Миядзаки не считается!

Дожили. На «Палаче» пишут про аниме. Но ведь на самом деле японская анимация всегда делила людей на два разных лагеря. Легко встретить как диких фанатов с кучей отсмотренных тайтлов, так и тех, кто просто не понимает, зачем нужно смотреть аниме. Кажется, что этот мир слишком сложный, чтобы войти в него с нуля.

Сегодня вам повезло: этот текст написан человеком с невысокой степенью соприкосновения с жанром. И наша задача – обнаружить то, что можно безопасно смотреть, не будучи фанатом аниме. Точно так же, как вы смотрите обычные фильмы, сериалы или анимацию. А дальше уже сами решайте, втягиваться или нет.

В списке, помимо редкостей, будет парочка банальных пунктов. Но договоримся о двух вещах. Первое: Миядзаки не считается – в том или ином виде его смотрели все. Второе: не обливайте меня кислотой у подъезда, если вы фанат аниме – никакого дизреспекта, только субъективная лекция для нубов.

Эхо Террора (2014)

Что это такое? Психологический триллер на одиннадцать серий с детективными вставками. «Эхо Террора» – однозначный топ-контент для тех, кто предпочитает реалистичность. Здесь нет мегаприёмов, утрированного экшна и прочих подростковых клише, приходящих в голову людям с предубеждениями в отношении аниме. Отличный повод начать с ними бороться.

По сюжету в Токио происходят теракты, ответственность за которые берёт на себя анонимная интернет-группировка. Правда, действуют они подозрительно травоядно, делая всё, чтобы не допустить жертв среди гражданского населения. Только помните, что «Эхо Террора» – всё-таки не чистый детектив, сфокусированный на расследовании, а скорее сложная социальная драма с разными линиями повествования.


Некоторые преувеличения тут, конечно, есть – особенно в финале, когда все загадки складываются в единую картину. Более того, концовка явно разочарует часть зрителей. Но путь гораздо важнее финала, а атмосфера здесь совершенно финчеровская. Наверное, лучший вход в аниме из всего стартер-пака.

Тетрадь Смерти (2006)

Да, банально. Да, вы наверняка что-то об этом слышали. И да, вас может бесить даже минимальная возможность ассоциироваться с чем-то, у чего такой гигантский фандом. Но «Тетрадь Смерти» – классика. Особенно первые двадцать пять серий из тридцати семи. Можно условно назвать их первым сезоном.

Сюжет настолько известен, что его даже неловко пересказывать, поэтому не будем тратить время. Здесь, в отличие от «Эха Террора», реализмом не пахнет, зато есть много интересных предположений о реакции общества на воздействие сверхсилы в руках одного человека. Главная фишка «Тетради Смерти» – двухсторонний детектив и битва умов двух гениев: протагониста со знаком минус (Кира) и антагониста со знаком плюс (L). А все магическо-мистические приколы завернуты в детективную драму и полицейский процедурал. 


Если отбросить фанатский шум, то «Тетрадь Смерти» – просто отличный фантастический детектив. И не важно, в какой форме он исполнен. Хотя нет: всё-таки важно. Позорная экранизация от Netflix показала, что бывает, когда сценаристы неправильно понимают 99% оригинала. И дуэль гениев с моральной дилеммой про жёсткий порядок против гуманизма превращается в противостояние обиженки-психопата и борца с привилегиями. Серьёзно, не трогайте версию от Netflix даже двадцатиметровой палкой.

Ковбой Бибоп (1998)

Выложим все мейнстримные карты на стол. «Ковбой Бибоп» – тайтл, о котором вы должны были хотя бы слышать, но о подростковом культе, как в случае с «Тетрадью Смерти», здесь речи не идёт. Что же это? Смесь космического вестерна с нуаром 40-х годов в характерной анимации, не постаревшей ни на день с 1998 года.

Неплохо бы найти референсы из кино и сериалов, но «Ковбой Бибоп» не похож на что-то одно. Атмосфера sci-fi путешествий на корабле и стиль вестерна заставляют вспомнить сериал «Светлячок», но здесь ещё и детектив, комедия и плавный джаз 40-х годов.

«Ковбой Бибоп» подойдёт тем, кто любит фантастику, неспешный темп и бешеную стилизацию. Но, как и в случае с прошлым пунктом, лучше не приближаться к экранизации от Netflix. Там не такая катастрофа, как с «Тетрадью Смерти», но даже с большим бюджетом было бы проблематично передать вайб и стиль анимированного варианта. Тот случай, когда не нужно чинить то, что не сломано. «Ковбой Бибоп» великолепен в изначальном рисованном виде.

Сага о Винланде (2019)

Казалось бы, нет более далёких друг от друга вещей, чем аниме и викинги. Но это неверное предположение. Японская анимация работает примерно так же, как правило 34 – если в мире есть что-то, то у него обязательно будет и аниме-версия. «Сага о Винланде» – максимально кровавая северная история, основанная на настоящих исландских сагах.

Если вы вдруг смотрели сериал «Викинги», играли в стратегии или добавили в закладки викингский выпуск «Истории на ночь», то контент идеальный. Ещё тут очень дорогая и современная анимация, особенно в батальных сценах.

Взрослая, жестокая и реалистичная история. Покажите «Сагу о Винланде» душнилам, использующим выражение: «Японские мультики для детей». Только так можно понять, что аниме – не отдельный жанр, а инструмент, с помощью которого можно делать самые разные вещи.

Код Гиас (2006)

Нелюбовь к аниме часто связывают с хитами жанра сёнен – прежде всего, с «Наруто» и «Бличом». Никого не осуждаем, но не все готовы смотреть 700 серий и наблюдать за персонажами, которые душат друг друга фразами «Не смей меня недооценивать!» и «Сейчас я покажу тебе свою настоящую силу». «Код Гиас» – чуть менее популярный и более взрослый заход в ту же историю.

Если не пересказывая запутанный сюжет, получится, что «Код Гиас» – фантастическая антиутопия про революцию и политику, но с активным участием боевых роботов. При этом бои не растягиваются на несколько серий, а интеллект героев сильно важнее экшена. Каждое сражение тут – шахматы, причём с прямой аналогией. И часть действия, конечно, происходит в школе – это же аниме.

«Код Гиас» – не то, с чего стоит начинать. Но сериал отлично подходит тем, кто уже готов впустить в себя полный фарш жанровых черт. У истории есть начало и конец, нижнеподростковые клише урезаны, а общий дух, не считая роботов-мехов, напоминает лучшие куски «Тетради Смерти». Но предупреждаю сразу: тут есть школьная форма, несколько неловких ситуаций и намеренно глупая серия, где кот украл у Лелуша шлем.

Мэри и Ведьмин Цветок (2017)

Полнометражная сказка от одного из учеников Хаяо Миядзаки. Девочка едет на лето к родственникам, но случайно попадает в школу волшебства, где происходит совсем не «Гарри Поттер». Крутейшая анимация без традиционных фризов, где двигаются только рты, а ещё море милейших фантастических образов. 

В России, кстати, «Мэри и Ведьмин Цветок» показывали в кинотеатрах, а такое происходит редко. Отличный вариант для тех, кто предпочитает сказочные истории экшену. А ещё фильм доказывает, что Миядзаки – не настолько уникальное явление, чтобы выносить его творчество выносилось за рамки аниме. Топ-тайтл, чтобы сломать установку: «Аниме не люблю, а Миядзаки – это другое».

Однажды в Токио (2003)

Оказывается, есть и рождественское аниме. Но вы уже не должны ничему удивляться. В полнометражке «Однажды в Токио» трое бездомных находят новорожденную девочку и начинают искать её родителей, по дороге ввязываясь в разборки якудза. Компактная история, где семейная комедия встречает детектив.

Нельзя сказать, что это уникальный сюжет на века, а «Однажды в Токио» с гарантией входит во все платиновые фонды аниме-классики. Но! Есть какая-то странная и уютная экзотика в том, как выглядит японизированная версия привычных новогодних сюжетов. 

Просмотр максимизирует ощущение, что аниме и Япония – не так уж и далеко, хотя тут есть и врождённые странности. Например, в трио бездомных состоят алкаш, трансвестит и сбежавшая из дома девочка. Но было бы хуже, если бы вам просто подсунули «Один дома» в характерной анимации.

Странники (1999)

Штука для тех, кому «Гравитация» нравится гораздо больше, чем «Интерстеллар». «Странники» – односезонное аниме про космос, но в духе жёсткого реализма. Действие происходит в будущем, но почему-то без телепортов, пришельцев из далёкого космоса и гиперпространственных прыжков. Нет, человечество к 2075 году успело только плохонько освоить орбиту Марса, а проблема космического мусора стала катастрофической.

Главные герои «Странников» работают в Отделе Расчистки Космического Мусора, а значительная часть времени посвящена их рабочей рутине, в том числе профессиональным заболеваниям космонавтов. Звучит скучно? Может быть. Но на деле выходит отличный театр для личных и производственных драм. Если азиатский подход к сценариям чем-то отличает от западного, так это отсутствием обязательной эпической драмы с высокими ставками и трёхактной структурой. 

«Странники» – отличное медитативное произведение, сделанное с гигантской любовью к космосу и связанным с ним мелочам. Чего только стоит опенинг, где показывают кучу тематических референсов: от Циолковского и запуска собак до высадки на Луну и МКС. Отличный способ въехать в истории, где на первом месте не экстренное развитие сюжета, а тонкости и детали.

Что смотреть кроме «Рика и Морти»? 18 редких ностальгических мультсериалов

10 лучших серий «Южного Парка», чтобы пережить трудное время

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии