Вспоминаем, для кого и зачем горит очаг.

Криминальные фильмы и сериалы из российского прошлого гораздо разнообразнее, чем о них принято думать. Как правило, вспоминают только «Бригаду» и «Бумер», а также великие саги про честных ментов в виде «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы». А «Бандитских Петербург» возникает так, впроброс и ненадолго. Вроде и культовый сериал, но о нём почти не говорят.

И на то есть свои причины. Сериал, сделавший Певцова и Серебрякова звёздами, визуально сильно проигрывал лощёной «Бригаде». А важнее и то, что у «Бандитского Петербурга» был ну очень короткий прайм. Этот текст поможет понять, почему сериал всё же стал культовым, но умер бесславной и позорной смертью.

Чем сериал отличается от других?

Сравнивать будем в первую очередь с «Бригадой» – точно главным криминальным сериалом эпохи. И как ни посмотри, а история Саши Белого, Фила, Пчёлы и Космоса больше похожа на красивую сказку, чем на жестокую реальность. Там качественнее съёмка, а лица и поведения актёров напоминают скорее не уголовников, а каких-то благородных рыцарей, иногда переходящих на блатной жаргон.

«Бандитский Петербург» в такие игры не играет. Даже условно-положительные герои вроде Адвоката, сыгранного Дмитрием Певцовым, похожи на неприятных бандосов из выпусков «Криминальной России». Никаких философов со стволами и бархатистыми голосами, только тюремная лексика в неприятной манере и по-настоящему неприятное насилие. Выделяется в этом натурализме лишь криминальный авторитет Антибиотик, из-за сплава интеллигентности и жестокости напоминающий бондовского злодея. Но в остальном все максимально приближено к реальности.

Эффект этот идёт только на пользу. Я вот хорошо помню, как в начальных классах школы, насмотревшиеся «Бригады» пацаны выясняли, кто из них Саша Белый, а кто Космос. Но сложно представить, как кто-то романтизирует «Бандитский Петербург». А низкое качество видео в этом контексте делает сериал ещё больше похожим на криминальную хронику.

Да и сами истории тут не о том, как пацаны поднимались, а потом вдруг решили завязать с криминалом, а о серьёзных жизненных трагедиях, приводящих людей в преступность. Ну, и о жестоком мире вокруг. «Бригада» говорит: «Эй, бандитские 90-е закончились. Теперь у нас есть узнаваемый сочный сеттинг!» «Бандитский Петербург» говорит: «90-е закончили. Фуух». Огромная разница.

Грубо говоря, на фоне полугероических криминальных драм, «Бандитский Петербург» выглядит чуть ли не как документалка. А большая часть роликов про сериал на ютубе – сравнение вымышленных бандитов с их реальными прототипами, как будто это «Майндхантер». Идеальный контент для тех, кому не нравится героизация бандосов из «Бригады».

Настоящий «Бандитский Петербург» – только второй сезон

Точнее второй фильм. Одна из врождённых проблем сериала в том, что сложно понять, в каком порядке его смотреть. Новички могут сгоряча решить, что это цельная история, которую рассказывали с 2000 по 2007 годы, что неправда. Так ещё и выходил он не сезонами или циклами, а в виде многосерийных фильмов, охватывающих конкретные произведения писателя Андрея Константинова. 


Короче, легко запутаться. А если начать просмотр с первого пятисерийного фильма «Барон», то можно ещё и заскучать. Хотя он не так плох. Там всё ещё есть журналист в исполнении Александра Домогарова, а главная звезда истории – вор в законе, сыгранный Кириллом Лавровым. Судя по всему, это один из любимых актёров режиссёра Владимира Бортко. Позже Лавров шикарно сыграл Пилата в его версии «Мастера и Маргариты».

«Барон» – неплохой, натуралистичный, но слишком уж медленный. Хотя ради таких сцен его можно смотреть. Просто зацените контраст между напуганно-вежливым (но всё ещё жаргонным) докладом подчинённого и реакцией Антибиотика.

Поэтому важно понимать, что когда кто-либо с ностальгией вспоминает «Бандитский Петербург», речь идёт исключительно про историю под названием «Адвокат», второй фильм/сезон в составе сериала. Именно в этих десяти сериях рассказана история героев Дмитрия Певцова и Алексея Серебрякова, о которой последнего спрашивал Юрий Дудь.

На самом  деле здесь рассказывают про двух адвокатов. «Чёрного» – следователя Сергея Челищева под прикрытием (Певцов), и «Белого» – афганского ветерана Олега Званцева, ставшего криминальным авторитетом (Серебряков). И где-то между ними метается Катя в исполнении Ольги Дроздовой. Она – любовный интерес обоих Адвокатов. 

И где-то на фоне занимается своими делами Антибиотик (Лев Борисов), жестокий, хитрый и по-гангстерски пафосный. В сочетании получилась действительно увлекательная трагическая история, где, в отличие от «Бригады», не было победителей на условно-хорошей стороне. Только выжившие, и то в небольшом количестве. 

Даже сама история героя Певцова рассказана нетипично. Он в деле не по долгу службы, а из желания отомстить за смерть родителей. В какой-то момент увлекается, поддаётся власти и даже косплеит героя Де Ниро из «Таксиста». Ну, а сцены их с Серебряковым гибели знают все. Она одновременно драматическая и нелепая. Не «Димоооон!», конечно, но сойдёт.

Пожалуй, это лучшая попытка создать русский «Клан Сопрано». Иногда, особенно в любовных диалогах, «Бандитский Петербург» всё равно отдаёт нафталиновым русским телемыльцом, но в целом второй сезон как история намного сильнее линейной рыцарственной «Бригады».

«Город, которого нет» – проклятие «Бандитского Петербурга»

Маленькое музыкальное отступление. Вы можете абсолютно не помнить Адвоката и Адвоката, Обнорского, Антибиотика и прочих, но песню «Город, которого нет» знает абсолютно каждый. И это в какой-то мере ужасно.

Особенно травматичной она оказалась для старшего поколения. Фанаты караоке и участники кастингов на певческие телешоу сделали всё, чтобы хит Корнелюка стал одной из самых ненавидимых песен на русском телике. Выходит на сцену пышный мужичок с причёской из парикмахерской «Марина», пускает слезу и как завоет: «Там для меняяя горииит очаааг». Вечный знак дурновкусия. 

Мало кто задумывается, что сильнее всех пострадал её автор – певец и композитор Игорь Корнелюк. Он рассказывал, что был тронут тем, что Владимир Бортко в ультимативной форме потребовал, чтобы музыку писал именно Игорь. Для «Бандитского Петербурга» было написано две песни: «Ты для меня чужой» в исполнении Татьяны Булановой и «Город, которого нет».

Первую забыли моментально, а вторую поют уличные музыканты и те же караокеры. Но хуже всего, что сам Корнелюк, будучи талантливым композитором, с момента выхода сериала оказался вынужден исполнять «Город, которого нет» на каждом выступлении. Артист до последнего не верил, что пустячковая песня так сильно зашла в народ. 

Правда, есть и плюс. Пока живы люди с ностальгией по 90-м, а то и с малиновым пиджаком в шкафу, у Игоря Корнелюка всегда будут дорогие корпоративные выступления. А что он ещё пел? Кажется, что-то про дожди. Похоже, всем уже просто наплевать. И это грустно.

Продолжения «Бандитского Петербурга» убили сериал

По-настоящему позорная история. Всё, что выходило после «Адвоката», можно было вообще не смотреть. Без Серебрякова, Певцова и ушедшего на продюсерскую должность Бортко «Бандитский Петербург» потерял всё хорошее, что в нём когда-либо было.

Да, на первый план вышли другие персонажи, задействованные в том числе в «Адвокате», от чего стало только хуже. Представьте, если бы в «Улицах разбитых фонарей» после смерти Дукалиса и Ларина спотлайт бы дали Черданцеву, который всё время тупил в дежурке. Отстоище.

Третий сезон под названием «Крах Антибиотика» ещё можно было смотреть по инерции, чтобы узнать, как продолжилась линия самого харизматичного персонажа сериала. И Лев Борисов был всё ещё хорош. Но когда действие перешло в нулевые, «Бандитский Петербург» превратился в скучную шляпу.

Вроде и питерские дворы-колодцы на месте, и гадливый русский нео-нуар сохранился, но звучащие интересно на бумаге сюжеты ужались до того, что герои на сорок минут растягивают диалоги об одном и том же. А разница между «поговорили в кабинете» и «поговорили о том же, но уже в машине» не так уж и велика.

Вот и получилось, что любой адекватный человек, включивший поздние сезоны «Бандитского Петербурга», немедленно решил бы, что это не культовый сериал с собственной харизмой, а какая-то нудянка. Только Домогаров всё ещё бегает по этой серости, потому что его персонажа списали с самого автора оригинальных романов.

В какой-то степени сериал умер страшнее, чем «Улицы разбитых фонарей». Те после величия первых сезонов превратились в обычный детективный процедурал, где застывшие в лимбе копы одинаково раскрывают одно дело за другим, забив на все сложные линии ранних серий и дух «Настоящего детектива». Но там хотя бы что-то происходило. А «Бандитский Петербург» просто бессмысленно тянулся, удивляя только присутствием Елены Берковой в седьмом сезоне.

Теперь представьте, как тяжело зрителю, который не смотрел, но знает, что сериал считается культовым. На него свалятся сразу девяносто серий, из которых качественными можно назвать от силы двадцать, а в идеале всего десять. «Бандитский Петербург» погиб, пытаясь нажиться на собственном бренде. И, естественно, это не понравилось актёрам из лучшего сезона.

Вспоминая чудовищные поздние части, становится понятно, почему в массовом сознании осталось так мало места для сериала. БП – не только «Бандитский Петербург», но ещё и бич-пакет, в нашем случае бездушное и вредное хрючево для самого непритязательного потребителя. 

И пусть «Бригада» значительно хуже, чем короткий прайм «Петербурга», её запомнили как компактную и понятную историю, выдержанную в едином стиле. Да, дешёвые продолжения ради денег там тоже были, но уже спустя много лет после финала оригинального сериала. В памяти остаётся только лучшее, а хайлаты «Бандитского Петербурга» – всего лишь десять несчастных серий.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии