Паркер всегда будет уделывать остальных.

Сумасшедший успех фильма «Человек-паук: Нет пути домой» уже невозможно отрицать. Третий заход Тома Холланда с камбэками Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда стал самым кассовым фильмом пандемийной эпохи и обошёл две части «Мстителей». 1,6 миллиарда долларов в мировом прокате – чудовищные цифры. И они не финальные. На момент написания текста «Нет пути домой» ещё показывают в кинотеатрах.

Подобный успех всегда сопровождал Человека-паука. Первый фильм с Тоби Магуайром принёс 821 миллион – безумие для 2002 года. Похоже, Питер Паркер – действительно особенный супергерой. Самый популярный в истории комиксов Marvel и регулярно рвущий кинопрокат. Пришло время разобраться, как паучья франшиза вышла в топ и почему она останется в нём навсегда.

С Человеком-пауком легко ассоциироваться

Пожалуй, это главная причина, почему странная идея Стэна Ли и художника Стива Дитко взорвала мир комиксов ещё в 1962 году. Смелые идеи Marvel в то время жёстко контрастировали с консервативными комиксами DC.

Первый выстрел сделала «Фантастическая четвёрка». Команда отличалась от «Лиги справедливости» конкурентов и напоминала скорее дисфункциональную семью. На выяснения отношений уходило не меньше комиксных панелек, чем на битвы со злодеями. DC эта идея казалась странной, но продажи Marvel доказали: в супергероике не хватало личных мотивов.

Как бы ни была крута «Фантастическая четвёрка», до совершенства концепцию довёл именно «Человек-паук». Питер Паркер – обычный забитый нёрд, которому тяжело знакомиться с девушками. Он не миллиардер, как Брюс Уэйн или Тони Старк, а простой паренёк из Квинса с социальными и школьными проблемами.

Сложно выразить, насколько сильно этот подход контрастирует с героями-богами, вроде Тора. Но концепция сработала не только из-за контрастов. Паук не просто сражается с ряжеными психами, а решает кучу бытовых проблем, с которыми в том или ином виде сталкиваются все. И в какой-то мере они намного сложнее, чем битвы со злодеями.

Вряд ли кто-то из читателей комиксов и зрителей фильмов бывал в роли эксцентричного богача, скандинавского бога и героя войны. Или нёс в себе вторую личность огромного зелёного монстра. А застенчивыми школьцами с траблами в отношениях были многие.

Круто и то, что базовый концепт Паука завязан на парадоксальности. В легендарном мультсериале 1994 года Паркер был гораздо менее задротистым. Он и без костюма мог бы стать успешным человеком – например, построить карьеру учёного. А терять должности, опаздывать на свидания и подводить близких его заставляет именно паучья личность. Главная слабость Паука – всё, что связано с Питером Паркером. Главная слабость Паркера – всё, что связано с Пауком. Гигантское пространство для авторов.


Паук – первый герой-подросток

Несмотря на то, что комиксы раньше были менее взрослыми, супергеройствовать позволялось только совершеннолетним дядькам и тётькам. А герои-подростки появлялись разве что в роли оруженосцев на подсосе. Обратимся за примерами к вселенной DC, где с этим всегда было очень плохо.

Робин – молодой подопечный Бэтмена, Кид Флэш – будущий настоящий Флэш, Аквалэд – сайдкик Аквамэна. И так далее. Авторы будто говорили аудитории: «Вы читайте, детишки, но не забывайте, что это занятие для взрослых. Супергерои – не такие, как вы!»

И тут появляется Человек-паук – подросток, которого буллят в школе. Но он же без всяких скидок и старших напарников побеждает мощных суперзлодеев. Паркер практически никогда не опирался на помощь со стороны, а все попытки запихнуть его в какую-нибудь команду, как правило, получались жалкими.

Зато территория Паука часто становилась пространством для маленьких кроссоверов. То Доктор Дум попадался на пути, из-за чего нужно было сотрудничать с Фантастической четвёркой, то Тони Старк жёстко огребал от Мистерио, хотя в сольных комиксах решал мировые проблемы. 

Что всё это означает? Во-первых, легко заметить простую мораль: подростки – не второй сорт. Во-вторых, целевой аудитории комиксов дали возможность ещё сильнее сблизиться с героем. Учитывая все приземлённые проблемы из прошлого пункта, получалось замечательно. Поэтому даже древние мультсериалы про Человека-паука были хитами, а заходы про условного Халка запомнили единицы. 

Человек-паук собрал вокруг себя лучших злодеев Marvel

Поэтому многим так зашёл «Нет пути домой». Зелёный Гоблин и Доктор Осьминог – слишком крутые, чтобы оставлять их в прошлом. Хотя со злодеями был полный порядок и у самого Холланда: Стервятник и (в меньшей степени) Мистерио сыграли на культовом статусе из комиксов и мультов. А уж как все ждут, когда в киновселенной Marvel появится нормальный Веном!

Теперь попробуйте вспомнить хотя бы одного шикарного врага Железного Человека. Даю одну минуту. Ну как, получается? Тони Старк в исполнении Дауни-младшего был самым популярным персонажем киновселенной, но лучшее, что ему подкинули – клюквенный Микки Рурк и фейковый Мандарин. 

Спишем это на статистическую аномалию. Может, с Халком получится? Он сражался с такими титанами жанра, как Красный Халк, Маэстро (не Понасенков), Лидер и Мерзость. Если вы не фанат комиксов, то вряд ли знаете этих бистов. 

У Капитана Америки есть Красный Череп, но это комиксное оправдание, чтобы не использовать в качестве антагониста Гитлера. А остальных врагов нет смысла перечислять. Никто из них не достоин даже чистить щупальца Октавиусу. Но почему?

Всё просто. У Marvel всегда получались герои, а злодеи – территория DC. Но Человек-паук стал исключением из правил. Всё потому, что почти все важные враги Паука – не просто психи в смешных костюмах, а люди из жизни Питера Паркера.

Ставший Ящером Курт Коннорс – работодатель, Зелёный Гоблин – отец лучшего друга Гарри Осборна, Доктор Осьминог – бывший наставник, а Эдди Брок до появления Венома был давним соперником Питера Паркера в издании Daily Bugle. Создатели фильмов с Тоби Магуайром пошли дальше: даже Песочного Человека неканонично сделали убийцей дяди Бена. 

Любое событие, происходившее с Пауком, почти всегда имело личное значение для Питера Паркера. И если у коллег-героев таких врагов обычно один-два, Человек-паук чуть ли не каждую неделю встречался с опасными флэшбеками из прошлого. Всё это намного круче с точки зрения сценарного потенциала, чем просто злой чувак, решивший в этот конкретный вторник захватить мир. 

У Паркера всегда была отличная драма

По этой части у него один конкурент – Брюс Уэйн, но это уже другое издательство. Хотя, если вы присмотритесь к Бэтмену, то найдёте у них с Пауком массу общего. Одиночка, сирота, слабо вписывается в компанию к богоподобным персонажам, но решает многие вопросы с помощью интеллекта. Сборы у сольников Бэтса тоже были в полном порядке, если не считать ужаснейшую эру режиссёра Джоэля Шумахера. 

Паук – не только понятный, но ещё и глубоко травмированный супергерой, чью судьбу предопределило убийство дяди Бена. И да, другие персонажи так и не получили в личное пользование волчью цитату на века в духе: «С большой силой приходит большая ответственность». Вроде простенько, а перебить никто так и не смог.

Смерть дяди Бена – не просто каноничный ориджин Паука, но и тема, к которой Питер Паркер не раз возвращался. В случае с Холландом её переиграли в пользу тёти Мэй, но это не так уж это изменило положение. Паркер – всё ещё герой, которым движет чувство вины и конкретный девиз. А если вспомнить про смерть Гвен Стейси, вину перед Гарри Осборном, Эдди Броком и всеми, кому он не смог помочь, получится коктейль из тёмных мотиваций, то и дело возникающих в кино. 

С точки зрения сценария, Питер Паркер всегда был лучшей работой Стэна Ли. Как будто Человека-паука сложнее испортить, чем других персонажей. Уже из-за того, что в его основе и так валяется куча великолепных сюжетных линий.

Паук просто очень зрелищный

Посмотрим на Человека-паука с механической точки зрения. Что он умеет? Старина Спайди круто кувыркается и показывает акробатические приёмы. Ещё он ползает по стенам. И летает по городу на паутине. Если не считать какие-нибудь дополнительные способности, остаётся три интересных режима, из которых легчайше выстраиваются красивые экшн-сцены.

В качестве примера подойдёт что угодно: любая из трёх киноверсий, мультики и особенно игры. Даже те, кто критиковал паучьи видеоигры для PlayStation, всё равно отмечали, что полёты на паутине – чистый кайф. А сколько детей мечтало так же! Их явно больше, чем тех, кто предпочёл бы статично летать, как Супермен или Тор. 

Непонятно, был ли это осознанный дизайн от Стэна Ли и Стива Дитко. Они, кажется, принимали много интуитивных решений, на первый взгляд кажущихся странной чушью. Какой ещё Паук? Все боятся пауков, а не любят! И что это за красно-синий костюм в сеточку? Если абстрагироваться от наших знаний о поп-культуре, получится какая-то чепуха. Но всё это сработало. 

У Паука, вероятно, наибольший визуальный потенциал из всех супергероев Marvel. Его базовая комплектация включает кучу вариантов для одного только перемещения в пространстве. Полёты на паутине – чит, потому что они напоминают то ли качели, то ли американские горки. Отличный повод хорошенько покрутить камерой. И задуматься: много ли вы знаете персонажей, за которыми интересно следить, когда они молча идут из точки А в точку Б.

Зрители идеально подготовлены к фильмам про Паука

Особенно сейчас. Чтобы объяснить человеку, не знающему ничего о комиксах, кто такие Чёрная Пантера или Доктор Стрэндж, нужно приложить какие-то усилия. С Пауком можете не париться: базовые знания о нём есть даже у моей мамы, не смотревшей ни один фильм Marvel. Поспорить по узнаваемости может разве что значок Супермена, но всесильный Супс – не столь интересный персонаж. 

Вернёмся в начало нулевых, когда появились фильмы с Магуайром. На тот момент супергеройское кино казалось редкостью. Были старые «Супермены», два успешных «Бэтмена» Тима Бёртона, два провальных «Бэтмена» Шумахера и, по сути, всё. Вышли и «Люди-Икс», но по сравнению с сегодняшним днём жанр всё равно пустовал.

Почему же Сэм Рэйми и Тоби Магуайр смогли бабахнуть на 800 с лишним миллионов? Один снимал недорогие ужастики, а у второго в биографии пока не было кассовых хитов. Люди вряд ли пошли в кино из-за имён создателей. Но Человек-паук уже в тот момент был самым популярным супергероем Marvel, а значит залетал в кинотеатры с изначально высоким потенциалом.

В тот момент всё могло рухнуть. К счастью, Рейми сделал топовый блокбастер, а вторая часть только укрепила позиция Питера Паркера. Но история помнит и менее успешные заходы – например, чудовищного «Сорвиголову» с Беном Аффлеком. А ведь тот фильм вышел всего лишь через год после первого «Паука» с Тоби. 

Когда же Sony не смогли договориться о четвёртом фильме и перезапустили франшизу с Эндрю Гарфилдом, можно было не сомневаться: эта версия в любом случае принесёт какие-то деньги. Просто потому, что фильмы с Магуайром были мегахитами в супергеройской пустоте, чем идеально подогрели публику для «Человека-паука». Конечно, комиксы и мультсериалы тоже внесли вклад, но фильм привлёк намного больше фанов.

И что произошло? Даже считающиеся слабоватыми две картины с Гарфилдом собрали по 700 с лишним миллионов. Стало очевидно, что Человек-паук имеет жирнейший потенциал среди всех супергероев. Уж во вселенной Marvel так точно, но Супермену и Бэтмену из DC не всегда везло с экранизациями. 

Сложно сказать, можно ли считать Человека-паука самым кассовым супергероем в истории. «Супермен» 1978 года собрал более 500 миллионов, а с учётом инфляции это космос. Но если говорить о XXI веке, у Паучка нет конкурентов. И теперь понятно почему.

Паук изначально обладал набором уникальных особенностей, не свойственных другим супергероям. От включающих эмпатию человеческих проблем до паучьего экшн-потенциала. Плюс запоминающийся дизайн. А успех фильмов с Тоби Магуайром сделал так, что зрители во всём мире оказались достаточно разогреты, чтобы принимать Человека-паука в любом виде.

Выросло несколько поколений, у каждого из которых был свой Человек-паук. Успех «Нет пути домой» можно объяснить выжимкой ностальгии со всех фронтов. Но шансы стать главным хитмейкером жанра всегда были в руках Питера Паркера. Теперь он их активно использует.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии