Неожиданное сравнение, правда?

Обычно Лизу Гырдымову сравнивают с Земфирой. И вполне закономерно. В мире форматных артистов вдруг появляется независимая женщина с собственными текстами и узнаваемым стилем, а затем становится культовой. Кажется, референс устраивает всех, кроме самой Земфиры – хоть это уже и старая история. Но на самом деле в современной российской культуре Монеточка скорее новое воплощение Виктора Цоя.

Монеточка

Оказывается, чтобы быть Цоем, совсем не обязательно ходить в косухе, петь про алюминиевые огурцы и адаптировать хиты The Smiths и The Cure. Более того, можно писать иронические песни и выкладывать ролики со смешной собакой, не нарушая образ. Аналогия не новая, но сейчас она стала очевиднее. Почему? Рассказываем.

Монеточка – форматный неформат

Как и «Кино» в своё время. Цой и компания с музыкальной точки зрения были не такими передовыми, как, скажем, «Поп-механика» Сергея Курёхина, но для массового слушателя оказались значительно съедобнее. При этом Цоя всю дорогу критиковали за вокал и ещё кучу вещей, а неприкосновенной святыней Виктор Робертович стал уже посмертно. И даже в таком виде Цой оказался популярным символом новой музыки и вызова всему форматно-эстрадному.

Монеточка – тоже вызов, но другой. Лиза стала популярной в момент, когда в поп-культуре уже было много селф-мейдов, но звёздами всё равно становились с помощью больших продюсерских денег и очень системно. А тут оп – и прыжок от авторских хитов в интернете до культового статуса. Всё это с неконвенциональной внешностью, необычным вокалом и, мягко говоря, непопсовыми текстами. 

Витя Исаев и Монеточка

Конечно, не стоит забывать и о роли саунд-продюсера Вити Исаева, без которого Лизе было бы намного сложнее стать большой артисткой. Но и у Цоя был Юрий Каспарян, отвечавший за звучание и внимательно слушавший, что же придумал далёкий заокеанский Джонни Марр из The Smiths. Так что всё закономерно.


Но главное – баланс. Монеточку легко слушать, даже притом что «гори гори гори» – яркое заявление, а текст «Чайлдфри», фита с Noize MC, никогда не написала бы условная Клава Кока. То же касается и стёба над Шнуром под названием «Шприц». Лиза казнила Сергея так, как никогда не сможем мы, но в мягкой и остроумной форме. И всё это без строгих лейблов, серьёзной ротации в традиционных медиа и железных наручников субкультуры. 

Лиза идеально отражает своё поколение

Важная информация для тех, кто спустя столько абзацев всё ещё бесится, что у нас нерелевантный пример. Адаптация импортного пост-панка, косухи и мрачные тексты про электричку, везущую Цоя туда, куда он не хочет – эти вещи отражали мысли и надежды молодых людей поздних 1980-х, но у сегодняшних двадцати-с-чем-то-летних средняя картина реальности всё-таки другая.

Виктор Цой

И нет альбома, показавшего её лучше, чем «Раскраски для взрослых». Вплоть до названия. Миллениалы и верхние зумеры – коктейль из инфантилизма и серьёзных беспокойств о будущем. Так живёт и думает поколение соцсетей и глобализации, которому долгое время разрешали взрослеть в лайт-режиме. 


Герои Монеточки имеют мнение, хотят казаться крутыми и самостоятельными, а от самокопаний отбиваются самоиронией. Это – то, что уже осознала Монеточка – заменяет литературные метафоры Цоя про огурцы. 

Дело даже не в том, что люди одного с Лизой поколения поголовно приходят к одним и тем же мыслям. Например, что Шнур – кринжовый бумер, бабушки верят в теории заговора про 5G, а 1990-е воспринимаются как странное мифологическое время. Тексты Монеточки круты не конкретными фактами, а методом мышления. И он у поколения, зачатого в видеосалоне под стрельбой, действительно схож.

Песня «Переживу» – чистейший Цой

Умолчим, что в творчестве Монеточки была когда-то и прямая отсылка к группе «Кино». Лучше поговорим о гимнах. Виктору Цою приписывают множество поколенченских песен-манифестов – от абстрактной «Дальше действовать будем мы» до избитой за годы «Звезды по имени Солнце».

Так уж получилось, что свой гимн поколения Монеточка записала в 2020 году. Песня «Переживу» с альбома «Декоративно-прикладное искусство» – понятнейший посыл, что всё плохое рано или поздно заканчивается. И этот трек оказался самым цоевским из всего, что Лиза когда-либо делала.

Абстрагируемся от припева и послушаем куплет. Подача и ритмика в «Переживу» – чистый нерафинированный Цой. Отрывистые строчки, чеканные переходы и абсолютный пост-панк на фоне. 

«Я пережила уже два конца света,

Два тысячелетия, тех и этих.

И мозоль от каблука, и налоговика,

И тёмные века, и дождевые облака».

Если послушать эти строки, пример с Цоем станет очевидным. Но Лиза не была бы Лизой, если бы изменила своему стилю – лёгким поп-культурным шутейкам. «И бубонную чуму, и Вову-Вову-чуму», – помните такую песню у Иракли? Вот-вот.

Пока это может казаться неочевидным, но вот увидите – песня «Переживу» окажется не ситуативным хитом на год-другой, а жизнерадостным гимном поколения 23-летней Монеточки, с которым оно идёт через неприветливый мир. И это потрясающе обнадёживающее осознание. Чтобы почувствовать, надо лишь избавиться от вредных снобских иллюзий из серии: «Вот там было величие, а тут-то что?»

Монеточка сломала синдром Стрыкало

В том, что Лиза Гырдымова стала артисткой категории А, нет никаких сомнений. «Раскраски для взрослых» были прорывом, не убедившим скептиков, но «Декоративно-прикладное искусство» и всё, что выходило после, показали, что Монеточка никуда не делась. Это прекрасно, но не будем забывать, что подобного могло не быть.

Перед глазами ранний пример в виде Юры Каплана и проекта «Валентин Стрыкало». Помните, как он начинался? Харизматичный чувак с гитарой стал сетевой звездой самиздата, записывая весёлые каверы-пародии и музыкальную комедию. Потом бах – и он уже большая звезда. Но ненадолго.

Группу «Валентин Стрыкало» убило то, что слушатели отказались воспринимать серьёзную лирику и хотели от Юры только приколов, обесценивая его желание развиваться. По сути, «Наше лето» – единственная условно-серьёзная песня «Валентина Стрыкало», ставшая культовой.

Нынешние двадцатилетки думают о ней как о хите подростковых лет, под который открывались первые бутылки фруктового пива на лавочках. Но даже «Наше лето» стало хитом по инерции от комедийного таланта Юры Каплана, а альбом «Развлечение» не послушали и не полюбили. К чему это привело? Юрий пропал из медиа, распустил группу и, судя по всему, ушёл в долгий информационный детокс. Депрессивная гибель медиазвезды.

Монеточку на старте тоже воспринимали как исключительно комедийного исполнителя. А это опасное клеймо. «Мама, я не зигую» и «Мой парень самый лучший анархо-коммунист», конечно, не такие топорные, как «Рустем» и «Лишь однажды», но начальная аудитория ждала от Лизы именно юмора. Прямой путь к тому, чтобы закончить как «Валентин Стрыкало».

Ловкость, с которой Монеточка вышла из ситуации, заслуживает отдельного респекта. Вместе с Витей БЦХ Исаевым они нашли новое звучание, а Лиза перестала быть домашним артистом и вышла на профессиональный уровень. Но самое важное тут, что масштаб песен и тем вырос, но не убил юмор.

Схема работает как в рамках альбома, где серьёзный лиричный «Лёд» спокойно соседствует со стёбным «Шприцем», так и в отдельных песнях. Та же «Переживу» стала бы более строгой, если бы не упоминание Билли Айлиш, но тогда Монеточка была бы кем-то другим. А она не другая. Меняться нужно именно так.

Монеточка – не Земфира, не Юра Каплан и, вы будете смеяться, даже не совсем Виктор Цой. Уже поэтому она заслуживает находиться в топе и расти ещё сильнее. Жить с Лизой в одно время точно лучше, чем если бы на месте её хитов была пустота. Теперь молодая публика, лояльная к творчеству артистки, может без осуждения смотреть на чудил 30+ с гитарами, орущих «Кукушку». У них есть другие песни и другая модель Цоя.

Худшие фильмы по версии Монеточки. Лиза ненавидит «Движение вверх» и возмущена советской фантастикой

Куда пропал Юра Каплан из группы «Валентин Стрыкало»? Похоже, он захотел исчезнуть


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
25 Июн '22
13 культовых песен из русских фильмов и сериалов. Звонок из «Бумера», «Брат 2» и «Ночной дозор»
В конце маленький сюрприз под Стрыкало.
Виталий Халюков
24 Июн '22
Кому помогла слава Виктора Цоя? Анита Цой притворялась родственницей, а Юрий Хованский бесил фанатов
Три разные истории.
Редакция «Палача»
23 Июн '22
Что делал Юрий Шатунов после «Ласкового мая»? Уехал из России, устал от «Белых роз» и украл песню «Детство»
4 факта об ушедшей легенде советского синтипопа.
Виталий Халюков
21 Июн '22
Зачем Горшок и другие рокеры пели песню «Басков – не козел»? Это была смерть русского рока
Очередная попытка задеть попсу.
Виталий Халюков
18 Июн '22
Кинчев из «Алисы» – звезда ужасного русского рока. Но его рэп еще хуже
Звучит кринжово, но необычно.
Данил Тармасинов
17 Июн '22
Саша Скул опять умер. Похоже, теперь по-настоящему
Причина смерти Саши Скула – это кошмар.
Комментарии