Отписываемся или ждём?

Пришло время подумать, что произойдёт с российской индустрией стриминговых сервисов в новых условиях. Только что она цвела, росла и выдавала дорогие проекты, но теперь будущее стало неопределённым. С кинотеатрами всё понятно – никаких западных премьер, по крайней мере пока. Но что будет с «Кинопоиском», Premier, IVI и другими?

Наши выводы – не инсайды, а всего лишь логические рассуждения, в том числе высказываемые жанровыми экспертами. Сейчас, когда ясности нет, мы пытаемся оценить подписочные риски и то, как на них повлияет одно секретное обстоятельство. Но это уже в самом конце. Теперь по порядку.

IVI

Не знаем, удивит вас такой факт или нет, но лидер рынка российских стримингов пока что именно IVI, а никакой не «Кинопоиск». Логично, что статус подразумевает некий запас прочности. Но есть важный момент. Один из крупнейших пакетов акций онлайн-кинотеатра держит «ВТБ Капитал», а на банк ВТБ пришёлся серьёзный санкционный удар.

С высокой долей вероятности сейчас у акционеров есть дела важнее, чем забота о благополучии стриминга. И это может стать проблемой. Лицензии на момент написания текста никто не отзывал, но собственный контент IVI Originals – один из самых слабых в России. Попробуйте вспомнить хоть один их громкий проект. Не получается? Мы поможем!

Сериал «По колено» с комиком Сашей Петросяном и актёром Яном Цапником, похоже, не понравился вообще никому. Ещё есть «LOVE» со Светлаковым, «Нежность», «Белый кит», «Мёртвые души». Либо конъюнктурка, либо тайтлы-ноунеймы. Самый популярный из оригинальных проектов – сериал «Везёт», который показывали ещё и на НТВ. Но даже его, в отличие от эксклюзивов конкурентов, обсуждали слабо. IVI желаем сил – пока обстановка не устаканилась, кажется, что стриминг висит в воздухе.


«Кинопоиск»

Пока что у «Кинопоиска» всё в порядке: библиотека пополняется новыми проектами, на главной висят описания эксклюзивов типа «Этерны», а зарубежные фильмы не исчезли. Всё как в старые добрые. Но ключевые слова – «пока что».

Сохранение активов «Кинопоиска» напрямую зависит от того, как пойдут дела у «Яндекса». А компания пока ведёт себя крайне осторожно – вы могли прочитать об этом в новостях. Но если акционеры с экономической точки зрения почувствуют себя неважно, то и «Кинопоиску» будет сложнее снимать крупнобюджетные проекты, вроде той же «Этерны». 

Фото со съемок «Этерны»

Ещё один важный момент. Из-за остановки кинотеатрального проката зарубежных фильмов библиотеку «Кинопоиска» будет труднее пополнить картинами в официальном русском дубляже. Непонятно, что делать с людьми вроде «Кубика в кубе», которые только вышли из пиратского мира и сейчас озвучивают кино на законных правах.


Premier

На фоне других стриминг от ТНТ чувствует себя отлично. Почти всё, что выходит у них, и так было произведено в России. У компании полный порядок с мощностями по части выпуска собственных проектов: «Перевал Дятлова», «Территория», «Мир! Дружба! Жвачка!» – вполне достойные вещи.

У Premier есть и опыт работы с большими актёрами, и собственный продакшн, и отсутствие лицензионной иглы. Как будто бы полный набор, чтобы сервис не просто выжил, но и стал гораздо сильнее. Естественно, в том случае, если у артистов со сценаристами будет желание штамповать ещё больше проектов.

KION

Сервис от МТС какое-то время казался незаметным, а после выдал сразу несколько ярких проектов. Фильм про Павла Дурова, например, заставил многих скачать приложение KION и запустить хотя бы пробный период. «Пингвины моей мамы» – интересный эксперимент со стендаперами. «Хрустальный» – лучший и самый мрачный российский детектив последнего времени. Оригинальные проекты зашли.

Как мы видим сейчас, компания МТС пока что не несёт особого урона от санкций – будущее KION выглядит относительно оптимистичным. Особенно в том случае, если у конкурентов начнутся серьёзные проблемы. А у кого-то они точно будут. Хороший шанс подняться, если в запасе остались сильные продукты.

OKKO

Все же помнят, что OKKO – это «Сбер», правда? Из страны банк не уйдёт, но есть вероятность смещения приоритетов: от производства контента и закупки лицензий к более насущным вещам. 

Ситуация осложняется ещё и тем, что сервис OKKO только в декабре 2021 года объявил, что запускает собственный продакшн. И имена звучали очень громкие. Основатель Comedy Club Production Артур Джанибекян, гендир СТС Вячеслав Муругов, а ещё Роман Петренко и Александр Дулерайн с ТНТ. Серьёзная компания, которую драфтили для серьёзных дел. Будут ли они совершены? Теперь сказать сложно.

Start, more.tv и «Амедиатека»

С первыми двумя всё более-менее понятно. Start существует на деньги «Мегафона» и на базе продакшна «Yellow, Black and White», а на more.tv заправляет «Газпром-медиа». Их существование зависит скорее от общего экономического состояния, чем от частных факторов. Ситуация со Start и вовсе напоминает положение KION от МТС.

«Амедиатека» попала в сложнейшую обстановку. Главный ресурс сервиса – лицензии HBO Max, которые пока никто не отзывал. И всё же такой сценарий выглядит реалистично. На момент написания текста сервис в порядке. Недавно там появился сериал «Наш флаг означает смерть» — свежак от Тайки Вайтити. Но судить об их благополучии пока рановато.

Все три ресурса из этого пула могут стать сырьевыми придатками «Кинопоиска», где и так были варианты сборных подписок и тематические подборки. О том, что русские стриминги рано или поздно двинутся к большей централизации, думали давно. Похоже, теперь процессы ускорятся.

Все сразу, если вернётся пиратство

Пиратство в современном мире – скорее зло, чем добро. То, что в выросшей на нём России образовалась традиция платить за контент и оформлять подписки, было чудом. Но теперь ситуация меняется: появились слухи о разблокировке RuTracker, а правообладатели уже отзывают лицензии.

Санкции к тому же могут ударить по кошельку и убедить россиян не тратить бабло на платные подписки. В таком случае многие вернутся к пиратству, как будто на дворе нулевые. Чем это грозит?

Первое – банальный отток денег из мира российских стримингов. Второе – жалобы оставшихся правообладателей, что их контент воруют, а значит и лицензионные потери. Находясь во временной точке, из которой пишется текст, сложно рассуждать о будущем конкретно. Не сомневайтесь, что такие сценарии держат в голове и ответственные медиаменеджеры. Но один вывод мы можем сделать уже сейчас – рынок сильно изменится.

Почему в России не будет своей «Игры престолов»? «Этерна» – чудовищный провал

«The Телки» хочется выключить после первого эпизода. Сериал с Биковичем понравится единицам

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии