Рубрика «Там, где нас нет».

Российский зритель остался без мирового кинопроката, о чём и так сказано немало. И первым большим хитом, теперь уже утерянным, стал «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном. Его премьера должна была состояться 3 марта 2022 года. Каким получился фильм, можно только гадать. Или нет?

«Палач» собрал выжимку из рецензий, чтобы хотя бы представить, чего мы лишились. Проект Мэтта Ривза к тому же действительно ждали как один из главных в году. Понятно, что всех сейчас волнует совсем не «Бэтмен». Но если мы сойдём с ума, то мало чем поможем себе в будущем. Думскроллинг – зло, а разговоры о «Бэтмене» хоть на время отвлекут от кошмаров актуальной повестки.

Новый «Бэтмен» ближе к Нолану, чем к Снайдеру

Такими сравнениями оперировали многие, кто ждал релиза «Бэтса». Трилогия Кристофера Нолана была (насколько это вообще возможно) реалистичной историей, отдалённой от комиксов. И в ней, что характерно, ни у кого из героев и злодеев не было настоящих суперсил. Только то, что достигнуто либо тренировками, либо гаджетами, либо какой-то научной химией. Во вселенной Нолана нет магии, летающих по приколу людей и пришельцев. Как будто такая история действительно могла бы произойти.

Что же касается Зака Снайдера, его видение балансировало на грани между комиксами и древнегреческим эпосом. Центральный конфликт «Бэтмена против Супермена» – противостояние богов и людей, сверхъественного чуда и здравого смысла. Ну и, естественно, классический слоу-мо экшен работал на эпичность, но никак не на реализм.

Мэтт Ривз, согласно большинству рецензий, выбрал первый путь. Новый «Бэтмен» – тёмная, приземлённая и относительно реалистичная история в атмосфере грязного нуара Готэма. А боевые сцены в тёмных аллеях сняты не по традициям супергероики. Особенно непривычно будет зрителям, привыкшим к конкурентам из Marvel. Но это и хорошо – непохожее запоминается.


Отметили и негативный момент. История настолько тёмная и реалистичная, что человек в костюме летучей мыши моментами смотрится в ней неуместно. Как будто ещё немного и команда Ривза вдруг сказала бы: «А это и не костюм совсем! Просто тень так падает, а там не уши, а какие-то функциональные штуки». Перебор или нет – решим, когда получится посмотреть.

Это криминальная драма, а не блокбастер

Ещё один мегаважный элемент, показывающий, что киновселенная DC не всегда пытается построить свой MCU (Marvel Cinematic Universe). В «Бэтмене» есть драки, злодеи, мощная погоня на бэтмобиле и прочее, но фильм сосредоточен на расследовании и пересечении интересов разных лиц. Так что криминальная драма – самый подходящий термин.

В центре сюжета Бэтмен, ведущий супергеройское расследование против злодея Загадочника. Антагонист – не тот персонаж, с которым интересно смотреть экшн. Общий дух его линии больше похож на «Зодиака» Дэвида Финчера – сравнение, встречающееся в куче рецензий.


Помимо истории, как замаскированный детектив ищет маньяка, «Бэтмен» завёз ещё и гангстерскую тему. Пингвин и Кармайн Фальконе – криминальные боссы, строящие империи, а не пытающиеся в порыве безумия уничтожить мир или что-то кому-то доказать. Сюжет от этого становится только сложнее, а на первый план выходит атмосфера Готэма как мрачной коррумпированной криминальной столицы. Так что блокбастером «Бэтмена» можно считать разве что номинально.

Брюс Уэйн в лице Роберта Паттинсона – молодой хипстер

Вспомните, каким был Бэтс в исполнении Бена Аффлека. Сорокалетний, уставший и с квадратной челюстью. Один в один поздний Бэтмен из комиксов – мужиковатый, грубый и решительный. Вариант от Паттинсона не такой.

Тут нам показывают ещё не слишком опытного Бэтмена, начавшего супергеройскую карьеру только пару лет назад. Типаж травмированного мстителя, а не уставшего мудреца. Паттинсон-Уэйн гораздо более современный, чем все предыдущие версии. Не бизнесмен в широком пиджаке, не богатый наследник на яхте, а скорее звезда инди-рока в модном шмотье. Гораздо ближе к инстаграмной реальности, ага.

Такой подход можно записать в плюсы. Естественные внешность и образ Роберта Паттинсона располагают к нему, а не к воинственным архетипам Бэйла или Аффлека. Брюс Уэйн в новом «Бэтмене» выглядит как человек, которому костюм летучей мыши нужен, чтобы пугать преступников.

У Паттинсона отличная химия с Зои Кравитц

Предсказуемо. Но оттого не менее круто. Это самый короткий пункт – такую эфемерную вещь, как «химия между актёрами», невозможно проанализировать на расстоянии, оперируя только чужими оценками. Но пока даже те, кто критикует «Бэтмена», хвалят экранную пару Паттинсон-Кравитц.

Судя по всему, нам завезли лучшую Женщину-кошку в истории фильмов про Бэтмена. Круче, чем Энн Хэтуэй и Мишель Пфайффер. Наглая, пластичная и невероятно харизматичная. Но актёров нового «Бэтмена» хвалят примерно все. 

Фильм очень долгий

Это уже ближе к Снайдеру, да? Конечно, режиссёрская версия «Лиги Справедливости» имеет более жирный хрон, но «Бэтмен» идёт почти три часа. И если вы внимательно читали прошлые пункты, то вряд ли будете этому удивлены.

Кармайн Фальконе, Загадочник, Пингвин, большая линия с Кошкой и, конечно, сам Бэтмен. Представьте, как сильно нужно постараться, чтобы уместить всё это на экране, не растягивая кино. Конечно, всегда можно урезать кого-нибудь, как Киллиана Мёрфи в роли Пугала, который в трилогии Нолана появлялся суммарно минут на десять. Но так ведь некрасиво!

Режиссёр Мэтт Ривз решил дать себе время, чтобы развернуться. Ведь блокбастеры могут спешить, а триллеры и криминальные драмы вряд ли. Вот и «Бэтмен» вышел именно таким: размеренным и детективным, плавно разгоняющимся под перкуссивно-гудящий саундтрек.

Концовка «Бэтмена» – гарантированный сиквел

Информацию о том, что же произошло в конце, до сих пор скрывают даже в англосфере. Но те, кому нужно, уже знают, что в истории наметился тайный клиффхэнгер, из-за которого большинству захочется увидеть вторую часть. Скажем так, зрителям показали другого культового злодея, с которым Бэтс Паттинсона будет бороться после Загадочника. 

Занятно и то, как Ривз построил структуру «Бэтмена». Нас бросают в середину истории, как будто мы смотрим сиквел. Никаких тренировок в горах, как было у Нолана. Просто герой, уже прошедший через становление, но ещё не ставший легендой.

Теперь же, когда понятно, к чему всё идёт, хочется посмотреть, как Брюс Уэйн усвоит урок поимки одного психа, чтобы справиться с другим. Главное, чтобы вселенную DC перестало штормить с её постоянными откатами от канонов, а также сменами актёров и общего позиционирования. 

Но пресса и рейтинг на Rotten Tomatoes говорят, что мы пропускаем действительно стоящее кино. Может, его и не назовут лучшим фильмом о Бэтмене в истории, но стопроцентно будут упоминать в спорах, сравнивая с версиями Бёртона, Нолана и Снайдера. А мы всё ещё верим, что мир придёт в себя, и хитовые премьеры можно будет обсуждать не в пересказе и без оглядки на жуткую реальность. Надеемся, что при всех достоинствах фильма Ривза, правдивой окажется цитата из «Тёмного рыцаря» Нолана: «Самая тёмная ночь перед рассветом».

Хоррор от Marvel и возвращение «Аватара». 60 самых ожидаемых фильмов 2022 года

Почему Человек-паук приносит больше денег, чем другие супергерои Marvel? Собрали все причины

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии