Вот кто умеет считать чужие деньги.

Если что-то и может проиллюстрировать конфликт зумеров и миллениалов, так это отношение к одежде. Поколение TikTok росло в мире больших ТЦ, фэшн-блогеров и онлайн-магазинов, где можно аккуратно подобрать себе что-нибудь. А небогатые дети девяностых и нулевых хорошо помнят, каково стоять на рыночной картонке, выбирая китайские джинсы.

Но можно ли в современной шмоточно-брендовой антиутопии говорить о дорогущей одежде без пафоса? Однозначно да. Ютуб-канал «Дымоход» превратил жанр человеческого анбоксинга в трэш-шапито, где одни люди в шоке смотрят на то, сколько другие тратят на одежду. Вы наверняка натыкались на такие ролики в ютубе или инстаграме. 

Что такое «Дымоход»?

Канал, ведущие которого ловят модных (и не очень) людей на улицах Москвы, чтобы задать им единственный вопрос: «Сколько стоит шмот?» Нарезки с хайлайтами постоянно светятся в инсте, а сами ведущие однажды объясняли детали своего проекта Алексею Пивоварову из «Редакции» в рамках шмоточного спецвыпуска.

Концепт простейший, но рабочий. Два-три года назад ролики «Дымохода» спокойно собирали миллионы просмотров. И это неудивительно: герои проекта иногда называют по-настоящему неприличные суммы за вещи. А публика всегда любила наблюдать, как кто-то считает чужие деньги.

Как правило, авторы «Дымохода» ловят своих жертв рядом с ЦУМом – чем выше цены, тем выше шансы встретить драматически богатого транжиру в коллабах за сотни тысяч рублей. 

Отдельный кайф – ролики с детьми-мажорами, спокойно говорящими в камеру: «Мама дала мне свою карту. Вот я и купил Louis Vuitton за триста косарей!» Ведущий с микрофоном лишь засыпает спикера вопросами, чтобы раскрутить его на цитаты. 

«Дымоход» говорит о дорогой одежде без глянца

Существует мнение, что, если вы считаете себя большим специалистом в моде, то должны разбираться в глянцевых журналах, знать кто является главой издательского дома Conde Nast и читать разборы коллекций от пафосных экспертов. И да, фэшн-мир шире, чем кажется со стороны. Но многие люди, которым просто интересна одежда, не готовы потреблять модный контент в таких количествах.

Важная черта «Дымохода» в том, что они говорят о шмотках простым языком. Иногда даже слишком простым, если учесть мажорных героев, употребляющих слова «людЯм» и «нужнО». Но дело в другом. Сам ракурс настолько примитивен, что позволяет без пафосных посредников посмотреть и послушать, на какую одежду люди тратят большие деньги.


Вайб «Дымохода» скорее антиглянцевый. Пока кто-то составляет лукбуки и рассказывает о знаменитых дизайнерах, подавляющая часть героев работает в режиме: «Ну я пошёл и купил». Да и показывают тут не только миллионеров, но и просто аккуратно выглядящих людей, одетых в шмотки из масс-маркета.

Шоу соблюдает принцип Дудя лучше, чем сам Дудь

Помните, как Юру постоянно травили за два вопроса? Один про мастурбацию, другой про доходы. Получается занятный парадокс: все вроде как стебут Дудя, но всё равно смотрят и ждут звенящих плашечек с текстом. Сам Юра как-то доказывал, что вопрос про чужие деньги не бестактен, апеллируя к журналу Forbes. «Дымоход» едет на том же топливе.

Но если у Дудя часто звучат заранее заготовленные ответы (гости знали, к кому идут), здесь много искренних реакций. Ведущий ловит модника рядом с местом преступления, разве что не заходит с ним в примерочную.

Почти все герои охотно рассказывают о своём шмоте. Почему? Все любят хвастаться одеждой. Конечно, есть и те, кто предпочитает один и тот же лук, как Марк Цукерберг, но тут важен другой механизм. Во-первых, люди расценивают такие вопросы как комплимент.

Во-вторых, между «Мой лук стоит два миллиона» и «Да я одет из сэшки, прикинь? Полтора косаря за всё» очень условная разница. Одни хвастаются достатком, другие хитростью и умением подобрать красивую одежду за небольшие деньги. А если бы героев попросили открыть кошелёк и посчитать кэш, напряглись бы и те, и другие. 

Юрий Дудь был бы счастлив, если бы ему так воодушевлённо помогали считать чужие деньги. Людей не смущает даже то, что со стороны «Дымоход» выглядит как дисс на мажоров – они всё равно радостно кидают понты, а иногда чуть ли не сами бегут к камере. «Мама, я в телевизоре!»

Суть «Дымохода» – цирк с богачами

Можно сколько угодно притворяться, что канал «Дымоход» и передача «Сколько стоит шмот?» – контент для модников. Но все прекрасно понимают, что это неправда. На самом деле концепт шоу – зоопарк с мажорами, а в хайлайты никогда не попадали люди, одетые за обыкновенные деньги.

Первый маркер, что всё это ширма – комментарии. Там регулярно льётся гнев и стёб, омывающий самые смешные моменты. Например, девушку, которая заработала на бриллианты на ставках. Или всех, кто называет космические суммы, а после вспоминает: «Ой, подарили». Про золотых детей и говорить нечего.

Жаль только, что в последнее время на канале стало слишком много блогеров и стримеров. Амиран Сардаров, Некоглай, А4 – как будто звёзды рунета купили рекламную интеграцию в цирке. 

«Дымоход» – антоним передачи «Секретный миллионер» на «Пятнице!» Там богачи притворяются бомжами, чтобы в конце поплакать и выйти к вайбу: «Богатые тоже люди!» А «Дымоход» рассказывает, что в ЦУМ ходят инопланетяне. Но без цинизма. Если и пытаться вычленить какую-то басенную мораль, она скорее всего будет говорить, что вещи – это просто вещи.

Или ещё один ракурс. Инвентаризация шмоток у ЦУМа – «Реутов ТВ», где Викторы ДеЛюксы и Алексы Бентли оказываются по другую сторону микрофона. Формат мегаудачный: он даёт экзотический контент малыми выразительными средствами. И учит, что человек с микрофоном не всегда запугивает прохожих. Даже если вам плевать на шмотки, у «Дымохода» есть чему поучиться. 

Шоу работает так, что каждый увидит в нём что-то своё. Кто-то будет всерьёз оценивать луки и наличие вкуса. Кто-то – по-провинциальному злиться из-за мажоров с деньгами. Но «Сколько стоит шмот?» можно использовать и как экзотический подвид комедийного шоу с неловкими мини-интервью. Мы настаиваем на последнем варианте.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии