завезли в игру базовые функции, которые должны быть доступны с самого начала. 

Steam Greenlight

На бумаге идея Greenlight отличная. Инди-разработчик платит Valve сто долларов, а после может спокойно размещать и продвигать свои проекты, если они нравятся сообществу. Красота! Фактически же Steam Greenlight уже к середине 2010-х превратился в гигантскую помойку – найти что-то стоящее практически нереально.


Бесконечное количество сломанных хорроров и визуальных новелл, собранных на коленке с помощью ворованных ассетов – вот что такое Greenlight. Самое ужасное, что предприимчивые хламари научились обманывать систему – нагоняя ботов, чтобы продвинуть недоигру. Из-за этого в море помоев тонули качественные инди-проекты от честных разрабов.

Часть проблемы решилась в 2017 году с появлением Steam Direct – стодолларовый платёж, например, перестал быть одноразовым. И контроль тоже вырос. Но инди-разработчикам всё равно не позавидуешь. Даже сейчас объективного качества недостаточно, чтобы зайти в конкурентное поле, а Steam всё равно превратился в Google Play Store. Но адовое месиво из плохого инди 2015-2017 годов всё же закончилось. 

Бесконечный Survival

Характерный признак гейминга эпохи 2010-х – гигантское количество выживательных механик. Как будто кто-то решил, что их наличие автоматически делает игру хорошей. И ладно ещё, если речь идёт о пользовательском моде для S.T.A.L.K.E.R. Но ведь нет: эпоха запомнится тем, что каждая вторая игра в ней – своего рода выживач.

Началось всё в 2012 году с выходом DayZ. Игра обрела популярность, и другие тоже захотели сыграть в свой survival. Надо признать, удачные примеры были – и немало! Например, Rust или Frostpunk. Но часто выходило так, что выживательские механики просто мешали. Скажем, в We Happy Few полоса голода нужна исключительно лишь, чтобы растянуть геймплей и подкинуть игроку нудную побочную задачу. То же касается No Man’s Sky, где пополнение ресурсов – и есть геймплей.

Если в больших или средних играх элемент выживания лишь слегка раздражал, на инди-сцене происходил настоящий трэш. Steam был завален невалидными играми, половина из которых позиционировала себя как survival-хоррор. Значит ли это, что такие механики не нужны совсем? Нет, но, как и в случае с любым ситуационным инструментом, нужно руководствоваться принципом «либо круто, либо не нужно». Как же хорошо, что эта бессмысленная мода ушла в прошлое.

Позорные переиздания: Warcraft, Diablo, GTA и Skyrim

Помните успешную игру от нашей компании, на которую геймеры молятся до сих пор? Давайте выпустим её ещё раз! Знаменитые разработчики и издатели, похоже, руководствуются этими соображениями. Волна помойных переизданий – чума видеоигровой индустрии.

Первое, что приходит в голову – Skyrim. В 2011-м игра не совсем устроила фанатов серии, но всё равно стала мегауспешной и обрела гигантскую аудиторию. С тех пор каждый раз, когда у Bethesda нет свежих идей, они перевыпускают Skyrim для новых устройств с заменой текстурок и, возможно, парой новых предметов. Кстати, в следующем году Тодд Говард выпустит версию для микроволновок.

Skyrim – самый любимый позор в истории гейминга. За что его обожают и ненавидят?

Но Skyrim и Bethesda – не единственные грешники. Blizzard опозорилась с Warcraft III: Reforged. Ремастер полностью рабочей игры вышел забагованным и ленивым – моментами выглядел хуже оригинала. Геймеры, конечно, те ещё токсики, но в данном случае 0,5 из 10 на Metacritic – красноречивая оценка. 

Как насчёт нерабочих серверов Diablo II: Resurrected? Баги, дисконнекты, очереди, фризы, падение FPS, чёрный рынок внутриигровых предметов и уродливые текстурки. На старте ненависть была абсолютно безумной: все проблемы Resurrected валились на игроков одновременно. Но и сейчас переиздание Diablo не пользуется уважением. Проще запустить классику, решив проблему новой машины через какой-нибудь GOG. 

Ну и, конечно, GTA Trilogy. Золотое собрание багов от Rockstar, вновь срубивших кэш на любимых аудиторией Vice City, San Andreas и в чуть меньшей степени GTA III. Текстуры дождя, похожие на град шипов, пропадающие модельки и победа над оригиналом по количеству багов. GTA Trilogy многие считают главным провалом 2021 года. Может, переиздания – это не так уж просто?

No Man’s Sky

Глава студии Hello Games Шон Мюррей недавно объявил, что его команда работает над новой амбициозной игрой. Но мир только отошёл от их прошлой амбиции – No Man’s Sky. В 2016 году нам обещали 18 квинтиллионов процедурно сгенерированных планет, полностью открытый мир, богатый геймплей и уникальных существ и растений. Самую большую игра на свете с неисчерпаемым потенциалом.

Что получилось в итоге? Скудные миры, интерес к которым пропадает после пары межзвёздных путешествий. Нелепые существа забавляли, но оказалось, что вариаций не так уж и много. В No Man’s Sky было нечего делать и почти не на что смотреть. А те крохи геймплея, что там были, базировались на повторении одних и тех же действий. Зачем?

Глобальное обновление NEXT в 2018 году сделало так, что No Man’s Sky начал соответствовать хоть каким-то обещаниям. Но в целом игра убедительно доказала, что открытые миры переоценены. Позорище было такого масштаба, что другие студии начали спешно переделывать свои проекты, чтобы исключить оттуда решения, похожие на дизайн No Man’s Sky.

Главный вывод из истории – разработчикам нельзя верить. Особенно маленьким студиям, создающим якобы величайшую игру на свете. 

Mighty №9 и ложный краудфандинг

Ещё один нишевый, но крайне важный провал. Краудфандинговая кампания Mighty №9 строилась на том, что разработчики создадут наследника серии Mega Man от Capcom. Тем более, сама Capcom к 2016-му вроде как забила на легендарный платформер. А тут возник Кэйдзи Инафунэ, считавшийся оригинальным разработчиком того самого Mega Man. Ну как не дать денег такому парню?

Результатом стал уродливый Mighty №9, где сломано всё – даже то, что работало в серии Mega Man. Звук ужасный, графика в 2,5D ещё хуже, а геймплей строился на тупом раше, что противоречит вдумчивым прыжкам и тактике из оригинала. Позор Инафунэ и студии Comcept, гнев фанатов, отмена новых проектов и, спустя два года, вполне кайфовый Mega Man 11 от Capcom. 

Fallout 76

Куда же без него? Пожалуй, главный провал Bethesda и одна из самых больших катастроф в истории видеоигр. У разработчиков и так были проблемы с фанатами, признающими Fallout: New Vegas и ненавидящими Fallout 3 и Fallout 4. Но даже спорные части были успешны коммерчески и набирали собственную фанбазу. А вот Fallout 76 обернулся выдающимся крахом.

В игре почти нечего делать: нет сюжета и цельного мира. Движок устаревший, а RPG-навыки потеряли смысл – кого очаровывать харизмой, если в игре нет NPC? Зато есть тысячи багов, просадки по FPS и унылые квесты. Bethesda при этом обманула игроков с качеством коллекционного мерча, запилила кривой и скучный PvP (катастрофа для ММО-игр), отказывалась возвращать геймерам деньги и предлагала чепуху за микротранзакции.

Ни одна AAA-игра ещё не проваливалась так жёстко, как Fallout 76. Даже те, у кого средняя оценка на Metacritic ниже единицы. Соотношение пиара и качества конечного продукта просто немыслимое. Такого не ожидали даже самые продвинутые хейтеры Bethesda. У крупных разработчиков появилась отмазка на всю жизнь – любой фэйл можно смягчить фразой: «Ну, всё-таки не Fallout 76».

Смерть серии PES

Pro Evolution Soccer – единственная замена FIFA от EA Sports. И у его фанатов были хорошие аргументы: физика движений игроков и мяча, неплохой AI, режим «Стань легендой» и симуляция футбола, а не донатной аркады. Да, лицензий меньше, интерфейс похуже, но этим можно пожертвовать. Хотя бы ради наличия альтернативы.

В 2021 году стало ясно, что Konami сдалась. Вместо того, чтобы совершенствовать PES, японцы переделали его в условно-бесплатную eFootball. Прощайте, классные одиночные режимы – здравствуй, пустыня без контента! Но главное даже не это. Переход на Unreal Engine сломал то, что у PES всегда работало: лица получили безумную мимику, а геймплей перестал напоминать футбол.

Возможно, когда-нибудь в Konami снова слепят из eFootball достойного конкурента FIFA, но смерть PES – трагедия для спортивного гейминга. Разработчики сделали так, что их продукт не понравился ни поклонникам FIFA, ни собственным фанатам. Пример, почему нельзя покидать насиженную нишу без хорошего плана.

Mass Effect: Andromeda

Игра должна была стать наследником культовой серии Mass Effect, а стала сезонным мемом. Как только 2017 год закончился, от Andromeda остались только ролики и скриншоты с багами, неудачными анимациями и мелкими недостатками. Именно мелкими. Феномен Mass Effect: Andromeda в том, что игру убила куча мелочей, а не какая-то глобальная проблема.

События происходили через 600 лет после оригинальной трилогии, а вместо привычного Шепарда игрокам выдали нового Райдера. То ли с непривычки, то ли из-за слабого сценария, но геймеры сочли историю и героя скучными. Связь с прошлыми частями разорвана, а новая не оправдала ожиданий. И баги повлияли на провал Andromeda так же, как потеря атмосферы и сопоставление ожиданий с реальным продуктом.

Трагедия тут в том, что в Mass Effect: Andromeda неплохой экшн. Да и сам мир сложно назвать совсем уж безынтересным. Но с точки зрения фанатов – крах и забвение. Оказывается, разрыв с традицией может быть опаснее технических проблем.

Cyberpunk 2077

Ещё один пример, как ожидания могут задать нереалистичную планку. Студию CD Projekt Red обожали за «Ведьмаков» – доверие зашкаливало. Но Cyberpunk 2077 – совсем другая история. Новый сеттинг, больший масштаб и обещания невиданных возможностей. Проект несколько раз переносили, но в итоге всё-таки выпустили. Зря.

Cyberpunk 2077 оказалась слишком сырой для AAA-тайтла. Безумное количество багов и ужасная оптимизация заставили геймеров возненавидеть и саму игру, и CD Projekt Red, закрыв глаза на колоссальную работу студии. Многие ставили Cyberpunk на первое место в списке игровых катастроф 2020 года. 

Отчасти разработчиков подвёл исторический период. Cyberpunk 2077 вышел в момент смены консольных поколений, а значит автоматически стал кроссгеном – игру нужно было выпустить и для прошлых версий, и для некстгена. Но релиз тайтла на PS5 и новейших Xbox состоялся лишь в феврале 2022-го.

Нехватка полупроводников и цены на консоли

Главное разочарование последних лет. PlayStation 5 и Xbox Series X вышли, но ценники слишком большие, очереди на заказы слишком длинные, а в магазинах пустота. Всё потому, что для производства консолей нужны дефицитные чипы из Тайваня. Из-за их отсутствия страдают не только геймеры – ещё автопром и другие технологичные отрасли.

Коронавирус, торговая война США и Китая, экологические и гуманитарные проблемы – причин нехватки множество. Учитывая текущую ситуацию в мире, нет поводов полагать, что полупроводниковый кризис скоро разрешится. Вот и выходит, что купить PS5 и Xbox Series X могут только избранные. А ведь, помимо полупроводников, цены растут из-за действий майнеров и перекупов. На фоне постоянного роста видеоигровой индустрии.

PlayStation и Xbox не купить. 8 ретро-консолей, которые заменят гигантов

Почему игры и фильмы LEGO так популярны? Marvel, The Skywalker Saga и универсальный язык


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Комментарии