Камбэк, о котором никто не просил.

Всем известно, что сейчас происходит с соцсетями, а сильнее других массовую миграцию юзеров заметили пользователи Telegram. Постоянно появляются новости о возможных альтернативах, якобы способных заменить YouTube и всё остальное. Дело дошло и до мессенджеров.

Появились слухи, что VK Group готовится к перезапуску ICQ – культового мессенджера из девяностых и нулевых, о котором все благополучно забыли. Но теперь нам, кажется, пора вспомнить, почему «Аська» была так популярна и что её убило.

Первый конкурент ICQ – SMS

Стартап появился в 1995 году в Израиле, когда четверо студентов-старшекурсников решили изобрести «интернет-пейджер». Да, именно так. Изначально ICQ планировался не как конкурент чему-то в пустынном интернете, а как рабочая альтернатива для SMS. Причина проста: телефонные и пейджерные сообщения были невероятно дорогими, а интернет открыл новые возможности для связи.

Название ICQ фонетически похоже на фразу: «I seek you» («Я ищу тебя»). Мессенджер был мегапопулярным в нулевых, а после резко потерял актуальность. Он медленно умирал на протяжении всех десятых. По сути, ICQ – прадедушка Telegram, а стариковские Viber и WhatsApp на его фоне выглядят как вершина высоких технологий. 

Всё, что осталось от ICQ в коллективном восприятии – уныло-кринжовое народное название «Аська». Хотя не стоит вешать стыдные ярлыки. Мы всё же говорим о штуке, появившейся до повсеместного распространения мемов про Медведа. 


Всё работало максимально просто. В ICQ был список контактов, чаты, уведомления и возможность искать других людей онлайн – тут-то нам и пригодилось значение названия. На тот момент функционал был революционным, что подтверждают и банальные цифры. В 1998 году мессенджер получал по миллиону новых пользователей каждые три недели, а компания AOL купила его за 407 миллионов долларов. Среди других претендентов называли даже Microsoft, но Гейтсу и его корешам так и не удалось приобрести столь ценный актив. 

Главный плюс ICQ – лояльность к слабому интернету

Надо понимать, что речь идёт о временах диалапа, когда подключение было очень медленным. По современным меркам скорость сети девяностых обозначается фразой: «Нет интернета». Обычные способы передачи сообщений тогда сильно уступали мгновенным SMS, для замены которым и придумали ICQ. И тут в дело вступает киллер-фича номер один.

ICQ любили за то, что он максимально нетребовательный в плане скорости интернета. Ваше сообщение попадало на сервер, а уже с него абоненту на другом конце. Даже на низких скоростях это простая операция, а значит общение происходило почти что в реальном времени.


Правда, с годами ICQ стал гораздо тяжелее. В нём появились тонны рекламы, групповые доски и онлайн-комьюнити для знакомств. По сегодняшним меркам идеи звучат актуально – посмотрите хотя бы на тот же Telegram, где наличие каналов и чатов уже давно важнее простых сообщений.

Но в случае с ICQ всё было немного иначе. Функционал мешал приложению выполнять свою главную работу, а от изобилия новых функций рябило в глазах. Одной из причин смерти мессенджера стало то, что он будто бы не обновлялся, а лишь пытался скрыть морщины под гримом и ботоксом.

ICQ убили альтернативные клиенты и Skype

Жизнь найдёт выход. Так говорил Джефф Голдблюм в «Парке Юрского периода», предупреждая всех об опасности. С ICQ произошло нечто похожее. В какой-то момент приложение начало проигрывать не просто конкурентам со стороны, а альтернативным клиентам для себя же.

Ветераны говорят, что их было много: Miranda IM, JIMM и так далее. Но самым популярным считается QUIP – с его помощью можно было общаться с контактами из ICQ, не страдая от гигантского количества рекламы. Собственников мессенджера не устраивали подобные ухищрения: им приходилось часто крушить и менять собственные протоколы.

Проблема в том, что в первой половине нулевых, когда появились альтернативные клиенты, быстрый интернет всё ещё присутствовал лишь в мечтах футурологов. Пользователи не просто бежали от рекламы, но и пытались снизить нагрузку на несчастные модемы. 

Тогда же появился и Skype: он постепенно перетягивал клиентов у ICQ. Получилось далеко не сразу. Многие пользовались старым мессенджером в силу привычки – там было много важных контактов. А Skype воспринимали исключительно как звонилку. Но к концу нулевых ICQ лишь терял, а Skype приобретал юзеров.

Удивительно, но технически ICQ существует и в наше время. Разумеется, в анабиозе. В 2010 году мессенджер зачем-то прикупили в Mail.ru Group за 187 миллионов долларов. Гораздо дешевле, чем он стоил в 1998 году. Были планы объединить функционал с Агентом Mail.ru, но тот, к сожалению, тоже оказался импотентным активом для маргиналов.

Мерзкий звук и колобки – всё, что осталось от ICQ

Поговорим о культурном наследии. Осторожно, дальше идёт оценочное суждение. Звук сообщений из ICQ, возможно, самое мерзкое и раздражающее, что мог услышать человек из нулевых. А ведь он слышал русский эмокор и группу «Подъём». Да, для кого-то фирменное «о-оу» будет тёплой волной ностальгии, но остальные содрогнутся. 

Тот самый звук

Этот звук разработали так, чтобы вы дёрнулись даже в том случае, если уснули у монитора. Деликатные уведомления пришли в наш грешный мир гораздо позже. А жаль.

Другая памятная вещь – анимированные эмодзи. Ностальгирующие декаденты даже сошли с ума и перенесли классических колобков из ICQ в Telegram (в виде стикеров). Они были настолько культовыми, что вышли далеко за пределы мессенджера. Например, использовались на форумах и блог-платформах. 

Но о том, что в ICQ ещё в 2005 году были стикеры, забыли, похоже, вообще все. Такова трагедия приложения – оно опережало время там, где никто не просил, и оставалось унылым старьём в местах, где требовалось срочное хирургическое вмешательство. Что, впрочем, не делает его менее великим явлением для рунета.

Почему не нужно пытаться вернуть ICQ?

Это шаг в далёкое прошлое. Даже ещё живой Skype, в своё время убивший «Аську», сейчас кажется безнадёжным больным в сетевом хосписе. А будущее – Telegram, Signal и всё остальное, что похоже на современное приложение. Да, даже ТамТам.

Мотивация VK Group понятна. Они купили мёртвый актив за большие деньги и уже больше десяти лет пытаются держать трупик ICQ на плаву. Получается крайне плохо. А нынешний кризис видится им хорошим шансом вернуть публику с помощью знакомого бренда. Но тут есть один важный момент.

Сам бренд ICQ не располагает к возрождению. «Аська» – то, что мы прошли, забыли и то, без чего мы не страдали. ICQ означает старость. Так ли много желающих ассоциировать себя с древностью, пылью и разложением?

Да, речь идёт о полной переработке приложения. Из него хотят слепить современный мессенджер. Но отживший бренд в этом случае будет только мешать развитию. Если создавать с нуля слишком дорого, можно было хотя бы перекрасить, добить и объявить чем-то новым.

Фанаты World of Warcraft бегут в «Аллоды Онлайн». За что эту игру любят и ненавидят?

Яндекс продает «Дзен» и «Новости». Что это значит?

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии