Максимум ностальгии по девяностым и нулевым.

Беззаботность – не самое популярное слово. Чаще всего ассоциируется с детством, когда после школы можно бросить портфель на пол и включить любимый мультсериал. Но если вам нужно абстрагироваться от бесконечного скроллинга ленты, камбэк в юные годы может стать действенным инструментом. Главное – не увлекаться. И, кажется, об этом задумались не только мы. В топах стримингов находится «Рик и Морти» – людям нужно качественно отвлечься.

Этот текст – гигантская подборка редких ностальгических мультов из прошлого. Речь про девяностые и нулевые, но здесь есть и шоу из ранних десятых. Никакой вечной классики типа «Эй, Арнольд!», «Лаборатории Декстера» или даже недооценённых «Чудес на виражах» от Disney. Только контент для ценителей, причём не только иронический.

Бешеный Джек Пират (1998)

В России авторский сериал Билла Коппа с канала Fox Kids показывали на Jetix, РЕН-ТВ и СТС. Достаточно, чтобы запомниться, но «Бешеный Джек Пират» так и не стал настоящей классикой. Наверное, потому что быстро и трагически закрылся.

Мульт рассказывает об ушлом пирате Джеке и его помощнике – корабельной крысе по имени Снак. Каждая серия строится на том, что Джек в погоне за баблом и славой не может здраво оценить свои силы и адски лажает. Редкий случай, когда главный герой мультсериала – моральный урод.

«Бешеный Джек Пират» балансирует между взрослым юмором и традиционными мультяшными гэгами. Современного зрителя может подбешивать схема с одинаковыми шаблонами эпизодов, но внутреннего разнообразия тут полно. «Джек» неплохо состарился.

Червяк Джим (1995)

Пародийную серию Earthworm Jim помнят как игровую легенду SEGA, но талантливый мульт почему-то забыли. Если думаете, что мода на стёб над супергероями – черта нынешней эпохи, когда всех достал Marvel, вы не правы. Джим – самоуверенный, но невероятно тупой персонаж, высмеивающий все клише супергероики: от пафосных реплик до идиотских злодеев.

Первая серия мультика начинается с закадрового голоса: объявляют, что Червяк Джим сражается с давним врагом Доктором Обезьяноголовом. Это чувак, у которого из головы растёт обезьяна. Если этот сетап не заставил вас срочно врубить мультсериал, со мной вам лучше не общаться.

А как насчёт принцессы Как-Её-Там, ломающей стереотип о «даме в беде», которую обязательно должен спасти герой? Тут такого полно. «Червяк Джим» выглядит и воспринимается так, будто его сняли в начале десятых, а не в середине девяностых. Уникальное ощущение. Важно и то, что создатели сохранили уровень абсурда из игр.


В финале сеговского «Джима» герой пытается поцеловать спасённую принцессу, но на него внезапно падает корова, которую он запустил в небо ещё на первом уровне. А во второй части оказывается, что все (без исключения) персонажи всё это время были коровами в костюмах. В мульте подобные приколы тоже на своих местах. И он заслуживает большего культа.

Тик-герой (1994)

Спасибо русским локализаторам за крайне нужное уточнение «герой» в мультсериале, который называется просто «Тик». Он работает так же, как и «Червяк Джим». У нас есть пафосный и глуповатый суперчел Тик и его более здравомыслящий сайдкик Артур. А идиотские преступники всё время пытаются захватить Город (так и называется: The City). Но если это одно и то же, зачем этот мульт в списке?

На самом деле разница есть. «Червяк Джим» вышел на волне популярности игр и наследовал весь их лор, а «Тик» был основан на пародийном комиксе. Всё это автоматически означает, что в случае с «Тиком» пародии касаются непосредственно комикс-культуры, а не общих стереотипов, показанных в «Джиме».

Пожалуй, в новой реальности супергеройского передоза «Тик» выглядит даже актуальнее, чем в момент выхода. Тогда он был контентом для американских гиков и тех, кто более-менее знаком с культурой комиксов. Непривыкший к такому российский зритель терял много тайных смыслов. Теперь можно пересмотреть и наверстать.

Люди в чёрном (1997)

У франшизы «Люди в чёрном» сложная судьба. Первый фильм был комедийным шедевром, второй позором, третий (внезапно) не таким уж плохим, а спин-офф «Люди в чёрном: Интернэшнл» необязательным фан-сервисом. Где-то между всеми этими картинами спрятался мультсериал. А ведь он гениален!

Мультверсия «Людей в чёрном» расширяет то, что мы видели в первой части фильма: совместную работу новичка Джея (Уилл Смит) и Кея (Томми Ли Джонс), но уже в рамках других историй. Анимация тут стилёвейшая: плавная и резкая одновременно. Рисовка не похожа ни на что, а басистый саундтрек запоминается навсегда. Как о таком забыть?

Более того, «Люди в чёрном» загоняют в ловушку опытных зрителей, обычно способных предсказать все сюжетные ходы. В первых сериях невозможно понять, как Джей и Кей разрешат проблему с очередным пришельцем. Потом, конечно, формируется шаблон: Джей всегда будет лажать из-за недостатка подготовки, а Кей всегда знает чуточку больше и хранит свои секреты. Но даже это меняется на протяжении сезонов. Моментами сериал намного остроумнее оригинала, так что тайтл абсолютно великий. Особенно если вам нравились «Люди в чёрном».

Кураж – трусливый пёс (1996)

Главный мультсериал про собаку и монстров – конечно, «Скуби-Ду!» А Скуби и Шэгги долгое время были чуть ли не единственными трусливыми героями в истории. Но там всё слишком по-детски и одинаково. Со злодеев снимают маску, а они говорят: «У меня бы всё получилось, если бы не эти чёртовы детишки. И эта собака!» Классика, но скукота.

«Кураж» – другое дело. Во-первых, монстры тут по-настоящему страшные: с отсылками к городской мифологии и культовым фильмам ужасов. Во-вторых, мульт не стесняется жестить, а часть сюжетов заканчивается совсем не хэппи-эндом. В-третьих, у сериала есть пробирающий финал.

Главное достоинство мульта «Кураж – трусливый пёс» – то, с какой любовью к жанру его сделал Джон Дилворт. Такого не было ни до, ни после. Из минусов можно отметить разве что критически неслушабельную русскую озвучку. Одноголоска с VHS-кассет справлялась намного лучше.

Настоящие охотники за привидениями (1986)

Не путать с более поздними «Экстремальными охотниками за привидениями», где из оригинального состава был только доктор Игон Спенглер. Версия, выходившая с 1986 по 1991 годы – полноценная мультадаптация оригинального фильма, созданная при участии его сценаристов – Дэна Экройда и Гарольда Рэмиса.

Что это значит? Здесь сохранили дух кино из 1980-х. Звучит даже культовый саундтрек Рэя Паркера – фанатам явно зашло. Другой важный признак: сериал продержался семь полных сезонов – намного дольше, чем любые анимационные версии известных фильмов.

Сегодня «Настоящие охотники за привидениями» смотрятся немного наивно – цинизм и ирония пришли в анимацию лишь в 1990-х. Но в каком-то смысле вся эта искренность идет на пользу – мульт всё-таки ориентировался не только на взрослую публику.

Уличные акулы (1994) и Мыши-рокеры с Марса (1993)

Объединим в один пункт сразу два тестостероновых мультсериала, созданных по принципу «Черепашек-ниндзя». Вот вам антропоморфные животные, злодеи и экшн – смотрите на здоровье! В 1980-х и 1990-х такого было много: «Громовые коты», «Экстремальные динозавры» и так далее. Ещё был человекоцентричный мультозамес – например, «Чак Норрис: Карате Коммандос», за скоростью сюжета которого невозможно уследить в сознательном возрасте.

Фишка «Уличных акул» в том, что они, простите, гораздо более зубастые, чем наивные «Черепашки-ниндзя». Хотя в остальном концепт абсолютно тот же – главный злодей превратил братьев-подростков в мутантов, а теперь они отвечают за уличную справедливость, как какой-нибудь Стивен Сигал. Рекомендуется тем, кто всегда хотел посмотреть что-то вроде вымышленных «Яйцелюбов» из межпространственного ТВ «Рика и Морти».

«Мыши-байкеры с Марса», ставшие для русского зрителя «Мышами-рокерами», более замысловатые. Тут история про покинутую планету и битву со злодеем, переместившуюся на Землю. Да, здесь тоже есть своя Эйприл О’Нил по имени Чарли, но сами Модо, Дроссель и Винни гораздо более индивидуальные персонажи, чем братья Болтон из «Уличных акул». В остальном всё то же тестостероновое месилово.

Люди-Икс: Эволюция (2003)

Нет, нет и ещё раз нет. Срочно прекратите петь: «Турутудудутуду». Мультсериал 1992 года – слишком мейнстримная тема. Да и знают о нём все, как и о других супергеройских легендах, вроде «Бэтмена» 1990 года и качественного «Человека-паука» из 1994-го. «Люди-Икс: Эволюция» – амбициозный, но не ставший культовым проект. Фанаты олдового мульта его даже ненавидели. А зря. Если дать «Эволюции» шанс, она удивит.

В отличие от старого мультсериала, здесь большая часть команды Профессора Ксавье – школьники. Есть исключения, вроде Шторм и Росомахи, но сюжет строится вокруг противостояния Иксмэнов и Братства Мутантов в школьных стенах: со шкафчиками, буллингом и злой директрисой в лице Мистик. И знаете, это круто.

Мульт 1992 года всё время бежал вперёд, пытаясь пересказать главные комиксные арки. А «Люди-Икс: Эволюция» даёт персонажам время на переживания, раскрытие характеров и решение бытовых вопросов. Получается гораздо более органично. Как только вы привыкаете, у сериала отлетает кукуха, а Китти Прайд, Джин Грэй и Роуг вдруг решают нарушить все запреты и стать костюмированными girl power мстительницами. 

Короче, если не показывать «Эволюцию» нудным комиксным гикам, ворчащим про канон и неканон, окажется, что в 2003 году вышла одна из самых вдумчивых и прописанных супергеройских историй. С характерной стилистикой и парой-тройкой действительно неожиданных ходов.

Тунсильвания (1998)

А вот действительно редкий и забытый контент. Настолько, что вам придётся сильно постараться, чтобы найти его в русской озвучке и хорошем качестве. Практически всё, что осталось от «Тунсильвании» – оцифровка с VHS, по которой идут характерные полосы. Но так даже атмосфернее. Ситуация тем удивительнее, что продюсером проекта был сам Стивен Спилберг.

Что это такое? Мультсериал-антология с разными персонажами, объединёнными общей готической эстетикой. Тут есть доктор Франкенштейн и его прислужник Игорь, не верящая в монстров вредная девочка и оптимистичное семейство зомби, пытающееся жить нормальной жизнью. И, конечно, сотни отсылок к классике жанра.

Шикарная находка для тех, кто любит Тима Бёртона, мультсериалы «Семейка Аддамс» и «Битлджус». «Тунсильвания», пожалуй, более грубая версия, больше похожая на мульт «Кураж – трусливый пёс». Но точно не менее запоминающаяся, если вам повезло её застать. Мультсериал забыт не только русским, но и западным зрителем – это штучный товар.

Настоящие монстры (1994)

Раз уж мы говорим о монстрах, нельзя не упомянуть великий заход в тему от Nickelodeon. Пока «Как говорит Джинджер» и «Эй, Арнольд!» становились хитами, о «Настоящих монстрах» лишь забывали. Хотя по сравнению с некоторыми пунктами, этот – чуть ли не известная всем классика жанра.

Мультик выполнен в характерной рисовке Nickelodeon, что сильно нравится одним и отталкивает других. Монстры питаются мусором и ходят в школу, где их учат единственной дисциплине – умению пугать людей. От этого зависит жизнь всего монструозного комьюнити. Где же мы видели что-то похожее? А, ну да, в гораздо более поздней «Корпорации Монстров» от Pixar!

Но ладно, не будем никого обвинять в плагиате. История Майка Вазовски и Салли не копирует основной сюжет «Настоящих монстров». Мультсериал Nickelodeon более неряшливый и странный, с кучей дурацких идей. Например, учитель Громбл – пародия на Тима Карри из фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора», а в качестве твёрдой валюты монстры тут используют состриженные человеческие ногти. Так что вы бы это, присмотрелись к своему ковру, ага.

Капитан Симиан и космические обезьяны (1996)

Переходим к фантастике. Обезьяны в космосе – обычнейшая вещь: среди того, что человечество успело туда запустить, присутствовали и они. Поэтому у группы Placebo есть песня Space Monkey, а одна из игровых рас в Starbound – космоприматы. «Капитан Симиан» – ещё одна вариация на тему, продлившаяся, к сожалению, всего один сезон.

Сюжет строится вокруг космического корабля с командой из разных приматов, попадающих в различные приключения. В духе «Светлячка», но без ковбоев. Рисовка состарилась не очень красиво, но как крепкий космический мультсериал «Капитан Симиан» вполне смотрелся.

Подойдёт тем, кто любит палповую фантастику и всё, что связано с космическими кораблями. Возможно, найдётся и часть аудитории, особо заинтересованная в обезьянах. Такие точно есть. А так «Капитан Симиан» неплохой и недооценённый, но точно не лучший в списке. Оставим его тут, отметив жанровость и занятный концепт.

Базз Лайтер из звёздной команды: Приключения начинаются (2000)

В 2022 году должен выйти полноценный анимационный фильм про Базза Лайтера из «Истории игрушек». Правда, там он в роли не коллекционной фигурки, а героя, вокруг которого строится мифология вымышленной игрушки. Но мало кто вспомнит, что такое уже было. В 2000 году вышел спин-офф про Базза и его космических друзей.

Как и «Капитан Симиан», это фантастические приключения на вымышленных планетах. Но со специфическим юмором, высмеивающим геройский пафос Базза. Мульт не стал успешным, но был далеко не самым плохим. Скажем, серия-хоррор про невидимку, пишущего на стене развёрнутое слово Alone, даже атмосферная.

Странно осознавать, что нам показывают историю дважды вымышленного персонажа, но в таком концепте есть некоторая уникальность. Фанатам «Истории игрушек» рекомендуется с особой настойчивостью.

Харви Бёрдмэн (2000)

Одна из самых странных вещей, сделанных Cartoon Network. История супергероя-адвоката и компании Sebben & Sebben. Вдумайтесь: мульт одновременно продолжение-ремейк «Бёрдмэна» 1967 года от Hanna-Barbera, спин-офф старой пародии «Космический призрак» и место встречи кучи классических мультгероев.

Тут появляются Друпи, Скуби-Ду, Медведь Йоги, Фред Флинстоун и ещё целая куча персонажей. А сам мультсериал больше про адвокатов и корпорации, чем про супергеройства. Звучит как полное безумие. Так и есть. «Харви Бёрдмэн» может показаться слишком абсурдным и неряшливым, но есть одна важная причина вспомнить о нём.

В 2021 году у мульта появилось продолжение под названием «Бёрдгёрл» – про Джуди Кен Себбен, дочь Харви и второстепенного персонажа оригинала. И он невероятно крутой. Странный? 100%. Слишком быстрый? Да. Но бесконечно современный и харизматичный. «Бёрдгёрл» можно смотреть и так, но «Харви Бёрдмэн» даст массу контекста и порадует тех, кто помнит мультики от Hanna-Barbera.

Рэдволл (1999)

Трёхсезонный канадско-европейский мультсериал по мотивам книг Брайана Джейкса. В нём антропоморфные животные (в основном грызуны) защищают средневековое аббатство от злых крыс. Звучит невинно, но на деле «Рэдволл» – кровавая история в духе серьёзных фэнтези. Он будет казаться детским на фоне «Игры престолов», но за напускной наивностью скрывается много драм.

Например, мало какой мультфильм, где сражаются на мечах, даёт зрителю реальное чувство импакта от удара. В «Рэдволле», если кого-то бьют, вы чувствуете, как это происходит. А персонажи, добрые и злые, трагически умирают, как бы доказывая: жизнь в средневековом сеттинге стоит дёшево.

Кстати, «Рэдволл» один из немногих европейских мультсериалов, чья рисовка прошла проверку временем. То, что в детстве выглядело красиво, осталось таковым на самом деле. Мы очень скоро узнаем, что так получается далеко не у всех мультов из прошлого.

Аргай (2000)

Французский мульт, где за один сезон успели рассказать большую законченную историю в куче сеттингов. Итак, сначала у нас есть некое Средневековье с антропоморфными животными (привет, «Рэдволл»), где местный принц Аргай случайно переносится в будущее. И когда мы говорим «будущее», то имеем в виду антиутопию с летающими машинами и победившим древним злом.

Российскому зрителю нулевых дали увидеть то, что ему так нравится: Аргай – типичный попаданец. Или не совсем типичный? Французы совместили в мульте эпическое фэнтези с научной фантастикой, детективом и расхитительством гробниц в стиле «Лары Крофт» и «Индианы Джонса». Получилось круто.

«Аргай» – та ситуация, когда русский дубляж сделал гениальную работу, но смотреть его в 2020-х сложно по одной печальной причине. Анимация. В статике она выглядит неплохо, но видно, что у студии были амбиции, а бюджета на картинку не хватило. Персонажей время от времени одолевает косоглазие, а часть сцен просто слабо нарисована. Стоит ли крепкая приключенческая история того, чтобы закрыть на это глаза? Решать вам, но все мы, современные зрители, успели стать ужасными снобами.

Соник (1993)

В США мультсериал известен как Sonic SatAM, потому что показывали его в субботу утром (Saturday AM). Важно: когда вы ищите мульт про синего ежа, сделанный в 1993 году, можно наткнуться на совсем другой сериал. Второй «Соник» – ужасная буффонада с тупыми злодеями, где Ёж просто носится и жрёт чилидоги. Почему? Не важно.

Но тот «Соник», о котором мы говорим сейчас, был шедевром и достойной адаптацией главного хита SEGA. Мир мультсериала – антиутопия, в которой победил злой Доктор Роботник (позже Эггмэн), а Соник, Тэйлз и другие выступают тут в роли повстанцев из «Звёздных войн». Неожиданно серьёзно, правда?

Мульт шикарно написан и не держит зрителей за идиотов. Он преподносил сложные сюжеты, не стеснялся показывать физические и моральные страдания персонажей, а в итоге был коварно убит собственной студией. В конце второго сезона «Соника» нам представляют нового злодея и клиффхэнгер на следующий сезон. А потом сериал просто отменили. Свинство! Но даже в урезанном виде «Соник» 1993-го был недооценённым хитом.

Гадкие американцы (2010)

Заметили, как резко мы прыгнули из мира девяностых и ранних нулевых сразу в десятые, минуя огромный период времени? Это не случайность. В заголовке конкретный вопрос: что смотреть, кроме «Рика и Морти»? А сам текст фокусируется на забытых мультсериалах. Что ж, помимо ностальгии по детству, есть один незаслуженно пропавший мульт, по иронии и абсурду сравнимый с «Саус Парком», «Риком и Морти» и другими. Это «Гадкие американцы».

Представьте себе Нью-Йорк, столкнувшийся с необычной проблемой мигрантов. Только вместо национальных меньшинств тут чудовища: зомби, вампиры, оборотни, болотные твари, демоны и так далее. Главный герой Марк Лили – самый типичный нормис. Обычно это минус, но здесь он так идеально контрастирует с окружением, что лучшего и представить нельзя.

Начальник Марка в департаменте интеграции чудовищ – демон, его девушка – полудемон, коллега – волшебник в шляпе со звёздами, а сосед по комнате Рэнделл стал зомби, что понравиться даме, которая в итоге его бросила. Абсолютно безумный сеттинг, не стесняющийся жести и опасных шуток. Ну, знаете, как «Рик и Морти», но малоизвестный и закрытый после второго сезона.

То, что «Гадкие американцы» не стали культовым мультсериалом – преступление. О нём должны знать. Взрослая анимация и издевательский семейный концепт «Сегодня я кое-что понял!» не соединялись так органично со времён «Саус Парка». А за серию про птицелюдей, получивших все свои знания от нью-йоркских таксистов, нужно дать все премии сразу. Если у вас закончились иронические мульты, ничего лучше вы уже не найдёте.

Чем закончились мультсериалы от Nickelodeon? Арнольд полюбил Хельгу, а «Ох уж эти детки» получили унылый ремейк

5 взрослых фактов о Черепашках-ниндзя. История Шреддера и вырезанная сцена с Микеланджело

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии