Героям боевиков больше нет места, но причин гораздо больше.

Об антипремии «Золотая малина» говорят каждый год – правда, гораздо тише, чем о надоевших «Оскарах». Суть до тупости проста: здесь актёров и режиссёров награждают не за лучшие, а за самые позорные работы в году. В портфолио Сильвестра Сталлоне или Адама Сэндлера, например, так много помойных фильмов, что эти ребята – настоящие легенды премии. Но на «Золотой малине» 2022 года главным ньюсмейкером стал Брюс Уиллис.

Казалось бы, чувак – герой 80-х и 90-х, а какое-нибудь «Шестое чувство» многие считают классикой Голливуда. Но создатели «Малины» ввели отдельную номинацию – «Худшая игра Брюса Уиллиса в 2021 году». Стёб и над тем, что Брюс за год снимается в куче трэша, и над тем, в какой ад скатилась карьера бывшей суперзвезды. Но как он дошёл до такой жизни?

Трагедия в том, что Уиллис – хороший актёр

В России, где с творчеством Брюса знакомились в эпоху VHS-пиратства, Уиллиса ставят в один ряд со Стивеном Сигалом, Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Чаком Норрисом и блистательным Марком Дакаскосом. Короче, с героями мужицких боевиков, воспитавших вкус Александра Невского.

Сравнение понятно: Брюс Уиллис – тоже звезда боевиков. Но, в отличие от всех, кого мы назвали выше, он действительно талантливый актёр. А «Крепкий орешек» не похож на фильмы, где Стивен Сигал избивает сотни тупых ботов. Там великий сценарий, а Джон Макклейн геройствует вынужденно. Он делает всё, чтобы действовать пришлось не ему, а кому-то другому. 

Праймовый Брюс Уиллис выдавал сложные эмоции в «Детективном агентстве «Лунный свет», «Криминальном чтиве», «Армагеддоне», «Шестом чувстве» и «Неуязвимом». А в вечного бывалого копа он превратился уже в середине нулевых, когда, по сути, потерял карьеру и статус.

В этом-то и вся проблема. Легко понять, почему тот же Стивен Сигал больше не в игре. Это толстый тип с хвостиком, который в кадре не умеет ничего, кроме драки. Никто, кроме фанатов боевиков на VHS, не считал его голливудским топом. А Шварц и Сталлоне точно проигрывают Уиллису в харизме и актёрском диапазоне. Но наблюдать за становлением нынешнего Брюса действительно грустно. 

У Брюса Уиллиса чудовищный характер

Историй об этом так много, что их невозможно собрать в одном месте. После успеха первого «Крепкого орешка» кукуха мистера Уиллиса улетела в тёплые края и так и не вернулась. Он почувствовал себя суперзвездой, которая вправе не только требовать исполнения жирного райдера, но и самостоятельно редактировать роли.

Скажем, в провальном «Гудзонском ястребе» Брюс так сильно перехватывал инициативу у режиссёра, что из сценария выкинули гигантское количество важных сцен. Да и ещё тех, где были задействованы дорогостоящие декорации. И таких случаев было полно. Если режиссёры не хотели уступать Уиллису, он начинал орать, подрывать съёмки и шантажировал студию тем, что продюсеры вот-вот лишатся главной звезды.


О скандалах с Уиллисом подробно рассказывал Кевин Смит в своих полустендаперских сессиях с вопросами и ответами. В 2010 году Смит режиссировал фильм, который подлейший русский прокатчик перевёл как «Двойной КОПец». Банальная история о копах-напарниках, но из неё мог выйти приятный боевичок на вечерок. Если бы в дело не вмешался старина Брюс.

Первым делом он начал вырывать из сценария страницы, мотивируя это тем, что лучше знает, какие детали оставлять, а какие нет. А когда режиссёр просил сказать фразу и дать эмоцию, не совпадающую с идеями Уиллиса, Брюс дубль за дублем притворялся глухим, в точности повторяя перформанс до правок. 

Тот же Кевин Смит рассказал, что, когда снимался вместе с Брюсом в четвёртой части «Крепкого Орешка», Уиллис регулярно ругался со студией и звонил им с вопросом: «Кто у вас следующий кандидат на роль Джона Макклейна?» Ну чисто гений.

Почти все, кому повезло провалиться в прокате с Брюсом Уиллисом, докидывали к историям Смита ещё пачку похожих баек. Но лучшая история произошла на съёмках невышедшего фильма «Бродвейская драка». Вы спросите: «Почему он не вышел?» Потому что Брюс был не только актёром, но и продюсером. Сначала он уволил одного режиссёра, потом второго, а после разогнал всю бригаду и сказал, что не будет сниматься. 

В результате Уиллис задолжал студии Disney двадцать миллионов долларов. Их пришлось отдавать натурой: по контракту Брюс был вынужден сыграть в трёх следующих фильмах за небольшие гонорары и без права размахивать своим эго на съёмочной площадке. Первые два, «Армагеддон» и «Шестое чувство», стали хитами проката. Возможно, как раз потому, что Брюс Уиллис там был простым исполнителем, а не властным шантажистом. Лучший способ снять с ним фильм – связать Брюса каким-нибудь рабским контрактом.

Пока Уиллис был в прайме, его шизоидные выходки терпели. Но как только провальных проектов стало сильно больше, чем удачных, в Голливуде поняли, что лучше избегать сотрудничества с Брюсом. Особенно если речь идёт о крупных инвестициях. Зачем рисковать ими, если есть другие популярные актёры с более профессиональным отношением к делу?

Типаж героя боевиков ушёл в прошлое – Уиллис больше не нужен

В фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» поднимается интересная тема. Герой Ди Каприо там – стареющий актёр из вестернов, который привык быть звездой, но столкнулся с тем, что его жанр умер. Такое действительно происходило в кино 60-х. И многим звёздам жанра пришлось, например, лететь в Италию и сниматься в спагетти-вестернах – в Штатах их считали отработанным материалом.

Когда эпоха спагетти-вестернов закончилась, эти люди просто пропали. Перезапустить карьеру смогли единицы – например, Клинт Иствуд, ставший серьёзным режиссёром. Похожие процессы убили жанр классических боевиков из 90-х.

И если условные Шварценеггер и Сталлоне к моменту смерти мужского экшна заработали достаточный статус, чтобы по-прежнему находить работу (пусть и не на первом плане), многие легенды стёрлись из памяти. Кто сейчас помнит о существовании Майкла Дудикоффа? Явно никто. А ведь культовый был чувак – звезда фильмов «Американский ниндзя», «Американский ниндзя-2» и «Американский ниндзя-4». Кто знает, что происходило в третьей части. 

Брюс держался долго. Он был суперзвездой и сильным актёром, пусть и зависшим в жанровых блокбастерах. Но всё закончилось, когда эпоха ушла, а характер остался. Уиллис считал себя слишком крутым, чтобы меняться, а суровые копы-одиночки и запрыгивающие на самолёт убермужики всем надоели. 

Нет лучше примера, чем фильм 2020 года «Беги, прячься, бей». Его мало кто смотрел, но это практически прямой сценарный ремейк «Крепкого орешка». А если нет, то хороший оммаж на классику с Брюсом. Правда, вместо брутального Макклейна тут 17-летняя дочь военного, в школе которой произошёл захват заложников. Прятаться и вынужденно спасать всех приходится именно ей.

Даже в современном боевике по классической схеме уже нет места вредному бумеру Уиллису. Вместо него центральные роли получают сильные женские персонажи, а сам фильм комментирует проблемы школьного шутинга и американской политики внутренней безопасности, в том числе право на ношение оружие. Те же приёмы, но другой ракурс. Казалось бы, Брюсу нужно срочно переизобретать себя, но он нашёл парадоксальную лазейку.

Поздний Уиллис выбрал лень и быстрые деньги

Если обратить внимание на тех, кто снимает провальные фильмы, за которые Уиллиса номинируют на «Золотую малину», окажется, что с Брюсом почти всегда работает одна и та же компания – Emmet/Furla Oasis. Её глава Рэндалл Эммет придумал, как зарабатывать деньги на кино, не парясь о качестве.

Схема очень простая. Берётся известное имя – например, Брюс Уиллис. Его герой выносится на обложку, как будто кто-то снял лысого психопата в мощном боевике, как в старые времена. Статус Брюса позволяет продать фильм отсталым странам ещё на стадии производства, хотя по факту на EFO работают самые дешёвые сценаристы, а съёмки идут в странах с большим налоговым вычетом для киношников.

Но это было бы не так круто, если бы не основная деталь. Заявленный главной звездой Брюс Уиллис на деле приходит всего на пару съёмочных дней и оказывается героем второго плана. А денег как раз хватает, чтобы оплатить ему эти жалкие кусочки работы. В итоге зрители разочарованы, но касса есть. Эммет к тому же легко находит ушлых инвесторов. Красота!

Позиция ушлого продюсера понятна, но в чём выгода для Брюса Уиллиса? Судя по всему, актёра уже давно интересуют только деньги. Были слухи, что Уиллис влез в большие долги, но у них нет серьёзных пруфов. Гораздо важнее то, что ему не нужно стараться. Брюс нашёл оазис халтурщика – неиссякаемые предложения, жирные чеки и возможность сниматься хоть где-то, пока агенту не принесут какой-нибудь большой проект. А если не принесут, можно дать лицензию на дипфейк для рекламы с Азаматом Мусагалиевым.

Вредит ли это репутации? Безусловно. Но мы говорим про Брюса Уиллиса – человека, который и в лучшие годы не стеснялся скандалить с большими людьми Голливуда. А провальные фильмы за семь копеек увидит меньше глаз, чем гигантское крушение дорогущего кино, вроде «Гудзонского ястреба» или Broadway Brawler. Получится выбить топовую роль снова? Хорошо. Не получится? Ну, у Брюса хотя бы есть стабильный заработок без напрягов.

Но даже в те редкие моменты, когда Уиллису дают шансы, он не старается. Вспомните, как здорово он смотрелся в «Неуязвимом» и как лениво отыграл того же героя в «Стекле» М. Найта Шьямалана. Может быть, поэтому ему и дали так мало экранного времени. Чтобы не растягивать позор.

Отдельная номинация на «Золотой малине» – не просто заслуженный стёб. Это, возможно, один из важнейший шагов в истории антипремии. Хотя бы потому, что авторы идеи привлекли внимание к тому кошмару, в который превратилась карьера Брюса Уиллиса. Так об этом узнают те, кто не видел «Полночь на злаковом поле», «Дожить до утра» и другие малобюджетные ловушки с Уиллисом на обложке.

Старину Брюса даже можно понять. Он поругался со всеми, с кем только мог. А ждать камбэка, когда тебе уже 66 лет – странное мероприятие. Вот он и делает то, что может: наглядно показывает, что бывает с теми, кто не ушёл на пике. Когда-нибудь об этой расплате за упрямство тоже снимут фильм. А пока все мы лишь продолжим избегать свежих релизов Брюса Уиллиса.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии