Дорогие картинки, которые нельзя потрогать руками.

Многие наверняка видели в интернете посты о том, что кто-то продал с виду обычную иллюстрацию под названием NFT за десятки тысяч долларов. Почему картинки часто стоят нереальных денег, в чем их основная ценность и идея? В конце концов, почему вдруг крупнейшие бренды бросились инвестировать в NFT огромные суммы? Давайте разбираться. 

Что такое NFT?

NFT (Non-fungible token) называют невзаимозаменяемые токены. Это означает, что вы не можете обменять их на что-то равной стоимости. Купюру в 10 долларов можно обменять на две купюры по 5 долларов. Один слиток золота можно обменять на другой слиток золота аналогичного размера. Такие вещи взаимозаменяемы. NFT же являются единственными в своем роде. Они — аналог цифрового сертификата, подтверждающего факт владения определенным электронным файлом. 

Такие файлы могут выглядеть как угодно. Вы будете смеяться, но первый твит Джека Дорси — основателя Twitter — оцифровали и продали за 2,9 млн долларов:

Нет, это не шутка. Тут можно посмотреть на историю продаж. Твит купил Сина Эстави — руководитель компании Bridge Oracle. Дорси в дальнейшем отправил полученные деньги на благотворительность.

Все еще не понимаете, зачем кому-то сдалась обычная запись в Твиттере 15-летней давности? Теперь это не просто твит, а уникальный цифровой объект, не имеющий аналогов. Запись сделана от основателя крупной компании. И именно это делает ее легендарной. Кроме того, такой NFT никто и никогда не сможет подделать. 

Донна Редел — преподаватель курсов по криптоинвестициям в Fordham University School of Law — объясняет: «Основная вещь, которую вы покупаете, — код, который проявляется в виде изображений. Это как картина Моны Лизы, но теперь это совершенно новый вид искусства». То есть такое произведение — единственное в своем роде, такого больше нет нигде. Коллекционеры не будут считать копии чем-то оригинальным.

Точно так же дело обстоит с NFT. Пикчи можно копировать и скачивать сколько угодно, но уникальными они не станут. Однако я считаю, что рядовым юзерам это вообще не важно. Людям интересно в первую очередь заработать деньги. Если коллекция выглядит как нечто абстрактное, но она раскрученная и популярная, на нее будут обращать внимание. 

Какие компании сейчас выпускают NFT и что предлагают?

NFT стали одним из самых необычных вариантов инвестирования. В результате на этот инструмент начали обращать внимание не только обычные инвесторы, но и крупные бренды. Последние создают собственные NFT. Среди них выделим:

  • Meta (Facebook) — команда Цукерберга пока только разрабатывает концепцию и планирует внедрить NFT в свои социальные сети;
  • Twitter — премиальные подписчики получили возможность поставить NFT-аватарки. На данный момент это могут сделать только владельцы смартфонов на iOS в Новой Зеландии, Австралии, США и Канаде.
  • Reddit — уже выпустили свою коллекцию токенов. Владельцы смогут устанавливать в качестве аватарок не только их, но и все остальные NFT, которые есть в наличии в кошельках.
  • В этом списке оказался даже сервис BongaCams — один из самых популярных эротических видеочатов с моделями. Компания выпустила 10 000 эксклюзивных NFT, каждое изображение уникально. Покупая токены, их владельцы смогут участвовать в различных закрытых опросах и голосованиях внутри закрытого сообщества. Кроме того, в качестве подарка каждый получит по одной NFT. 

Почему все эти компании тратят миллионы на покупку или разработку цифровых активов, к которым никто никогда не прикоснется физически и не почувствует? Один из экспертов блокчейн-компании Kozyak Tropin & Throckmorton объяснил происходящее так: «Это модно, весело, и это передовая технология, которая на самом деле может изменить то, как бренды ведут бизнес и взаимодействуют со своими потребителями. Потенциальное будущее NFT — увеличение принятия технологии». 

Другой специалист — инвестор венчурной фирмы Redpoint Ventures Лидия Хилтон — добавила, что компании в конечном итоге руководствуются потенциальным получением прибыли. NFT в этом случае — новый поток доходов и инструмент взаимодействия для брендов.

Владельцы корпораций давно поняли, что будущее стоит за цифровым миром. Всё больше людей проводит время в виртуальных мирах. Именно поэтому бренды видят преимущества инвестирования в метавселенные.

Как и где покупать?

Для начала вам понадобится криптокошелек (Trust Wallet и MetaMask считаются самыми популярными), совместимый с Ethereum, и какое-то количество ETH. Токены можно купить на таких биржах, как Binance или Coinbase.

Затем регистрируйтесь на популярных платформах OpenSea или SuperRare (тут есть список ТОП-20 площадок, на которых можно покупать и продавать цифровые картинки), проходите двухфакторную авторизацию и привязывайте к маркетплейсу кошелек. 

Дальше поищите коллекции NFT, которые больше всего понравятся. Они могут стоить как несколько центов, так и десятки тысяч долларов. Одни пикчи получится купить в пару кликов, за другими, особенно ценными, еще нужно побороться на аукционе. Помните, что за каждую транзакцию придется платить комиссию. После этого NFT будет на вашем кошельке.

Как выбирать и анализировать NFT коллекции

В NFT, как и в других сферах, хватает мошеннических проектов. Именно поэтому важно знать основные критерии оценки, чтобы не нарваться на так называемые «‎баблосборники». С этим нам поможет сервис для мониторинга Rarity.Tools. Здесь можно следить за выходом интересных коллекций и анализировать их редкость тех, которые уже вышли. 

Для этого зайдите в раздел «Upcoming»:

Тут находится список NFT, которые скоро будут выпущены. Чем больше параметров совпадет, тем лучше. Итак:

  • насколько качественно сделана картинка. Если с первого взгляда понятно, что компания вложилась в труд художников и анимацию, то у проекта есть все шансы выстрелить. Время всякой абстрактной непонятной дичи и пиксельных изображений уже подходит к концу. Да, нашумевшая коллекция CryptoPunks еще на хайпе, но это уже исключение из правил. Тот проект запустили еще в 2017 году. Картинки отдавали бесплатно, пользователи оплачивали только комиссию в 11 центов. Всё стало иначе после выхода этой статьи. Авторы указали, что пикчи потенциально «изменят представление о цифровом искусстве». В результате CryptoPunks стал одним из первых NFT-проектов. 
  • Оригинальность. Просто картинку ради картинки никто не купит. Поэтому в задумке проекта должна быть какая-то «фишка». Например, существуют пикчи президентов разных стран. 
  • Подробная дорожная карта, или Road Map. Разработчики должны рассказать, когда и как будет развиваться их проект. Если этого нет, или Road Map прописана коряво, то лучше обойти эту коллекцию стороной. Желательно, чтобы было написано, собирается ли компания выпускать что-то новое. Благодаря этому старые коллекции становятся дороже и их можно выгодно продать. 
  • Геймификация. В 2022 год ворвались проекты с концепцией Play to Earn, т.е. Играй и Зарабатывай. После покупки NFT-персонажи не просто лежат и покрываются пылью, а взаимодействуют друг с другом. Например, в карточных играх есть шанс выбить у противника оригинальную сильную карту. Или заполучить могучего робота, который будет громить соперников, из которых вполне могут выпасть редкие NFT. 
  • Оценка команды. Часто эти люди показывают свои фотографии, рассказывают о себе и дают ссылки на соцсети. Хорошо, когда команда привлекает к проекту звезд. Правда, работает это в основном на Западе. Российские инфлюенсеры уже не единожды были замечены в рекламе разного рода скама. Если же члены команды скрываются за пиксельными аватарами или же вообще отсутствуют, то сразу делайте выводы. 
  • Комьюнити. Чем больше подписок на Telegram и Discord чаты, а также Twitter, тем лучше. Притом нужно смотреть на активность. Если в чате состоит 20 000 человек, а в сети обычно 400-500, то это плохой знак – он говорит о накрученных ботах. Или же о том, что такой коллекцией попросту плохо интересуются, и вряд ли она взлетит. Обязательно смотрите на то, сколько сообщений пишут юзеры за день. Их в лучшем случае с десяток, когда проект мало кому нужен. 

Как получать NFT бесплатно?

Если же вы пока не готовы тратить деньги на покупку NFT, то можно попробовать заполучить их практически на халяву. Но нужно понимать, что шансы это сделать невысокие.

Один из таких способов — попасть в Whitelist. Так называют процесс получения адреса криптокошелька, предварительно одобренного для будущей бесплатной раздачи токенов. Обычно от юзера требуется зайти в специальную форму и выполнить простые задания. Например, зайти на сайт разработчиков, подписаться на каналы в Telegram, Discord, Medium или Twitter. 

Так как подписок много, обычно заводят отдельные аккаунты. Дроп длится до определенной даты, после чего разработчики рандомным образом выбирают победителей. Счастливчикам приходят NFT-токены на указанные кошельки. Подобные раздачи нужны для привлечения аудитории и выступают мощным маркетинговым инструментом. 

Найти интересный проект, где есть Whitelist, можно на уже знакомом вам Rarity.Tools. Другой вариант — подписаться на влиятельных лиц NFT на YouTube и Twitter, чтобы получать последние новости о том, что происходит в этой области.

Мир NFT постоянно развивается и меняется. Еще вчера на это смотрели с недоумением, а уже сегодня мировые бренды инвестируют в отрасль. Я участвовал в вайтлистах и из полусотни проектов прошел в четыре. В одном цена слегка снизилась, в двух других осталась прежней. Сразу продал и заработал 30 долларов. Правда, пришлось заплатить небольшую комиссию. 

В четвертой коллекции у меня пять NFT, но стоят они в прямом смысле копейки. Это как раз тот случай, когда изначально малоактивный чат в Discord красноречиво говорил о последующей невостребованности проекта. Сейчас я анализирую разные компании и планирую купить что-нибудь интересное. В будущем расскажу, потерял ли все деньги или наоборот приумножил. 

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии