Вспоминаем классику, забываем новьё.

Ситуация на рынке консолей нового поколения такая, что хочется плакать. И это в мире. Для российского геймера всё ещё хуже: цены задраны вверх, а покупать игры для PlayStation и Xbox тяжелее, чем когда-либо. Кажется, самое время ностальгировать по временам, когда всё было просто и хорошо. Например, по величайшей консоли 90-х и ранних нулевых.

Заголовок не оставил вам шансов подумать, что речь о поддельной NES под названием Dendy или первой PlayStation. Они по-своему хороши, но Sony стала массовой чуть позже, а королевой постсоветского рынка была всё же SEGA Mega Drive. Чем же она так хороша?

Лучшее соотношение цены и качества

Mega Drive появилась на рынке с самого начала девяностых, но нужно понимать, что до стран бывшего СССР всё доходило с большим опозданием. Помните передачу «Dendy: Новая реальность» с Сергеем Супоневым? Картриджи для SEGA обозревались в том числе и там, но большинство зрителей могло позволить себе только Dendy. А о дорогущей Super Nintendo обычно и речи не шло.

Как и у многих, SEGA Mega Drive появилась у меня лишь в конце девяностых. И её наличие давало определённые преференции. Можно было смотреть свысока на тех, кто мучился с уродливой Dendy. Те же редкие люди, у кого в начале нулевых появилась первая PlayStation, казались лютыми мажорами.

SEGA была золотой серединой. Не настолько дорогая, чтобы не уломать на неё родителей со средним достатком. Быстрая, с огромной библиотекой игр и удобным геймпадом. Mega Drive захватил постсоветское пространство с опозданием, но всё равно вовремя: у людей уже появились деньги, а Sony и Microsoft ещё не поделили рынок.


Получилась ситуация, когда игры с SEGA Mega Drive, как и сама консоль, смотрелись значительно круче, чем на Dendy, а SNES и PlayStation обладало не так много людей. Такое положение было достигнуто благодаря куче случайностей. Ну и что? От этого ностальгия по SEGA не стала менее сладкой. Теперь к реальным преимуществам.

SEGA навязала дикую борьбу Nintendo

На момент выхода Mega Drive (или Genesis, как приставку называли в США) рынок видеоигр контролировала Nintendo. Все конкуренты были либо мертвы, как Atari, либо слишком незначительны, как SEGA. Тогда компания назначила главой американского отделения Тома Калински (мощного менеджера из мира игрушек), что вылилось в самое интересное консольное противостояние в истории.

SEGA не просто стала конкурировать с Nintendo, но и выигрывала по многим параметрам. Они сделали ставку на подростков и отобрали этот рынок. А ещё заставили сотрудничать с собой ритейлеров и производителей, которых годами кормила только Nintendo. Неизвестная приставка, наследница бессмысленной SEGA Master System, стала мировым феноменом и почти скинула Марио с трона. Почти.


Mega Drive/Genesis точно сравняла с землёй NES, но более мощная Super Nintendo всё-таки исправила ситуацию. А потом в дело вступила ещё и Sony. Но борьба команды SEGA точно не забыта. О ней написано много книг, лучшая из которых – «Консольные войны» Блейка Харриса. Есть ещё и одноимённая документалка, но там всё слишком сжато и без кучи важных деталей. Читается как триллер, ведь SEGA против Nintendo – одно из самых увлекательных корпоративных противостояний в истории.

Соник – убийца Марио

Да, со временем противостояние закончилась поражением SEGA, но кое-что в культуре осталось навсегда. Например, синий ёж, собирающий колечки и ведущий борьбу с усатым рободиктатором. Соник – главный символ SEGA Mega Drive и величайший маскот. 

Серия Sonic The Hedgehog поражала скоростью геймплея, количеством уровней и невообразимой харизмой основного персонажа. Он смотрелся бодрее, чем прыгающий по трубам сантехник с соседней консоли. И не просто так. Ежа создавали как убийцу Марио. И в каком-то смысле он его действительно убил.

Поймите правильно. В самом Марио нет ничего плохого. И, в отличие от Соника, о нём до сих пор выпускают хитовые игры, а не чепуху. Но в 90-х SEGA совершили подвиг в борьбе с мариоманией. Главный актив Nintendo казался визуально скучным на фоне Соника, который носился по экрану с безумной скоростью.

Это был маркетинговый приём. На выставке работники SEGA показывали посетителям два экрана: на одном медленный пенсионерский геймплей добрячка Марио, а на другом – адский драйв Соника. В подобном контексте ёж выглядел явным победителем. Настолько, что одно его наличие было серьёзным аргументом в пользу Mega Drive.

SEGA развязала руки разработчикам

Как раз в эпоху расцвета Mega Drive. Когда рынком рулила только Nintendo, разработчики были на цепи. Эксклюзивы – одно дело, но сторонние издатели могли выпускать не более пяти игр в год. А картриджи по контракту производились лишь самой Nintendo, что ещё сильнее увеличивало долю компании с каждой проданной игры.

Полный контроль привёл Nintendo к абсолютной власти: никто не имел права выпускать на их консолях то, что не нравится компании. SEGA пошла по другому пути, развязав руки Electronic Arts, Acclaim, Konami, Capcom и другим игрокам. В итоге они получили больше эксклюзивов и лояльность сторонних разработчиков.

Сейчас этот фактор может показаться несерьёзным, но именно это решение в эпоху праймовой Mega Drive начало формировать игровой рынок в том виде, в каком мы знаем его сегодня. Исторический шаг, добавляющей величия как приставке, так и компании.

Невероятный процессор

Одна из главных фишек SEGA Mega Drive. Приставка была настолько совершенна технически, что просто унижала NES. Кейс со сравнением динамики Соника и Марио наглядно показывает разницу в возможностях. Было сложно представить, что игры с NES/Dendy могут летать на таких же бешеных скоростях. Но на самом деле разница ещё глубже.

Мультиплатформенные игры, вроде какого-нибудь Aladdin, на SEGA выглядели в разы лучше и быстрее, чем у конкурентов из Nintendo. А иногда отличались и более широкими возможностями. И, в отличие от ситуации с современными консолями, вам не нужно было присматриваться к текстуркам десять минут. Всё было видно сразу.

Процессор SEGA Mega Drive работал так хорошо, что игры с консоли смотрелись достойно, даже когда вышла новейшая Super Nintendo. Многие тайтлы были практически неотличимы друг от друга – создатели Mega Drive позаботились, чтобы конкуренты не перепрыгнули их резким технологическим скачком.

Шикарные эксклюзивы

Что сейчас обеспечивает преимущество одной консоли над другой? Не геймпад, не система охлаждения, не процессор и даже не цена. Миром правят эксклюзивы. Если хотите пройти The Last of Us 2, придётся брать PlayStation. Если ждёте S.T.A.L.K.E.R. 2, вам нужен Xbox. В далёком прошлом всё работало точно так же.

Соник – крутой, но в одиночку он не смог бы вытащить SEGA на поверхность. У Nintendo был не только Марио, но и The Legend of Zelda, Donkey Kong, Metroid, Mega Man и ещё куча всего. SEGA отвечала на это достойнейшим образом. 

Что у нас есть? Несколько частей Sonic The Hedgehog, само собой. Но что ещё? Например, великолепная забытая серия Vectorman с плавным движением, не снившимся устаревшему движку NES. То, как тут трясётся экран при прыжке, до сих пор выглядит круто.

Или Golden Axe – культовейший beat ’em up в конанообразном фэнтезийном сеттинге, где у каждого из трёх персонажей есть зрелищная ульта. Кстати, жанр, где нужно идти направо и избивать орды врагов, процветал на Mega Drive.

А ещё памятная серия мотогонок Road Rash с возможностью ударить оппонента дубинкой или цепью. Вторая и третья части – эксклюзивы для SEGA.

Ну и, конечно, Earthworm Jim. Червяк научил нас, что такое ирония. Момент в концовке второй части, где все герои оказываются коровами, в детстве сильно смущал. Зато игра была смешной и красивой одновременно. 

А сколько было топовых эксклюзивов по лицензиям – страшно даже вспоминать. Начиная от странной игры Moonwalker с Майклом Джексоном и заканчивая серией Jurassic Park. 

Продолжать можно очень долго, а списки каждого владельца Mega Drive будут в чём-то отличаться. Не говоря уже о том, что благодаря сотрудничеству с (ещё не ставшей империей зла) Electronic Arts, у SEGA всегда был бесконечный запас консольного спорта. Но главное – то, что у игр с Mega Drive был собственный стилёк.

Компания ориентировалась на подростков и строила рекламные заходы вокруг крутоты. Топовые тайтлы Nintendo же построены вокруг милых семейных дизайнов. SEGA не стеснялась показывать тёмные антиутопии, хулиганских героев и даже насилие. Хорошо ли это? Спорят до сих пор. Но уж точно зрелищно. 

Mortal Kombat

Да, отдельным пунктом. И вот почему. В Nintendo щепетильно относились к тому, что можно, а что нельзя показывать своей аудитории. Поэтому на их консолях Mortal Kombat выходил в бескровном и беззубом виде, что урезало как минимум половину харизмы жестокой серии файтингов.

SEGA таких ограничений не ставила, а потому старина MK стал одним из фирменных хитов платформы. Воспоминания о величии первых трёх частей связаны с версиями для Mega Drive, а уже потом с остальными консолями. А ведь мы говорим об одной из самых громких игр поколения и серии, которая жива до сих пор. Когда Nintendo решила кастрировать Mortal Kombat, компания обозначила принципы, но сделала шаг назад в консольной битве. 

Революция в геймдизайне

SEGA Mega Drive – скорость и дерзость, а Соник создавался, чтобы снять с керамического трона усача Марио. Но быстрые платформеры, файтинги и битэмапы – далеко не всё, что производилось для Mega Drive. Некоторые вещи оказались настолько революционными, что изменили геймдизайн.

Первая – Ecco The Dolphin. Вы играете за дельфина Экко, который должен найти похищенную стаю. И сосчитать количество революционных механик в этом тайтле не так уж просто. Например, вы должны использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в сложных лабиринтах, разгадывать ловушки и так далее. А ещё нужно постоянно выныривать на поверхность, чтобы у Экко не закончился воздух.

При этом сюжет двинулся гораздо дальше стандартной линейной схемы. Экко путешествует во времени, взаимодействует с пришельцами и находит гигантское количество тайных штуковин в шикарно прорисованном океане. В SEGA мало кто верил в успех, но Ecco The Dolphin стал мегахитом, несмотря на дизайнерскую и нарративную сложность.

Или Comix Zone – ещё один культовейший эксклюзив. Игра делает миллиард отсылок к миру комиксов и позволяет физически перелезать из одной панели в другую. Невероятная красота, которая даже сейчас смотрится восхитительно. А мы говорим о 16-битной игре, сделанной малыми выразительными средствами.

И всё это – во времена, когда дискуссия, являются игры искусством или развлечением, вообще не велась. SEGA Mega Drive была одной из первых консолей, где начал появляться геймерский артхаус. Приставка не только была топовым развлечением, но и позволяла заглянуть в будущее игровой индустрии. Пусть и мало кто это понимал.

Фанаты World of Warcraft бегут в «Аллоды Онлайн». За что эту игру любят и ненавидят?

ICQ хотят оживить. В этом нет смысла – приложение уже не спасти


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
21 Май '22
Что известно о новом фильме «Чип и Дейл»? Озвучка Сыендука и новый муж Гаечки
Осторожно: внутри есть спойлеры.
Данил Тармасинов
16 Май '22
Пчелу в «Бригаде» могла сыграть другая звезда русских сериалов. Актер выбрал Египет вместо съемок
Павел Майков честно выиграл конкуренцию на пробах.
Виталий Халюков
06 Май '22
Игорь Вдовин был первым солистом «Ленинграда», пока не начал петь Шнур. Куда пропал Игорь?
Знали такого персонажа?
Виталий Халюков
08 Апр '22
Покемоны, игровые журналы и легендарные игрушки. 10 топовых коллекций из девяностых и нулевых
Достаём пыльную гордость с дальней полки.
Виталий Халюков
05 Апр '22
Джим Керри дико переоценен. За что его любят, ненавидят и считают психом?
Провожаем переоценённого, но всё равно любимого актёра.
Виталий Халюков
20 Мар '22
PlayStation и Xbox не купить. 8 ретро-консолей, которые заменят гигантов
Стоит ли брать олдовые клоны?
Комментарии