Персонаж актуальнее, чем вам кажется.

«Палач» часто пишет о скатившихся или нагрешивших героях, но сегодня не тот случай. В 2022 году Николай Фоменко кажется не самым актуальным персонажем, но это лишь иллюзия – актёр мощнейшим образом вернулся в игру. Фоменко хорошо смотрится в «Почке» и «Предпоследней инстанции» и не раздражает даже в чудовищном сериале «Беспринципные».

Николай Фоменко на съёмках «Беспринципных»

У всех, кто рос в 1990-х и 2000-х, с ним связана куча ностальгических воспоминаний. Речь не о том, что Фоменко был крутым советским рокером с группой «Секрет» и Максимом Леонидовым. Это уже коллективная память старшего поколения. Для тех, кто в разы младше Николая, он является приятным дядечкой, заходившим в сознание с разных ракурсов. Почему же его так любят?

Фоменко – легендарный комментатор

С 1998-го по 2003-й по ТНТ крутили передачу «Титаны рестлинга», где сражались такие суперзвёзды, как Халк Хоган. Рестлинг всегда был топовым развлечением для американских реднеков, но мало кто мог предсказать, как зайдёт это шоу в России. И оно могло бы провалиться, если бы не культовый комментарий Николая Фоменко.

Он давал эмоцию. Рестлинг – на 90% шоу, а единоборства укладываются в оставшуюся десятку. И нельзя комментировать шоу без помпы, криков и безумных восклицаний. «Вон он, Голдберг! Посмотрите на него! Человек ли это?! Зомби ли это?! Может быть, это последняя работа профессора Преображенского – кто знает?!»

Чепуха и отсебятина? Может быть. Зато какой вайб: зритель обязательно проникнется атмосферой бойцовского трэша. Фоменко и рестлинг подходили друг другу, как хлеб и колбаса. Сухую аналитику технических действий можете оставить профессиональному боксу, а битвам крашеных мутантов нужна харизма и энергия.


Крики Фоменко были не пустыми междометиями – их растаскивали на цитаты. Самая узнаваемая, конечно, «Ой-йойошеньки-йойой!» Её подхватили, кажется, даже актёры озвучания. Когда Николай называл Даймонда Далласа Пейджа словосочетанием «Пердун – народный чемпион», было не менее прекрасно. Хотя это был лишь правильный перевод клички конкретного рестлера. 

Да, возможно, рестлинг – странное начало для текста о человеке, который занимается музыкой, театром и фильмами, но это не биографическая справка. Гораздо важнее ощущение, которое давала персона Фоменко. Николай Владимирович для целого поколения был харизматичным мужиком и топовым комментатором.

Голос и выражения Фоменко полюбили. Многие годами верили, что Николай комментировал и старые бои бусидо, но на самом деле зрители просто не узнали тембр Михаила Захарова. Тот – ещё одна легенда радио и спортивного комментария.


В 1990-х Николай вёл безумное автошоу

Фоменко крепко связан с автомобильным миром. Об этой части его жизни чуть позже. Но просто знайте: Николай, помимо всего прочего, ещё и профессиональный автогонщик. В 1994 году он участвовал и побеждал в звёздных «Гонках на выживание», но это мелочи по сравнению с гоночными чемпионатами мира FIA GT. 

На протяжении почти всей своей карьеры Фоменко был не только актёром и музыкантом, но и редактировал автомобильные журналы и участвовал в продвижении талантливых гонщиков из России. Зная об этом, вокруг него часто выстраивали автомобильные проекты. Когда ведущий не только увлечён делом, но и умеет красиво говорить, это огромный плюс.

К сожалению, безумную передачу «Перехват» из середины 1990-х запомнили только избранные. А зря! Там участникам нужно было угнать машину (!) и скрываться от ГАИ на протяжении 35 минут. Призом была, собственно, та самая угнанная тачка.

Сложно представить похожий концепт на современном ТВ, а тогда казалось, что участникам в любой момент разрешат угнать любую припаркованную машину. Что вы хотели? Это девяностые! Получалось, что один из главных комедийных артистов страны тренирует автоугонщиков. Похоже, в чудовищных русских модах на GTA нам не хватало именно Николая Фоменко.

Фоменко – отец русского суперкара и ведущий Top Gear

Продолжаем автомобильную тему. Помните компанию Marussia Motors? В 2007-м Николай Фоменко и Антон Колесников основали её, чтобы в России появились свои спортивные автомобили. В основном всё строилось вокруг концептов, а серийных машин выпустили немного. Но идея впечатляла амбициозностью.

Фоменко при этом был не только медийным лицом, но и знал все детали проекта. Хочется верить, что Николай влиял на процессы, а это, учитывая его историю с автоспортом, вполне вероятно.

Интересно, что в сезоне 2012-2014 бренд участвовал в гонках Формулы-1. Но оставим эту историю: в то время Marussia была скорее британской командой с российским владельцем Андреем Чеглаковым, чем полностью местным проектом. 

В 2014 году компания обанкротилась, а владельцы суперкаров остались без технической поддержки. Но то, что бренд в какой-то момент вышел на солидный уровень при значительном участии Фоменко, очень круто. Автомобили Marussia к тому же успели засветиться в легендарной франшизе Need For Speed, что тоже приятно.

Этот кейс показывает ещё один феномен личности Николая. У него как будто было несколько дополнительных пар рук, чтобы успевать вообще всё. Хотя для многих достаточно и его кайфовых скиллов спикера.

Кстати, об этом. В 2009 году Николай был ведущим и главным лицом русской версии британского шоу Top Gear. Грубо говоря, Фоменко занимал место Джереми Кларксона. Жаль только, что амплуа Джеймса Мэя и Ричарда Хаммонда достались не столь большим харизматикам – Михаилу Петровскому и Оскару Кучере. 

Лицензию на русский Top Gear купил канал «Рен-ТВ», но шоу быстро свернули из-за низких рейтингов. Если вспомнить те выпуски, окажется, что передача не дотягивала до британского оригинала. Финансовые возможности «Рен-ТВ» не совпадали с BBC, а гостями проекта становились звёзды второго эшелона. 

Но спичи Фоменко держались на стабильно высоком уровне. Его было интересно слушать даже людям, далёким от автомобильного мира. Просто потому, что Николай красиво рассказывает и уверенно держится перед камерой. 

Фоменко – самый жёсткий судья в истории КВН

Подвиньтесь, Юлий Соломоныч! Сейчас-то мы прекрасно знаем, что в волшебной стране АМиК нельзя ставить командам плохие оценки. Все молодцы! Все выступали на уровне! А знаменитая двойка Гусмана осталась в далёком прошлом. Но когда в жюри сидел Николай Фоменко, всё было иначе.

Речь о сезоне 2014 года. Масляков пригласил Николая в жюри, но после наверняка пожалел об этом. Фоменко был большим комедийным актёром ещё во времена программы Игоря Угольникова «Оба-на!», где не стеснялись шутить про похороны еды. Он точно разбирался в юморе.

В отличие от большинства коллег, Фоменко не заискивал перед величием КВН. Он не только ставил двойки, но и не стеснялся доставать единицы. Однажды, кстати, у Николая забрали табличку с низшим баллом. Или он просто не смог её найти. И ничего – шоумен всё равно показал единицу с помощью пальца. Но главным хайлайтом КВН-карьеры Фоменко стала казнь всех команд.

«Очень плохо! Прям реально очень плохо! Ждёшь от вас, мучаешься, приходишь – и что это? Пони бегает по кругу! Хотелось бы разнообразия вашего творчества!»

Николай не просто раскритиковал выступление КВНщиков – он обратил внимание на важную деталь. Команды часто прячут слабый юмор за спецэффектами: танцами, песнями, звёздными гостями и детишками на сцене. В конце спича Фоменко добавил: «Никогда не прикрывайтесь детьми! Укупником – да. Детьми – нет!» 

После Николаю позволили отсудить ещё одну игру, но с тех пор его не видели в КВН. А позже он (вместе с Леонидом Ярмольником) жаловался, что формат Маслякова превратился из конкурса самодеятельности в тотальное облизывание власти с отсутствием острых шуток. Как правило, опытные зрители КВН вспоминают бунт Фоменко исключительно с респектом: столь жёсткие вещи в эфире «Первого» встречаются очень нечасто. Обычно уважаемые люди сидят и покорно улыбаются.

Фоменко-актёр не раздражает даже в провальных проектах

Свежайший пример – «Беспринципные». Это один из флагманских проектов «Кинопоиска», почему-то ставший сериалом не про жителей Патриарших прудов, а для них. Все персонажи во главе с героем Павла Деревянко – отвратительные мажоры, решающие исключительно мажорные проблемы. Получился и мир в себе, и новый «Духless», отражающий не дух эпохи, а нравы конкретной замкнутой тусовки.

Фото со съёмок «Беспринципных»

Генерал в исполнении Фоменко – единственный персонаж «Беспринципных», выглядящий и разговаривающий как живой человек. Его проблемам с женой даже можно посочувствовать, а сам Николай адекватно интонирует, не превращая каждую реплику в драматичную истерику. 

Киноактёру Фоменко редко достаются главные роли, но он поражал и в менее запоминающихся странных проектах. Помните эпоху бесконечных новогодних мюзиклов с Веркой Сердючкой, Максимом Галкиным и остальными? Среди них была приличная, пусть и дешёвая постановка «12 стульев».

Николай Фоменко и Илья Олейников

Фоменко играл там Остапа Бендера, а Илья Олейников – Кису Воробьянинова. Если абстрагироваться от трэшовых песен и других минусов, окажется, что их дуэт вышел чуть ли не более правдоподобным, чем у Миронова с Папановым. Особенно удачным оказался Фоменко-Бендер. Если бы нам показали не мюзикл, а большую экранизацию Ильфа и Петрова, он справился бы не хуже.

К сожалению, массовому зрителю достаются лишь небольшие кусочки актёрских работ Николая: маленькое камео в «Дне радио» или отличный директор лагеря в «Пищеблоке». Даже в провальнейшем «Человеке с бульвара КапуциноК» Фоменко смотрелся достойным характерным персонажем. Какая-то магия.

Приятно видеть, что в последние годы у него больше заметных проектов. Фильмография Фоменко из начала нулевых – абстрактные тайтлы, которые, кажется, не смотрел вообще никто. А «Почка», «Беспринципные», «Предпоследняя инстанция» и «Пищеблок» всё-таки обсуждаемые вещи. Удивительно, как может взлететь кинокарьера человека, которому скоро стукнет 60 лет. 

Феномен Николая в том, что его почти не за что критиковать

Он не занимает конкретную нишу. Сложно указать одним пальцем, что именно делает и делал Николай Фоменко в российской массовой культуре. Таких вещей слишком много, и они одновременно маленькие, уместные и сегментированные. А умение дозировать себя часто недооценивают.

Занимался автомобильными шоу, но не успел надоесть в этом жанре. Запомнился как нишевый, но отличный спорткомментатор. Вёл «Последнего героя», но лишь один сезон. В КВН взял короткую роль правдоруба, да и в других шоу оказывался адекватным судьёй. В кино скорее радует, но не частит. Не сошёл с ума, как многие звёзды советского рока, и не светился в скандалах.

Николая при этом приятно слушать – исключить можно разве что бумерские анекдоты на радио «Юмор FM». Но это не тот контент, на который можно упасть случайно, а тёмная область медиасферы для самых бесстрашных исследователей. Человеку в 59 лет можно простить, что он не пилит трендовый контент для молодых.

Но вы же разглядели слово «почти» в названии этого пункта? Снобизм – единственная неприятная черта Фоменко, которую можно разглядеть. Даже он не бросается в глаза, если вы встречаете Николая в сериалах или ностальгических нарезках. Но каждый, кто видел его интервью за последние пять лет (не считая разговора с Ургантом), мог заметить этот момент.

Современный Фоменко из тех людей, кто отрицает новое время. От него можно услышать дедовские заявления о молодёжи, которая «сейчас вся в телефонах», интеллигентское ворчание на «мещанскую культуру», обороты в стиле «как сейчас модно говорить» и странные заявления об актуальном юморе.

На канале «Мир-24» Николая спрашивали, что ему ближе: КВН или Comedy Club. Фоменко называл оба формата «Аншлагом» и Петросяном, но забыл остановиться и пожаловался, что его юмор не доходит до зрителей. Там ведь надо думать.

О чём же речь? Неужели об анекдотах с «Юмор FM»? Fomenko Fake Radio лучше среднего контента этой платформы, но ванлайны для «Русского радио» и сомнительные передачи на «Юморе» никогда не были большим искусством. Похоже, Николай Владимирович просто любит поворчать о том, что раньше было лучше.

Но даже снобские черты не делают Фоменко менее профессиональным спикером, способным красиво залететь в любой формат. Он – шоумен в широком смысле слова. У Николая был расцвет музыкальной карьеры, большой спортивный период, а теперь, уже в солидном возрасте, раскрывается и скилл талантливого характерного актёра. 

Если говорить о ностальгии, всем достались разные куски ретро-творчества Николая Фоменко. Гоночная история, рассказанная автолюбителем, будет звучать длиннее. О том, что Николай – легенда радио, не узнают те, кто слушает радиостанции только в такси. Но даже репутация топового спикера из прошлого, за которого редко бывает стыдно, это уже немало. В российской культуре дефицит персонажей, которых за много лет в игре никто так и не смог возненавидеть.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии