Список, где почти нет контента от главного интервьюера России.

Жанр интервью держится в топе на ютубе уже четыре года, но, кажется, постепенно стал затухать. Вместо разговора на двух стульях журналисты всё чаще уходят в документалки и экспериментируют с форматами. У Юрия Дудя за 2021-й вышло всего 15 интервью – раньше он выполнял аналогичный план за три месяца. Да и вспомнить героев и крутые хайлтайты под конец года в этот раз было как никогда трудно. С «А поговорить?» обратная ситуация – на канале смешались жанры: наука, литература и документалки часто вытесняли классические интервью.

В прошлом году расклад сил изменился. За Дудя работает репутация, но в реальности главным интервьюером 2021-го стала Ксения Собчак. Она единственная, кто выпускал контент регулярно, следил за инфоповодами и держал стабильно высокую планку. Ксения одинаково мощно раскрывала и проходных для её аудитории фигур, вроде Заремы Салиховой или Сергея Полунина, и актуальных звёзд уровня Насти Ивлеевой и Моргенштерна. В списке могли быть только интервью с канала Собчак, но мы за разнообразие и трезвые оценки. Далеко не всегда самый качественный и трудолюбивый интервьюер делает лучший разговор в году.

12. Вписка – Дмитрий Гордон

Коля и Вася первыми поговорили с Дмитрием Гордоном как с мемом. В свежем амплуа он оказался намного бодрее, чем в комплиментарном батле с Дудём два года назад. «Вписка» поймала Гордона в идеальное время – он уже понял, как важно работать с новым образом, а интернет ещё не успел устать от шуток в стиле «Барак – Обама?»

Получилась чистая комедия и торжество самоиронии. Дмитрий изрешетил интервьюеров кринжовыми вордплеями, трэшовыми армейскими историями и постоянными перебиваниями ради коронных ванлайнов. Градус безумия достиг такой отметки, что после реплики Гордона «Мы ели говно» Вася всерьёз спросил: «Буквально?» Один из самых смешных роликов русскоязычного ютуба при этом оказался фактурным интервью – Гордон рассказывал почти обо всём: деньгах, семье и дружбе со знаменитостями.

11. Скажи Гордеевой – Лариса Гузеева

Гузеева – великая рассказчица и олицетворение обаятельной русской женщины. Аудитория, лишившая себя телевизоров, могла убедиться в этом с помощью интервью с Сергеем Минаевым почти десятилетней давности. Тот случай, когда врубаешь с опасением, а потом не можешь оторваться.

С тех пор изменилось многое, но не характер Гузеевой. Она всё так же рубит правду, без проблем признаёт ошибки прошлого и притягательно рассказывает бытовые истории. Опытную аудиторию этим, конечно, не удивить – актриса и телеведущая давно стала звездой инстаграма и голосом уставших домохозяек. Катерина Гордеева поговорила и об этом, и о приколах Гарика Харламова, и о хайлайтах «Давай поженимся!» Но поверхностный взгляд на личность Гузеевой отошёл на второй план. Гордеева копнула глубже.

Катерина заняла идеальную нишу в среде ютуб-интервьеров, скрестив классическую журналистику со стилем интеллигентных разговоров Николая Солодникова, её мужа. На каждую цитату и поиск фактуры есть уместные общие вопросы об универсальных величинах, вроде бога, родителей или власти. Исключительно добрый подход часто работает лучше, чем допросы в духе Дудя: Гузеева открыто назвала себя ватницей, похвалила Собянина и скептически отнеслась к идее женщины-президента. Но из её уст консервативная риторика выглядит столь уместно, что осуждать и спорить совсем не хочется.

Но лучшие моменты интервью связаны не с социалкой или политикой, а с историями из прошлого, которые не звучали раньше. Гузеева в коронной манере объяснила, что в молодости от Цоя и Курёхина не веяло величием. Вместо фейсбучных ностальгических баек ведущая столкнула зрителей с реальностью – именно этого так не хватало ютуб-интервью, завязанным на придыхательных воспоминаниях.

10. вДудь – Евгений Чебатков

Где стендап точно стал новым рэпом, так это в интервью Дудя. Разговоры с комиками в последние пару лет столь же регулярные, сиюминутные и блеклые, как и на старте «вДудя» с фрешменами. Но есть исключения – например, выпуск с Евгением Чебатковым.

Это лучший разговор Дудя со стендапером и самое мощное интервью на канале за последние пару лет. Очевидное подтверждение тому – буст карьеры Чебаткова: его новый спешл мгновенно пробил миллион просмотров, количество интервью и приглашений в новые проекты увеличилось в разы, а финальным бонусом стала роль ведущего в «Игре».

Для Дудя это интервью тоже большая удача: он показал, что всё ещё может раскрывать неочевидных гостей, делать мультижанровые выпуски с комиками и создавать фактурные портреты. Чебатков во «вДуде» – крутой шоумен, шикарный рассказчик, топовый пародист, оригинальный гид и любящий сын. Единственное интервью комика, где повествование постоянно двигалось от смеха к слезам и обратно – трогательный, личный и познавательный разговор.

9. А поговорить? – Мария Миногарова

Один из талантов Ирины Шихман – планомерно пробивать скорлупу медийного образа, доставая набор психологических травм и неожиданных историй. Лучше всего это работает с гостями, которые на первый взгляд кажутся проходными. Вью с Юлией Ахметовой, например, оказалось криком одиночества и портретом депрессии.

Ждать чего-то подобного от лёгкой и весёлой Марии Миногаровой вряд ли стоило. Просто попробуйте вспомнить хотя бы один яркий факт из её биографии. Шихман уже на первых минутах сняла с гостьи образ бывшей модели и самой удобной блогерши. Следом посыпались внезапные откровения: о проблемах с щитовидкой, похоронах друзей и жесточайшем выгорании. Как итог, мощнейший драматический эффект и польза для всех, кто столкнулся с аналогичными проблемами. Оказывается, даже самые весёлые люди с отсутствием трагедии в медийном образе могут плакать, страдать и разрушать себя чаще, чем многие зрители таких интервью. Потрясающая смелость от Миногаровой и гайд по раскрытию сложных гостей от Шихман.

8. ещёнепознер – Александр Дугин 

Интервью с названием «Ла-ла-ла-ла-ла» набрало больше 500 тысяч просмотров. Уже этот факт объясняет довольно высокое место в топе. Но в этом случае важны не фирменные приёмы Солодникова, вроде странных названий, концептуальной режиссуры и подробных рассуждений о вечном. Интервью с Дугиным как раз обратный пример: Николай отошёл от привычных методов и сделал самое зрительское интервью с самым незрительским человеком.

Лучшая новинка – набор аттракционов. С первых минут Солодников заявляет универсальную, актуальную и понятную широкой аудитории тему: «Может ли либерал быть патриотом?» В итоге эта проблема становится лейтмотивом всего интервью и позже обрастает новыми штрихами: фактами из биографии Хайдеггера, сравнениями России и Америки, анализом стратегии Путина. Но это, как и набор историй в ответ на культовое имя, – всё же более привычный, пусть и нерегулярный набор для «ещёнепознера».

Поп-культурные теги мелькают на протяжении всего ролика, но в концовке Солодников внезапно предлагает нестандартный для своих интервью интерактив – проанализировать современные музыкальные хиты. И это настоящая бомба, которая мгновенно завирусилась. 20 лет назад Дугин искал глубокие философские смыслы в песне «Морская черепашка по имени Наташка», а теперь он выдал ещё более смешное, меткое и колючее шоу. Little Big – музыка для пылесосов, «ла-ла-ла» вместо языка и гордоновская шутка про «покинула чат/Чад» – уморительные и бесценные моменты. Солодников, всерьёз цитирующий Клаву Коку, – один из крутейших эпизодов в истории его канала. В контенте «ещёнепознера» редко бывает намеренная и смешная комедия. Это лучший её пример.

7. Осторожно: Собчак – МакSим

Пока Дудь отдыхал, а Шихман экспериментировала с форматами, среди топ-интервьюеров стабильно много впахивала только Ксения Собчак. Несмотря на успех и статус, она весь год старалась так, будто развивает ноунейм-канал с десяткой тысяч подписчиков. Собчак – едва ли не единственная из русских интервьюеров, кто до сих пор борется за актуальность и продюсирует разговоры с главными героями момента.

Ярчайший пример – интервью с МакSим. Певица лежала в коме, телевизор сходил с ума, а жёлтая пресса ждала смерти звезды и сенсационных заявлений от врачей. Собчак же спокойно выждала, пробилась через адский ажиотаж и сделала первое большое интервью с МакSим после её выздоровления. Но продюсерский скилл и удачный тайминг – лишь половина успеха видео с почти 9 миллионами просмотров. Важнее, что Ксения разговорила одну из самых закрытых звёзд русской музыки на два часа откровенных историй. В одном ролике сошлись типичное интервью-портрет, документалка о подвиге врачей и сильной личности, а также эксклюзив о самой обсуждаемой в народе теме. Получился социально важный ролик, который не кричит об этом – МакSим с улыбкой рассказывает про тяжелейшие последствия болезни и борьбу за жизнь, разрушая царящие вокруг ковида скепсис и конспирологию.

6. А поговорить? – Глеб Павловский  

Два года назад Юрий Дудь пытался залезть в голову Путина с помощью Алексея Венедиктова. Год назад – через допрос Андрея Колесникова. Оба захода – неудачные: журналисты слишком далеки от президента, смотрят на него со стороны и много теоретизируют. Чтобы понять Путина, нужно говорить не с этими людьми и даже не с ним самим. Ирина Шихман осознала это и позвала на интервью человека, который создавал образ правителя в медиа.

Политтехнолог цинично и прямо раскрыл закулисье российской политики рубежа 1990-х и нулевых. О самом остром и важном Павловский, конечно, умолчал, но количество фактов и метких характеристик внушает. Чего только стоит уморительный портрет Николая Расторгуева как «жирного мальчика в хаки», который точно не может нравиться Путину. Шихман создала интервью по канонам «Карточного домика» и «Молодого папы»: влиятельного политика разбирают как поп-культурного персонажа, который сложился из пазла таких же поп-культурных персонажей – например, Штирлица и Высоцкого. Попутно Павловский ответил на самые популярные вопросы о Путине: про Кабаеву, двойников и Навального. Крайне забавный, фактурный и наполненный афоризмами выпуск на сто минут, который если не заменит портрет президента из фильма «Свидетели Путина», то явно дополнит его.

5. ещёнепознер – Юрий Стоянов

Интервью с Юрием Стояновым – один из главных хитов «ещёнепознера»: разговор разошёлся на цитаты и стал четвёртым по популярности на канале, набрав 2 миллиона просмотров. Случился идеальный мэтч – харизматичный рассказчик Стоянов шикарно вписался в любимый Солодниковым формат воспоминаний о великих людях и рассуждений об искусстве. Вместо заумного снобства тут яркий отыгрыш, смешные истории и понятные всем примеры.

Главный хайлайт – объяснение режиссуры монтажа на примере поэзии Пушкина. Этот фрагмент зашёл многим киношным медиа – шикарный гайд для преподавания в киношколах. Солодников в преддверии премьеры «Вампиров средней полосы» напомнил, какой же Стоянов крутой дядька. Закономерно, что он стал одним из главных актёров года и впервые после «Городка» вернулся в статус народного любимца.

4. А поговорить? – Гарик Мартиросян

В 2021-м Ирина Шихман заметно выросла как разоблачитель и прокачалась в жанре интервью-дуэль. Пока Дудь отдыхал и пинал Александра Гордона как потрёпанную грушу, Ирина выбирала серьёзные челленджи. Один из первых – Гарик Мартиросян, который пришёл на интервью в крайне неудачное время и оказался в положении чиновника-старожила от юмора.

Все помнят мерзкий фрагмент, в котором звезда Comedy Club отказывается вступаться за комиков, не желает поддерживать Идрака Мирзализаде и называет молодых стендаперов извращенцами и наркоманами. Справедливости ради, этот гневный спич вырван из контекста: в конце интервью Гарик уточнил, что его понесло, комиков он поддерживает и выступает за всё хорошее. Но это отошло на второй план, ведь люди запомнили главное – Шихман смогла вывести опытного и спокойного комика на эмоции, раскрыв его с неожиданной стороны.

Ирина выбрала хитрую стратегию и расставила капканы почти после каждого вопроса. Сначала она разговаривала с Мартиросяном как с начинающим стендапером – именно это в итоге помогло выйти на актуальные темы и отыскать противоречия в его ответах. Гарик оказался в ловушке, отыграв нужную роль консервативного крыла современной комедии, противостоящего более либеральным комикам из андера. Шихман хватило новостной повестки, чтобы показать одного из главных героев русскоязычного юмора нулевых закостеневшим стариком, оторванным от реальности. Никто и представить не мог, что интеллигентный и остроумный Мартиросян за несколько лет превратится в уставшего бурчащего деда, скрывающего злобу внутри.

3. Осторожно: Собчак – Скопинский маньяк

Ксения Собчак решила поиграть в Дэвида Финчера, но словила много хейта. Отчасти справедливого. Обвинения в поэтизации образа маньяка – это, конечно, перебор. Но и с моральной, и с журналисткой стороны было бы мудрее выделить линию следствия, раскрывшего дело, и внятно указать, что герой истории – не маньяк и его жертвы, а те, кто борется с такими монстрами.

В остальном же это новая территория как для русского ютуба, так и для жанра интервью. Фильмы Саши Сулим более профессиональны, но она всё же ни разу не оказывалась дома у вышедшего на свободу маньяка. Собчак исследует быт, характер и психологию Мохова: помимо него в кадре появляется профильный психолог, один из следователей и жертва. Вместо слёз и драмы интервью нагоняет жути и превращается в настоящий хоррор: от некоторых фразочек маньяка даже через экран становится не по себе.

Интервью с Моховым – не самая этичная и далеко не идеальная работа, но это важный прецедент, который могла создать только Собчак. Хвалим Ксению за мужество, продюсерский талант и киношный сторителлинг. Об этом интервью спорят до сих пор, но один факт железобетонный – вы не найдёте на русскоязычном ютубе ничего подобного.

2. ещёнепознер – Человек, которого не было

Николай Солодников настаивает, что делает «неинтервью», но этот выпуск – большая журналистская удача. Команда «ещёнепознера» уговорила на интервью человека, который 25 лет жил затворником и не появлялся в медиа.

Может показаться, что в кадре появляется сумасшедший отшельник, но всё ровно наоборот. В первые полчаса Юрий Ханон – самый осознанный человек из всех, у кого брали интервью для ютуба. Обрубив социальные контакты, он посмотрел на общество со стороны и по фактам разнёс гнилую сторону человеческой природы. Это интервью полезнее курса философии: простыми словами, с цитатами из книг и на личных примерах композитор доказывает, что мир – дерьмовое место. И таким его делают люди, не включающие голову, живущие по наитию и думающие только о себе.

Если поначалу категоричность оправдана, то ближе к финалу раскрываются её причины. Николай аккуратно общается с гостем и старается быть максимально незаметным. Но искренностью и тонкими вопросами Солодников направляет героя в нужное русло. После биографического блока, который поймут только музыканты-профессионалы и ученики консерваторий, Ханон проявляет себя: находит родство с Перельманом, взлетает на невероятный уровень нарциссизма и периодически грубит человеку напротив. Сам факт этого интервью уже делает его одним из самых необычных видео русского ютуба. Но содержание под стать хорошему авторскому фильму, где раскрывают не только общемировые проблемы, но и противоречивый характер героя.

1. А поговорить? – Екатерина Мизулина

2021-й прошёл под трендом батловых интервью. Собчак внедряет элемент противостояния почти в каждое: будь то попытка пробиться через стену демагогии Кукушкина, разоблачение Степановой или идеологический махач с Жиганом. Дудь оторвался на вялом Гордоне и слегка помучил Ивангая с Тимой Белорусских. Но всё это easy-level. За самых сложных соперников на этот раз бралась Ирина Шихман. И каждый раз ставила себе дополнительные челленджи.

Екатерина Мизулина в названии ролика – прямой намёк на типично дудёвский жанр «интервью с негодяем». Но Юра, как и другие опытные журналисты, знает, что жестить с первого вопроса нельзя ни в коем случае. Нужно расположить гостя и постепенно увеличивать накал. Шихман нарушает это правило и не боится идти в открытое противостояние с самого начала. Культурно и с доброй улыбкой она мочит чиновницу и показывает готовность к дебатам любого уровня. Удивительно, но в ответ гостья не зажимается, а каждый раз выдаёт всё более концентрированный уровень бреда.

Интервью с Мизулиной – образец подготовки, стратегии и работы с контрпримерами. Каждую реплику Шихман кроет фактами, аргументами и понятной иллюстрацией. Судите рэперов за пропаганду наркотиков в текстах? А почему не берётесь за Лепса, Майданова и «Агату Кристи»? Мизулина плывёт: признаётся, что в молодости обожала музыку Самойловых, и выдаёт разошедшуюся на цитаты дичь про иностранное финансирование Моргенштерна.

Дальше – больше: борьба с фейками в сети, но игнор фейков от пропаганды; про наркотики нельзя говорить, но непонятно, как объяснять, что они – зло; школьный шутинг будто бы случается из-за игр и песен, а не из-за буллинга и воспитания. После фразы про связь матери с силовиками Мизулина заметно волнуется, а финальный вопрос про Василия Великого, в фонде имени которого работала чиновница, – это контрольный выстрел.

После провала с Марией Захаровой Шихман сделала выводы и стала учиться на практике – она ставит перед собой сложные задачи. Разговор с Мизулиной – пример того, как сильно Ирина прокачалась в батловых интервью всего за пару лет. Столь мощного уничтожения оппонента в русском ютубе не было со времён праймового Дудя. Но, что ещё важнее, правильный тайминг – такую казнь осенью 2021-го ждали все, кто болеет за свободу рунета и отсутствие цензуры в искусстве.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии