Героям боевиков больше нет места, но причин гораздо больше.

Об антипремии «Золотая малина» говорят каждый год – правда, гораздо тише, чем о надоевших «Оскарах». Суть до тупости проста: здесь актёров и режиссёров награждают не за лучшие, а за самые позорные работы в году. В портфолио Сильвестра Сталлоне или Адама Сэндлера, например, так много помойных фильмов, что эти ребята – настоящие легенды премии. Но на «Золотой малине» 2022 года главным ньюсмейкером стал Брюс Уиллис.

Казалось бы, чувак – герой 80-х и 90-х, а какое-нибудь «Шестое чувство» многие считают классикой Голливуда. Но создатели «Малины» ввели отдельную номинацию – «Худшая игра Брюса Уиллиса в 2021 году». Стёб и над тем, что Брюс за год снимается в куче трэша, и над тем, в какой ад скатилась карьера бывшей суперзвезды. Но как он дошёл до такой жизни?


Трагедия в том, что Уиллис – хороший актёр

В России, где с творчеством Брюса знакомились в эпоху VHS-пиратства, Уиллиса ставят в один ряд со Стивеном Сигалом, Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Чаком Норрисом и блистательным Марком Дакаскосом. Короче, с героями мужицких боевиков, воспитавших вкус Александра Невского.

Сравнение понятно: Брюс Уиллис – тоже звезда боевиков. Но, в отличие от всех, кого мы назвали выше, он действительно талантливый актёр. А «Крепкий орешек» не похож на фильмы, где Стивен Сигал избивает сотни тупых ботов. Там великий сценарий, а Джон Макклейн геройствует вынужденно. Он делает всё, чтобы действовать пришлось не ему, а кому-то другому. 

Праймовый Брюс Уиллис выдавал сложные эмоции в «Детективном агентстве «Лунный свет», «Криминальном чтиве», «Армагеддоне», «Шестом чувстве» и «Неуязвимом». А в вечного бывалого копа он превратился уже в середине нулевых, когда, по сути, потерял карьеру и статус.


В этом-то и вся проблема. Легко понять, почему тот же Стивен Сигал больше не в игре. Это толстый тип с хвостиком, который в кадре не умеет ничего, кроме драки. Никто, кроме фанатов боевиков на VHS, не считал его голливудским топом. А Шварц и Сталлоне точно проигрывают Уиллису в харизме и актёрском диапазоне. Но наблюдать за становлением нынешнего Брюса действительно грустно. 

У Брюса Уиллиса чудовищный характер

Историй об этом так много, что их невозможно собрать в одном месте. После успеха первого «Крепкого орешка» кукуха мистера Уиллиса улетела в тёплые края и так и не вернулась. Он почувствовал себя суперзвездой, которая вправе не только требовать исполнения жирного райдера, но и самостоятельно редактировать роли.

Скажем, в провальном «Гудзонском ястребе» Брюс так сильно перехватывал инициативу у режиссёра, что из сценария выкинули гигантское количество важных сцен. Да и ещё тех, где были задействованы дорогостоящие декорации. И таких случаев было полно. Если режиссёры не хотели уступать Уиллису, он начинал орать, подрывать съёмки и шантажировал студию тем, что продюсеры вот-вот лишатся главной звезды.


О скандалах с Уиллисом подробно рассказывал Кевин Смит в своих полустендаперских сессиях с вопросами и ответами. В 2010 году Смит режиссировал фильм, который подлейший русский прокатчик перевёл как «Двойной КОПец». Банальная история о копах-напарниках, но из неё мог выйти приятный боевичок на вечерок. Если бы в дело не вмешался старина Брюс.

Первым делом он начал вырывать из сценария страницы, мотивируя это тем, что лучше знает, какие детали оставлять, а какие нет. А когда режиссёр просил сказать фразу и дать эмоцию, не совпадающую с идеями Уиллиса, Брюс дубль за дублем притворялся глухим, в точности повторяя перформанс до правок. 

Тот же Кевин Смит рассказал, что, когда снимался вместе с Брюсом в четвёртой части «Крепкого Орешка», Уиллис регулярно ругался со студией и звонил им с вопросом: «Кто у вас следующий кандидат на роль Джона Макклейна?» Ну чисто гений.

Почти все, кому повезло провалиться в прокате с Брюсом Уиллисом, докидывали к историям Смита ещё пачку похожих баек. Но лучшая история произошла на съёмках невышедшего фильма «Бродвейская драка». Вы спросите: «Почему он не вышел?» Потому что Брюс был не только актёром, но и продюсером. Сначала он уволил одного режиссёра, потом второго, а после разогнал всю бригаду и сказал, что не будет сниматься. 

В результате Уиллис задолжал студии Disney двадцать миллионов долларов. Их пришлось отдавать натурой: по контракту Брюс был вынужден сыграть в трёх следующих фильмах за небольшие гонорары и без права размахивать своим эго на съёмочной площадке. Первые два, «Армагеддон» и «Шестое чувство», стали хитами проката. Возможно, как раз потому, что Брюс Уиллис там был простым исполнителем, а не властным шантажистом. Лучший способ снять с ним фильм – связать Брюса каким-нибудь рабским контрактом.

Пока Уиллис был в прайме, его шизоидные выходки терпели. Но как только провальных проектов стало сильно больше, чем удачных, в Голливуде поняли, что лучше избегать сотрудничества с Брюсом. Особенно если речь идёт о крупных инвестициях. Зачем рисковать ими, если есть другие популярные актёры с более профессиональным отношением к делу?

Типаж героя боевиков ушёл в прошлое – Уиллис больше не нужен

В фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» поднимается интересная тема. Герой Ди Каприо там – стареющий актёр из вестернов, который привык быть звездой, но столкнулся с тем, что его жанр умер. Такое действительно происходило в кино 60-х. И многим звёздам жанра пришлось, например, лететь в Италию и сниматься в спагетти-вестернах – в Штатах их считали отработанным материалом.

Когда эпоха спагетти-вестернов закончилась, эти люди просто пропали. Перезапустить карьеру смогли единицы – например, Клинт Иствуд, ставший серьёзным режиссёром. Похожие процессы убили жанр классических боевиков из 90-х.

И если условные Шварценеггер и Сталлоне к моменту смерти мужского экшна заработали достаточный статус, чтобы по-прежнему находить работу (пусть и не на первом плане), многие легенды стёрлись из памяти. Кто сейчас помнит о существовании Майкла Дудикоффа? Явно никто. А ведь культовый был чувак – звезда фильмов «Американский ниндзя», «Американский ниндзя-2» и «Американский ниндзя-4». Кто знает, что происходило в третьей части. 

Брюс держался долго. Он был суперзвездой и сильным актёром, пусть и зависшим в жанровых блокбастерах. Но всё закончилось, когда эпоха ушла, а характер остался. Уиллис считал себя слишком крутым, чтобы меняться, а суровые копы-одиночки и запрыгивающие на самолёт убермужики всем надоели. 

Нет лучше примера, чем фильм 2020 года «Беги, прячься, бей». Его мало кто смотрел, но это практически прямой сценарный ремейк «Крепкого орешка». А если нет, то хороший оммаж на классику с Брюсом. Правда, вместо брутального Макклейна тут 17-летняя дочь военного, в школе которой произошёл захват заложников. Прятаться и вынужденно спасать всех приходится именно ей.

Даже в современном боевике по классической схеме уже нет места вредному бумеру Уиллису. Вместо него центральные роли получают сильные женские персонажи, а сам фильм комментирует проблемы школьного шутинга и американской политики внутренней безопасности, в том числе право на ношение оружие. Те же приёмы, но другой ракурс. Казалось бы, Брюсу нужно срочно переизобретать себя, но он нашёл парадоксальную лазейку.

Поздний Уиллис выбрал лень и быстрые деньги

Если обратить внимание на тех, кто снимает провальные фильмы, за которые Уиллиса номинируют на «Золотую малину», окажется, что с Брюсом почти всегда работает одна и та же компания – Emmet/Furla Oasis. Её глава Рэндалл Эммет придумал, как зарабатывать деньги на кино, не парясь о качестве.

Схема очень простая. Берётся известное имя – например, Брюс Уиллис. Его герой выносится на обложку, как будто кто-то снял лысого психопата в мощном боевике, как в старые времена. Статус Брюса позволяет продать фильм отсталым странам ещё на стадии производства, хотя по факту на EFO работают самые дешёвые сценаристы, а съёмки идут в странах с большим налоговым вычетом для киношников.

Но это было бы не так круто, если бы не основная деталь. Заявленный главной звездой Брюс Уиллис на деле приходит всего на пару съёмочных дней и оказывается героем второго плана. А денег как раз хватает, чтобы оплатить ему эти жалкие кусочки работы. В итоге зрители разочарованы, но касса есть. Эммет к тому же легко находит ушлых инвесторов. Красота!

Позиция ушлого продюсера понятна, но в чём выгода для Брюса Уиллиса? Судя по всему, актёра уже давно интересуют только деньги. Были слухи, что Уиллис влез в большие долги, но у них нет серьёзных пруфов. Гораздо важнее то, что ему не нужно стараться. Брюс нашёл оазис халтурщика – неиссякаемые предложения, жирные чеки и возможность сниматься хоть где-то, пока агенту не принесут какой-нибудь большой проект. А если не принесут, можно дать лицензию на дипфейк для рекламы с Азаматом Мусагалиевым.

Вредит ли это репутации? Безусловно. Но мы говорим про Брюса Уиллиса – человека, который и в лучшие годы не стеснялся скандалить с большими людьми Голливуда. А провальные фильмы за семь копеек увидит меньше глаз, чем гигантское крушение дорогущего кино, вроде «Гудзонского ястреба» или Broadway Brawler. Получится выбить топовую роль снова? Хорошо. Не получится? Ну, у Брюса хотя бы есть стабильный заработок без напрягов.

Но даже в те редкие моменты, когда Уиллису дают шансы, он не старается. Вспомните, как здорово он смотрелся в «Неуязвимом» и как лениво отыграл того же героя в «Стекле» М. Найта Шьямалана. Может быть, поэтому ему и дали так мало экранного времени. Чтобы не растягивать позор.

Отдельная номинация на «Золотой малине» – не просто заслуженный стёб. Это, возможно, один из важнейший шагов в истории антипремии. Хотя бы потому, что авторы идеи привлекли внимание к тому кошмару, в который превратилась карьера Брюса Уиллиса. Так об этом узнают те, кто не видел «Полночь на злаковом поле», «Дожить до утра» и другие малобюджетные ловушки с Уиллисом на обложке.

Старину Брюса даже можно понять. Он поругался со всеми, с кем только мог. А ждать камбэка, когда тебе уже 66 лет – странное мероприятие. Вот он и делает то, что может: наглядно показывает, что бывает с теми, кто не ушёл на пике. Когда-нибудь об этой расплате за упрямство тоже снимут фильм. А пока все мы лишь продолжим избегать свежих релизов Брюса Уиллиса.


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Данил Тармасинов
16 Май '22
Пчелу в «Бригаде» могла сыграть другая звезда русских сериалов. Актер выбрал Египет вместо съемок
Павел Майков честно выиграл конкуренцию на пробах.
Виталий Халюков
06 Май '22
Игорь Вдовин был первым солистом «Ленинграда», пока не начал петь Шнур. Куда пропал Игорь?
Знали такого персонажа?
Виталий Халюков
08 Апр '22
Покемоны, игровые журналы и легендарные игрушки. 10 топовых коллекций из девяностых и нулевых
Достаём пыльную гордость с дальней полки.
Виталий Халюков
05 Апр '22
Джим Керри дико переоценен. За что его любят, ненавидят и считают психом?
Провожаем переоценённого, но всё равно любимого актёра.
Виталий Халюков
20 Мар '22
PlayStation и Xbox не купить. 8 ретро-консолей, которые заменят гигантов
Стоит ли брать олдовые клоны?
Виталий Халюков
19 Мар '22
SEGA Mega Drive – главная консоль 1990-х. За что ее так обожали и почему Соник круче Марио
Вспоминаем классику, забываем новьё.
Комментарии