Срочно врубайте, если еще не смотрели.

Сценаристу Илье Куликову всего 40 лет, но он уже легенда индустрии: в его профиле на «Кинопоиске» больше 70 тайтлов, а на банковском счету – миллионы долларов. Любой сценарий от Куликова автоматически считается качественным, хотя жизнь показывает, что Илья регулярно опускается до самоповторов: его герои стабильно грабят ювелирки, страдают от видений, болеют за ЦСКА и похищают детей.

Несмотря на эти минусы, в портфолио Куликова хватает по-настоящему культовых вещей. О них и поговорим.

«Игра» (2011)

Фото со съемок «Игры»

В конце нулевых молодой Куликов размялся на сериале «Меч», набрал дикие рейтинги, а после выпустил главный хит всей жизни – «Игру». 20 серий сняты крайне примитивно (даже дешево), но всем плевать на операторскую работу: важнее оригинальная идея, которая заставляет зрителя сначала переживать за честных копов, а потом – за харизматичного неуловимого убийцу. Каким образом Куликов родил такой шедевр в 30 лет – огромный вопрос, но сериал невозможно выключить: есть куча примеров, как люди глотали все 20 эпизодов меньше, чем за двое суток.

В «Игре» полно великих сцен – серии разобраны на ютуб-фрагменты примерно так же, как условная «Бригада». В общем, если пока не знаете, кто такой Леха Смолин, включайте с первой серии – к счастью, тайтл еще не снесли с ютуба.

«Чернобыль: Зона отчуждения» (2014)

Артем Сучков на съемках «Чернобыля: Зоны отчуждения»

Куликов страдает болезнью многих сценаристов: сиквелы от Ильи чаще всего проваливаются. Та же участь ждала и «Зону отчуждения» – с годами сериал скатился в неперевариваемую дичь. Поэтому совет ровно один – забудьте, что у первого сезона есть какие-то продолжения. Представьте, что их не существует.


Оригинальные восемь серий были объективно прорывными и легендарными. Чернобыльская тематика еще не считалась затертой, герои разговаривали на нормальном тинейджерском языке (с матом и другими атрибутами), а в каждой 45-минутной серии раздавали такой лютый экшн, что хватило бы на двухчасовой фильм.

Конечно, обидно, что сериал не смогли красиво завершить, но смотреть первый сезон все равно нужно. Там очень круто и ярко показаны восьмидесятые в СССР, да и Припять воссоздали крайне достойно.

«Закон Каменных Джунглей» (2015)

Фото со съемок «Закона Каменных Джунглей»

ЗКД и «Чернобыль» похожи: молодые лица в кадре, живой язык и слабенький второй сезон. Это, впрочем, не оправдывает тех, кто по каким-то причинам до сих пор не ознакомился с хитовым тайтлом из середины 2010-х. Всего 16 эпизодов, редкая для российских сериалов динамика и крутейший набор персонажей. Последнее – чуть ли не фишка Куликова: у него, если проект удается, одинаково хороши как главные герои, так и ребята со второго плана.


Теперь главное: криминальная драма о подростках-преступниках не протухла до сих пор и выглядит ярко даже в 2022-м. И это – в стране, где об отчаянных и юных снимают с завидной регулярностью. В большинстве случаев, правда, бесталанно и по-взрослому.

«Полицейский с Рублевки» (2016)

Сергей Бурунов и Илья Куликов на съемках «Полицейского с Рублевки»

Да, банально, да, все и так знают про Гришу Измайлова, но Куликов показал себя мультижанровым королем. Человек годами писал ментовские лонгплеи, а затем взял и замутил детективную комедию, которая стала по-настоящему народной. Именно в «Полицейском» раскрылись Бурунов и Бортич – при всей попсовости и затертости эта франшиза гиперважна для вселенной российских сериалов.

Чувствовалось, что Куликов вложил весь талант в первые серии. Была конкретная задача сделать мегакассовый сериал, и Илья справился с ней – кажется, даже «Физрук» не был столь цитируемым и обожаемым.

Правда, потом наружу вылезла хроническая болезнь сценариста: проект с Рублевки сразу принес колоссальные деньги, а Куликов и жадные продюсеры начали выжимать из него максимум. Все закончилось бездарными фильмами, пустыми сезонами и даунгрейдом великого «Полицейского» в чудовищный спин-офф про молодого Яковлева.

«Мылодрама» (2019)

Фото со съемок «Мылодрамы»

Куликов, в отличие от большинства сценаристов из 2010-х, редко душнит, а академичности предпочитает дерзость и угар. «Мылодрама» с Сергеем Буруновым – лучшее доказательство. Это если не революция, то как минимум шаг в нужную сторону: где трэш может быть качественным, а шутки – придурковатыми, но не кринжовыми. Респект и телеканалу «Пятница!» – представить нечто подобное где-нибудь на СТС невозможно до сих пор.

«Мылодрама» – и это ее важнейшее свойство – изобретательна в собственной пошлости. Матерные выражения Бурунова внезапно хочется цитировать, Кота Кокоса не выкинуть из памяти, а «Кровавые ***** в яме» навсегда с нами. Если не вникать, та еще ахинея, но, присмотревшись, обнаруживаешь и яркую сатиру на унылый телик, и неповторимый стиль комедианта Куликова.

5 худших сериалов от Ильи Куликова. От «Регби» до «Взрыва»

Купил Ferrari и ушел на СТС. 5 странных фактов про Илью Куликова

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии