Люди, которые уже меняют наше кино.

Рубеж 2010-х и 2020-х всё больше похож на революционный этап в истории российского кино. В последние пять лет в индустрии регулярно появляются новые яркие имена: актёры, художники, сценаристы и режиссёры. Последние особенно заметны – ни в один временной промежуток российской истории не было такого обилия крутых дебютов, которые оценили не только у нас, но и за рубежом. Поколение 30-летних мыслит не локальным, а мировым масштабом – многие из режиссёров, о которых пойдёт речь, либо уже сняли проект за западе, либо собираются, либо получили приятный фидбэк от зарубежной аудитории и критиков.

Критерии отбора в этот список простые – возраст не старше 40 лет, количество полнометражных фильмов – не более двух. Речь пойдёт о молодых и перспективных режиссёрах с ярким авторским стилем, но пока без очевидно звёздного статуса и широчайшей востребованности. Поэтому в подборку не попали Илья Найшуллер (уже есть мировое имя и статус звезды в России), Алексей Нужный (слишком много фильмов) и Наталия Мещанинова, ставшая большим игроком в русском кино – на её счету сериалы «Обычная женщина» и «Пингвины моей мамы», фильмы «Комбинат «Надежда» и «Сердце мира», а также сценарии к «Войне Анны» и «Аритмии». О тех же, кто вот-вот должен достичь подобного или даже большего успеха, читайте ниже.

Кантемир Балагов

Самый звёздный режиссёр из списка – съездил в Канны с двумя полнометражками, побывал у Дудя и попал в топы лучших фильмов 2019-го от зарубежных критиков и Барака Обамы вместе с «Дылдой». Балагов к 30 годам заработал имя не только в России, но и на западе. Результат стараний закономерен – Кантемира пригласили поставить первый эпизод сериала The Last Of Us.

В глазах зарубежных медиа ученик Александра Сокурова – второй российский режиссёр после Андрея Звягинцева. Балагова тяжело спутать с коллегами. Он с дебютной «Тесноты» выработал узнаваемый стиль и приучил зрителей к понятию «драматургия цвета». В рейтинге самых перспективных молодых режиссёров от журнала «Искусство кино» Балагов поделил первое место с гением авторских хорроров Робертом Эггерсом. Судя по последним событиям, такой выбор вовсе не был кумовством.

Александр Хант

36-летний режиссёр выпустил всего один фильм, но уже стал культовым. Фидбэк на колоритную драмеди «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» оказался настолько мощным, что на новый проект Хант смог собрать весомую часть бюджета с помощью краудфандинга.

Дебют запомнился стильным смешением фактур, ярких цветов и кропотливо подобранной музыки. В предстоящем фильме «Межсезонье» Александр сохранит стиль, но уйдёт в более мрачную сторону – картина частично основана на трагедии псковских школьников. Судя по первым рецензиям, кино получилось радикальным – Хант не растерял иронический тон и не скатился в чернуху, но жёстко высказался о непонимании между детьми и родителями. 

Кира Коваленко

Коваленко прошла легендарную нальчикскую мастерскую Александра Сокурова вместе с Балаговым. Кира пока уступает однокурснику в популярности, но превосходит Кантемира по фестивальным успехам. Дебютную «Софичку» не заметили, зато «Разжимая кулаки» забрал большую награду в Каннах и поехал от России на «Оскар» (пусть и не добрался до финального шорт-листа). Проводить параллели между двумя выпускниками Сокурова бессмысленно. Даже Кавказ в «Тесноте» и «Разжимая кулаки» выглядит совсем по-разному. Современная Северная Осетия от Киры Коваленко намного уютнее и добрее, чем Нальчик 1990-х глазами Балагова.

Драматургия тоже сложнее – важную информацию Коваленко доносит порциями, выдерживая интригу и расшатывая эмоциональное состояние зрителя. К финалу тяжёлая история о травматичной гиперопеке превращается в трогательную драму об отцовской любви и поиске свободы. Необычайно мудрый и зрелый подход, особенно в контексте стереотипной чернушности российских авторских драм.


Борис Акопов

«Бык» – дебютный фильм режиссёра – привёл Юру Борисова к большим ролям и популярности. В то же время это один из первых и самых заметных проектов, ностальгирующих по 1990-м. Акопов выстроил историю на воспоминаниях: детские игры, семейный уклад и выстрелы во дворе – слегка изменённые фрагменты биографии.

Бывший артист балета оказался суровым и серьёзным режиссёром с честным и почти документальным взглядом на реальность. Следующий его фильм будет ещё более реалистичным и мрачным: «Кэт» расскажет об эскортнице, которая родила ребёнка и вынуждена выбирать между материнством и прибыльной работой. Проект мечты Акопова тоже связан с реальными событиями и окутан ещё более мрачной атмосферой – 36-летний режиссёр вынашивает идею фильма о немецких батальонах сифилитиков в антураже Великой Отечественной войны.

Кирилл Соколов

После дебютной полнометражки «Папа, сдохни» наши критики прозвали 32-летнего режиссёра русским Тарантино. Сравнение не совсем точное – вот тут Кирилл подробнее объяснил почему. Соколов – жанровый постановщик, который вбирает лучшее из спагетти-вестернов, корейских триллеров и авторских западных драмеди. Он, как киногик, замешивает гору референсов и цитат с русским колоритом и отборным чёрным юмором. Стиль Соколова узнаваем – после квартирного вестерна «Папа, сдохни» он снял заигрывающую с этим жанром комедию с женским составом. Роуд-муви «Оторви и выбрось» выйдет в прокат 24 марта.

Режиссёр уже стал большим игроком на поле смешного, постмодернистского и кровавого. Его дебют получил 100% свежести на Rotten Tomatoes, а второй фильм – восторги русских критиков, наконец по достоинству оценивших уникальный стиль Соколова. Впереди Кирилла ждёт серьёзный челлендж – «Один в океане», драма по реальным событиям с Данилой Козловским. В фильме о мужчине, который вплавь покинул СССР и пробыл в океане трое суток, будет тяжело сохранить ту же концентрацию юмора и насилия. Больше похоже на новую ступень в карьере молодого режиссёра.

Александр Золотухин

Третий ученик Сокурова в нашем списке. По стилю Золотухин похож на учителя больше других – в цветокорре и ракурсах камеры заметно влияние картин мастера. «Мальчик русский» – сокуровское кино даже в плане повествования и диалогового бурчания. Снято, правда, глазами нового поколения – фильм более понятный, быстрый и завязанный на одном персонаже.

История, рассказанная устами ослепшего юного солдата – смелый ход, который делает военную драму уникальным произведением. Ещё сильнее «Мальчик русский» выделяется на фоне других образцов жанра из-за контекста – о Первой мировой у нас снимают редко. Военную тему Золотухин продолжил и в следующем фильме: «Брат во всём» расскажет о близнецах-лётчиках.

Олег Трофим

В интервью Олег Трофим создаёт впечатление эрудированного и насмотренного фаната авторского кинематографа. Даже в титрах «Майора Грома» есть благодарности в адрес Финчера, Рефна и Дикинса. Но полнометражные проекты 32-летнего режиссёра – сугубо коммерческое кино. А между съёмками «Льда» и «Чумного Доктора» Трофим работал вторым режиссёром на «Вторжении». Репутация ремесленника для блокбастеров испаряется, как только включаешь любой клип Олега: каждая его работа – авторская короткометражка, в которую он часто сам вкладывает деньги.

Авторский стиль заметен и в отдельных эпизодах его фильмов. В сценах с песнями из «Льда» просматриваются фрагменты, будто снятые для клипов Трофима, а «Майор Гром» полон классных визуальных находок, вроде бесшовного монтажа вращения комнат вокруг оси. После двух зрительских картин молодой режиссёр признаётся, что хочет снять что-то более камерное и личное. Возможно, даже в родном Нарьян-Маре.

Филипп Юрьев

В России есть коммерческий кинематограф, артхаус для фестивалей и несколько культовых фильмов. Зарождается и здоровое жанровое кино. Но нет инди-сегмента – картин в духе фестиваля «Санденс» у нас почти не найти. «Китобой» Филиппа Юрьева – редкий пример, который идеально подходит под эти критерии: не слишком экспериментальный, но и не зрительский, на стыке драмы и комедии, свежий и оригинальный. Фильм, снятый на Чукотке с непрофессиональными актёрами, оказался не вычурным экспериментом, а душевной и доступной драмеди в духе Тайки Вайтити.

Короткометражка с рэпером Хаски «Сказка о глухом и волшебной музыке» – уже более радикальная работа с отголосками поздних фильмов Алексея Германа. 32-летний Филипп Юрьев одним полным метром и несколькими коротышами показал жанровую гибкость и серьёзный интеллектуальный багаж. Лёгкость и юмор в его работах сочетаются с многослойными символами и мрачноватой эстетикой. Дальше режиссёр намерен поработать над хоррорами – кажется, именно таких авторов не хватает самому проблемному жанру российского кино.

Нигина Сайфуллаева 

Сайфуллаева выделяется на фоне других режиссёров продакшна Hype Film: Олег Трофим, Ладо Кватания и Айсултан Сеитов зарекомендовали себя как клипмейкеры, Нигина же больше известна фильмами. Именно она разглядела в официантке Саше Бортич будущую кинозвезду, помогла ей освоить необходимые навыки и открыла путь в индустрию с картиной «Как меня зовут?»

Сайфуллаева с дебюта тяготеет к откровенным драмам с элементами эротики. Сексуальность пробралась как в её новеллу из фильма «Про любовь. Только для взрослых», так и в отдельные эпизоды сериала «Детки». Пик стиля – супружеская драма «Верность» с самой нетипичной ролью Александра Паля и смелыми постельными сценами от Евгении Громовой. Нигина доказывает, что секс в российском кино может быть объёмной, глубокой и серьёзной темой. Её работы тонко срежиссированы и грамотно сбалансированы – не докопается даже Минкульт. 

Егор Абраменко

Егор Абраменко (наравне с Ильёй Найшуллером, Кантемиром Балаговым, Кириллом Соколовым и Олегом Трофимом) стал режиссёром, который ведёт русское кино на запад. Вышедший в самом начале пандемии «Спутник» пролетел мимо отечественных зрителей, но зашёл зарубежным – как западным, так и восточным. Фантастический хоррор в духе «Чужого» и с антуражем позднего СССР впечатлил Хидео Кодзиму и набрал высокий процент свежести на Rotten Tomatoes – 87.

Крепкого жанрового кино без претензии на величие не хватает нашей индустрии. «Спутник» обыгрывает старые тропы и не удивляет сценарием – история идёт по знакомым рельсам и стабильно давит на правильные рычаги. Гораздо больше впечатляют режиссура и визуал: перестроечная эстетика выражена как в деталях костюмов, так и в фактурных декорациях, а 3D-модель и анимация пришельца выполнены на голливудском уровне. С актёрами тоже порядок: Пётр Федоров, Оксана Акиньшина и Фёдор Бондарчук выдают лучшие перформансы за долгое время. Необычайно зрелое жанровое кино для дебюта. 34-летний Абраменко действует рационально: полный метр вырос из аналогичной короткометражки – той же дорогой двигался, например, режиссёр «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дамьен Шазелл.

Рустам Мосафир

Дебютный фильм Мосафира стал одним из самых недооценённых в современной российской истории. «Скиф» – не очередная патриотическая историческая драма, а брутальное и стильное околофэнтези на стыке «300 спартанцев» и «Вальгаллы» Рефна. Главное сокровище фильма – забористые экшн-сцены, в которых порой участвует и сам режиссёр.

Из-за провала экспериментального кино в прокате карьера Рустама забуксовала. 37-летний москвич ушёл в ремесленные проекты – стыдноватые ТНТшные сериалы «Гусар» и «Яжотец». Но судьба вознаградила режиссёра – «Скиф» стал культовым в киноманской среде, а на талант Мосафира обратили внимание продюсеры. В итоге ожидаемый многими сериал о группе «Король и Шут» доверили именно ему. Исторические драмы Рустам тоже не забросил – сейчас он работает над сериалом «Шаман» с участием Александра Кузнецова и Сергея Гилёва. В планах есть «Злой город» (эпик о татаро-монгольском нашествии) и суровая франшиза о Коловрате. 

Ладо Кватания

Единственный режиссёр из списка, который пока не выпустил ни одного полнометражного фильма. Его дебют «Казнь» выйдет только в конце апреля. Картина расскажет о преступлениях Чикатило глазами следователя. Трейлер внушает – в эстетике и фактуре намного больше от Финчера и зарубежных триллеров, чем от наследия российского кино.

Репутацию одного из самых перспективных режиссёров Ладо заработал за счёт малой формы (клипов, короткометражек, реклам) и работы вторым режиссёром на проектах друга Ильи Найшуллера и наставника Фёдора Бондарчука. Именно Кватания снял ту самую рекламу с Хабибом:

Медиа и коллеги, кажется, единогласно называют Ладо лучшим российским клипмейкером десятых – на его счету «Иуда» Хаски, Fata Morgana Оксимирона и Маркула, «Золото» Ленинграда и «Без названия» масла чёрного тмина (лучший клип 2019-го по нашей версии). Каждую вторую работу Ладо сравнивают то с Тарковским, то с Триером. И не просто так – в плане интеллектуального багажа, эрудиции, вкуса и насмотренности 34-летний режиссёр опережает многих коллег. Кажется, в России появляется большой автор, который готов внедрять продуманную эстетику и личный взгляд даже в жанровый триллер.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии