Где же взрослая анимация?

Все давно понимают, что мультики создают не только для детей. Обратное консервативное мнение укрепилось только в России. Иначе как объяснить, что в стране не появилось ни одного анимационного хита, который был бы интересен взрослой публике? Хотя тренд на это далеко не нов. «Симпсоны» бомбят с 1989 года, «Южный Парк» с 1997-го, а «Рик и Морти» прочно обосновался в топе «Кинопоиска».

Кадр из мультсериала «Рик и Морти»

А ведь есть и менее хайповые, но культовые вещи. Даже в условно-детских «Гравити Фолз» и новых «Утиных историях» полно контента для старшей аудитории. В России же делают мировые хиты, но только для детей – привет «Смешарикам» и мульту «Маша и Медведь». Почему так происходит? У нас есть ответ.

Взрослые мультфильмы сложнее монетизировать

Об этом звёзды русской анимации рассказали Ирине Шихман в большом выпуске «А поговорить?» Ведущая спросила, почему в России так и не появился свой «Конь БоДжек» или «Рик и Морти», на что получила ответ, связанный с финансами.

«Мне кажется, [делать мультики для взрослых] не то, что боятся: анимация действительно непроста по окупаемости. С детской аудиторией всё понятно – она хорошо монетизируется, а по взрослой есть вопросы. Хотя уже очевидно, что запрос на такую анимацию есть», – ответила Юлия Николаева, генеральный продюсер ГК «Рики», производителей «Смешариков» и «Фиксиков».

В монетизацию входит и продажа медиаправ, и производство разного мерча. Например, распространённых за рубежом коллекционных фигурок. Детские тайтлы окупаются лучше, потому что детям чаще покупают игрушки и прочие товары. Самая топовая аудитория с коммерческой точки зрения – дети до шести лет. Директор департамента анимации «СТС Медиа» Ксения Гордиенко утверждает, что в этом сегменте лежит до 80% всех денег с продажи мерча. 

Это означает, что проект для взрослой аудитории сложнее продать инвесторам. Детский продукт даст им определённые гарантии и потенциально принесёт больше денег. А создать качественный мульт без больших затрат пока что сложновато.

Прошлые попытки не принесли хороших результатов

Продолжаем представлять момент питчинга взрослого анимационного проекта перед инвесторами. Хорошо бы указать на какой-нибудь удачный кейс. «Рик и Морти», говорите? Отлично, а в России что-нибудь такое есть? И вот парадокс. Пока не появится успешного примера российского мульта для взрослых, к таким проектам будут относиться с предубеждением. Зато есть неудачные примеры.

Вспоминается «Дятлоws» – забытый 3D-мультсериал начала нулевых от конторы CG Alliance Studio. Когда-то его крутили по Рен-ТВ, но «Дятловы» прожили всего два не очень счастливых сезона. Хотя там были удачные идеи. Например, говорящий телевизор в качестве члена семьи или главный герой с экстрасенсорными способностями, который, несмотря на это, работает в «МакРональдс» за гроши. Это одновременно и понятная отсылка, и социальный комментарий. «Дятловы» напоминали 3D-версию «33 квадратных метров», но с более подростковым взглядом на мир. Неплохо, но далеко не хит.


Или свежий пример от «Союзмультфильма» – «Приключения Пети и Волка». Казалось бы, чем не заход на русского «Рика и Морти»? Два утрированных героя путешествуют по мирам, часто ругаются и встречают отсылки к поп-культуре и классики мирового сай-фая. Но звучит это гораздо лучше, чем смотрится.

Серии «Пети и Волка» идут по одиннадцать жалких минут вместо привычных двадцати. Туда помещаются только односложные сюжеты. Но это не было бы проблемой, если бы в сериале было хоть что-то взрослое, помимо отсылок. Нет ни одной причины, почему это не мог бы смотреть ребёнок. Как и ни одной причины, почему это должно цеплять взрослого человека.

Попытка приятная, но она умирает от яичной недостаточности. Даже ужаснейший ремейк «Ну, погоди!» с ежесекундно кряхтящим Харламовым обещает лучшие цифры. Обидно, но единственная полноценная и успешная анимация для взрослых в истории России – «Масяня».

Но и этот пример не валиден: «Масяня» – продукт одиночных усилий Олега Куваева. Мы же говорим не об инди-поделке из прошлого, а скорее о проекте, на который кто-то может выделить кэш. Инвесторы всегда заботятся о деньгах, а в этом случае им никто не даст гарантии – в выбранном жанре просто нет хитов. 

Цензура не пропустит иронический мультсериал

Ещё одна печальная правда. Посмотрите, как жёстко любое явление мочат в «Южном Парке». Мультсериал стал великим не из-за внутреннего юмора, а из-за удачных реакций на новостную повестку США и мира. Мэтт Стоун и Трей Паркер не щадят никого. Поп-звёзды, религия, президенты, спорт, мёртвые знаменитости – запретных тем нет. Можете представить такую ситуацию в России? Вот-вот.

Писатель и сценарист Алексей Поляринов в гостях у подкаста «Не занесли» рассказывал, как тяжело пропихивать сценарии в российской индустрии. Запрещены любые политические шутки, если вы хотите, чтобы проект появился в эфире. Зато в сериалы рекомендуют добавлять темы измен, семейного быта и линии злых олигархов, как будто на дворе 2006 год. Продюсер может предложить: «А что если эта героиня будет девушкой олигарха?» Просто кошмарище. 

Представьте, как такой подход к производству отразится на ироническом мультсериале с жесткими шутками о российских звёздах, политиках или каком-нибудь новом законе. Да, на «Симпсонов», «Гриффинов» и «Южный Парк» иногда подают в суд, но уже после выхода эпизодов в эфир. Никто не рубил серии на стадии производства.

Кадр из мультсериала «Южный Парк»

Это означает, что в России пока не получится создать аналог «Южного Парка» или «Симпсонов», но отсылки к культуре, взрослый юмор и трэш никто не запрещал. Значит, вариант с аналогом менее политизированного «Рика и Морти» ещё возможен? И да и нет.

Время для взрослой анимации ещё не пришло

Но оно на подходе. Продюсеры из выпуска «А поговорить?» отмечали: сейчас видно, что российский зритель с удовольствием платит за просмотр западных взрослых мультфильмов, раз уж они попадают в топы стриминговых сервисов. И если в этом жанре когда-то появится крепкий тайтл местного производства, это случится в ближайшем будущем. Но подождать придётся.

Кадр из мультсериала «Рик и Морти»

В годы доминирования телика и отсутствия стриминг-платформ такого и представить было нельзя. А сейчас звучит реалистично. Сложно, с проблемами и оговорками, но осуществимо. Вышли же как-то такие смелые вещи, как сериал Happy End. Рано или поздно пойдут и мульты, но когда точно – никто не скажет. Слишком много тяжёлых обстоятельств было в предыдущие годы.

В стране есть талантливые 2D-аниматоры и художники. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть хотя бы на игры, сделанные в России в последние годы. Чего только стоит смелый заход на славянскую мифологию под названием Black Book.

Когда стриминги заинтересуются производством взрослых мультов, нам будет из чего выбирать. Но в топе нынешней мультиндустрии категории 18+ сейчас находятся только «Союзмультфильм» и горстка независимых авторов. Учитывая, что в России пока не было ни одного заметного анонса недетской анимации, революция произойдёт не в этом и даже не в следующем году. 

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии