Ничего хуже вы не увидите ещё очень долго.

В российском кино долгое время не было успешных блокбастеров. В начале нулевых выстрелили «Ночные дозоры», а после – тишина и бесконечная карусель жёсткой реалистичной бытовухи. Теперь ситуация меняется. Фёдор Бондарчук, например, заставил зрителей говорить о «Притяжении» и «Вторжении». Да, не очень лестно, но попытка засчитана. А «Майор Гром» с оговорками, но оправдался за супергеройский позор «Защитников».

Фантастика с супергероикой потихоньку просыпались, а мир русского фэнтези оставался заложником ужасного бэкграунда с «Волкодавом» и сказками в духе «Последнего богатыря». Но в конце января 2022 года на «Кинопоиске» состоялась премьера «Этерны» – масштабного и (вроде как) дорогого полотна, которое могло бы стать русским «Властелином колец» или «Игрой престолов». Спойлер: точно не станет.

Пока нам показали лишь первую полуторачасовую серию, а следующая выйдет только через год, но с точки зрения качества «Этерна» – чуть ли не главный провал в истории «Кинопоиска». Смотреть это всерьёз смогут только психи. Что же пошло не так?

Что такое «Этерна»?

Экранизация романов писательницы Веры Камши «Отблески Этерны». Позиционировалось всё как мощнейшая фэнтези-сага – правда, с закрытым от чужих глаз бюджетом. Учитывая, что в России попросту нет истории успешных проектов этого жанра, вряд ли кто-то ждал мегахита. Но казалось, что это будет амбициозная попытка. Особенно с учётом большей смелости стримингов по сравнению с консервативным кинотеатральным прокатом. 

В начале было непонятно, о чём конкретно будет рассказывать «Этерна». Вера Камша – всё-таки не Джордж Мартин, чтобы под рукой сразу нашлись читатели-энциклопедисты. Но если следовать описанию, это история двух людей, один из которых должен вернуть трон местного государства своей семье, а другой – очистить имя, пострадавшее из-за отца-мятежника. Намечалось высокополитическое фэнтези вроде «Игры престолов». И вы ещё не представляете, насколько это сравнение далеко от реальности.

Фото со съемок «Этерны»

Интересно, что на первых ролях практически нет известных актёров. Юрий Чурсин снимался везде, но он не тот человек, которого зрители узнают моментально. Из основного состава в прайме находится разве что Сергей Гилёв – бывший сотрудник Sports.ru времён Дудя и звезда сериала «Чики».

В фильме ничего непонятно

Чего у «Этерны» не отнять, так это её полнейшней непробиваемости. С первых кадров на нас нападает закадровый голос, объясняющий многолетнюю предысторию местной вселенной. Ужасное решение, пришедшее как будто из 1980-х, когда Арни Шварценеггер играл Конана. Но в нашем случае всё гораздо плачевнее.

Фото со съемок «Этерны»

Проблема даже не в том, что закадровое объяснялово лора – ленивый приём, нарушающий правило «показывай, а не рассказывай». Во «Властелине колец» тоже была похожая вставка в начале. «Этерна» закидывает зрителя терминами, значения которых он пока не понимает. И это не заканчивается. 


Нам говорят, что Кэртиана процветала, пока мир не оставила четверка богов-создателей. Потом сообщают о Великом Изломе, короле Ракане, Повелителях, Олларе-Завоевателе, священном городе Агарис и выжившем наследнике Робере. Прошло три минуты, а уже пора собирать консилиум этернологов, чтобы они внятно объяснили, что вообще происходит. Как будто кто-то намеренно усложнил фабулу мультика «Аватар: Легенда об Аанге»: «Когда-то четыре народа жили в мире, но потом народ Огня развязал войну!»

«Аватар: Легенда об Аанге»

Иногда от такой болезни страдают видеоигры. В изометрической RPG Pillars of Eternity экран создания персонажа тоже кишит лором, пока что не имеющим для игроков никакого смысла. Правда, всё это чисто факультативный материал, а изучение мира будет плавно намазано на сюжет уже самой игры. Может, «Этерна» тоже всё объяснит?

Но нет. После графонистого пролога следует битва, похожая скорее на сходку реконструкторов. И в ней нереально понять, кто с кем сражается и где хорошие парни. А термины только продолжают сыпаться: гоганы, Гальтара, Талиг, Надор, олларианство. Персонажи разбрасываются ими, как у себя на даче, не заботясь о зрителях.

Фото со съемок «Этерны»

Сравните это с первой серией «Игры престолов». Да, у HBO и Мартина тоже сложный политический замес с кучей неологизмов, но сериал стартует с практически хоррор-сцены, а важных персонажей вводит постепенно. Нам дают понять, что белые ходоки – что-то страшное, но не объясняют их историю полчаса, иначе бы все заснули. 

Создатели не понимают, что делает хорошее фэнтези хорошим

Начнём с того, что фэнтези изначально – довольно маргинальный жанр. Тайтлы с мировым успехом можно пересчитать по пальцам одной руки, а в остальном фэнтезийная литература привлекает специфическую категорию людей. Основная сложность тут в том, что у читателя/зрителя нет шансов опереться на что-то из реальной жизни, а значит нужно поработать над объяснениями.

Внимательно отсмотрев первую часть «Этерны», я до сих пор не уверен, что понимаю хотя бы половину происходящего. Да, линия чуваков, которые поступили в школу оруженосцев более-менее ясна, но всё, что происходит вокруг – набор вопросов, на которые не хочется искать ответ. «Этерна» не даёт ни одной вменяемой причины заинтересоваться ею.

Теперь присмотримся к мировым хитам. «Властелин колец» и «Игра престолов» считаются эталоном жанра уже потому, что даже незаинтересованным людям тяжело спрятаться от успеха этих франшиз. Что же сделало их великими?

«Властелин колец»

С Толкиеном вроде бы всё понятно: без него у жанра не было бы фундамента. Но если отбросить все названия, детали и лор местных рас, окажется, что в основе «Властелина колец» лежит простая история. Всё легко объясняется на пальцах. Герои несут кольцо в Мордор, потому что это единственный шанс его уничтожить. Если не получится, миру конец. Вот и всё.

Всего два предложения, после которых даже самых далёкий от жанра человек начнёт понимать, что происходит и какие тут ставки. А какие ставки в «Этерне»? Паренёк не сможет очистить репутацию своего рода? Ну и что? Непонятно. 

«Игра престолов» тоже проще, чем может показаться. Со стороны она выглядит как мегазапутанная политическая история, требующая максимального внимания к деталям. Но это ложное ощущение. Да, часть хайпа Game of Thrones основана на том, что, в отличие от привычных фэнтезийных сказок, произведение Мартина не стесняется жестить и убивать номинально главных героев. Это правда, но даже в этом адском замесе всё происходящее можно свести к единственному вопросу: «Кто в итоге сядет на трон?»

«Игра престолов»

«Игра престолов» окружает деталями болезненно простую интригу, которую можно объяснить даже ребёнку. «Этерна» же состоит из абстракций и терминов, сюжет скачет от одного персонажа к другому, но никто не рассказывает, почему это важно. Создатели этого полуфильма-полусериала забыли мотивировать зрителя на дальнейший просмотр. Зато тут есть постоянное чувство, что ты ворвался в разговор двух профессоров истории Древней Монголии на середине и лишился всех шансов уловить суть.

«Дюна»

За схожую проблему критиковали и «Дюну» Дени Вильнёва. И не просто так – оригинальные романы Фрэнка Герберта долго раскачиваются и заставляют учить терминологию, отличать фременов от сестёр Бене Гессерит и Харконненов от песчаных червей. Но всё это происходит размеренно и последовательно, в едином стиле и темпе, поэтому зритель спокойно доживает до момента, когда пазл складывается. Все детали важны, а подают их до мурашек красиво. Может быть, у «Этерны», как и у «Дюны», полный порядок с эстетикой?

«Этерна» выглядит жалко и дёшево

Мы уже упоминали схватку, которая кажется менее эпичной, чем сходка ролевиков из сериала «Соколиный глаз». Но масштабы – не главная проблема «Этерны». И графика, и декорации выглядят так, будто фильм снимали в начале двухтысячных. Запороты даже такие базовые вещи, как одежды персонажей.

Фото со съемок «Этерны»

Всё время складывается ощущение, что актёров одевали как на детский утренник. Какие-то блестящие блузы и непонятные доспехи, оставшиеся, наверное, ещё с советской экранизации «Трёх мушкетёров». Хотя даже в недорогих тайтлах из прошлого, вроде «Великого Мерлина» с Сэмом Нилом, костюмы выглядели поношенными и функциональными.

Отдельная тема – причёски. Я не хочу знать, есть ли в фэнтезийном мире «Этерны» плойка или аппараты для химзавивки, поэтому оставлю героинь в стороне. Обойдёмся всего одним вопросом. И хотелось бы услышать цензурный ответ. Итак, внимание: что на голове у этого мужика?

Графика тут менее живая, чем в «Последнем богатыре». Можно предположить, что «Этерна» гораздо дешевле, но тогда возникнет новая серия неприятных вопросов. Зачем пихать в кадр столько зелёного экрана, если вы не можете заставить локацию выглядеть настоящей. Если бюджет небольшой, зачем брать эпическую многокнижную сагу вместо камерных произведений в компактных декорациях?

Как будто кто-то недооценил свои силы и решил проглотить слишком большой кусок. Но если вы хоть раз заходили в книжный магазин, то знаете, что полки ломятся от других работ русских фэнтези-писателей со смешными фамилиями. Что-нибудь бы точно нашлось.

Конечно, слабый визуал – не приговор. Особенно когда речь идёт о жанре, в котором у российских сценаристов, режиссёров и операторов не так уж много опыта. Те, кому зашёл «Пищеблок», легко простили сериалу чудовищно нарисованную схватку с главным вампиром. Но когда всё это накладывается на историю, за которой невозможно следить, получается совсем уж грустная ситуация. 

Почему «Ночной дозор» получился, а «Этерна» нет?

Хватит ориентироваться на западное кино. «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова был снят по роману Сергея Лукьяненко и получился действительно удачным. Что в нём такого, чего нет у «Этерны»? Если коротко: то почти всё.

Константин Хабенский на постере «Ночного дозора»

Во-первых, «Дозор» в своей основе тоже содержит понятную сюжетку. Настолько, что группа «Uma2rman» смогла уложить её в песню. Жил-был на свете Антон Городецкий и далее по тексту. Разобраться очень легко, но это не главное.

«Дозоры» – урбан-фэнтези, привязанное, с одной стороны, к современной реальности, а с другой – к народной мифологии. Только снято всё очень блокбастерно. Поэтому всем и запомнилась сцена, где Жанна Фриске едет на «Мазде» вверх по зданию гостиницы «Космос».

Посмотрите на фантастические произведения, снятые в России, которые можно назвать хотя бы наполовину удачными. «Перевал Дятлова» крутится вокруг одной из главных конспирологических загадок страны, «Территория» основана на коми-пермяцких мифах, «Топи» рассказывают про русскую хтоническую глушь, а «Пищеблок» – больше про СССР, чем про вампиров. В каждом из этих случаев есть за что зацепиться, а вселенная «Этерны» просто висит в воздухе.

Фото со съемок сериала «Сергий против нечисти»

Более того, почти в одно время с «Этерной» на KION вышел убойно-странный сериал «Сергий против нечисти». Там бывший священник прячет осиновый кол в бейсбольной бите, борется с ведьмами и домовыми, а собранные с тварей трофеи продаёт специальному дилеру. Трэш, но гораздо более удачный, чем «Этерна».

Отчасти потому, что русскому зрителю легче донести урбан-фэнтези, а отчасти из-за процедуральной концепции «одна серия – один монстр». Если вы ставите перед собой простую задачу, провалиться будет намного сложнее. И в будущем создатели «Сергия» смогут выдать что-то покруче, чем славянскую вариацию «Сверхъестественного».

Или даже «Майор Гром», ставший первой экранизацией комиксов Bubble. Помимо суперкопа, в издательстве выпускают такие серии, как «Инок» и «Бесобой». Судя по всему, в будущем их тоже планируют перенести в кино. Шансов на то, что получится хорошо, изначально гораздо больше, чем у «Этерны» – суть условного «Бесобоя» не только в бессовестной кальке на «Хэллбоя», но и в сочетании славянских мифов с городским комиксом.

Теперь вернёмся к «Ночному дозору». Это ведь тоже был рискованный проект, снятый практически без опыта и в подобном жанре. Но он получился. Причин на то несколько. Бекмамбетову доверили большой бюджет и звёздных актёров, о чём «Этерна» может только мечтать. Но главным образом «Дозор» получился, потому что, помимо амбиций, у него был фундамент и правильные крючки для зрителя.

Теоретически «Этерну» (или другую экранизацию русского фэнтези) могли бы сделать хорошо. Но прежде, чем браться за что-то гигантское, нужно сначала разобраться с простейшими аналогами. Особенно в таком абстрактном жанре. Этого сделано не было, поэтому нам показали невероятно сырой эксперимент. И, к сожалению, это ещё не всё.

Несмотря на провал, «Этерна» нужна

Мы все хотим, чтобы российское кино было разнообразным. Всем давно надоели бандиты, менты, олигархи, военные в горячих точках и хтонические грусть-фильмы в стиле Юрия Быкова, где персонажи нужны, чтобы охать и причитать о тяжести жизни. Хочется веселья, трэша и хоть какого-то проявления фантазии. И всё это будет. Но сильно позже.

Беда в том, что российское кино всё ещё находится в зачаточном состоянии. Модные стриминги только-только научились ходить, а зрители без ворчания отдавать за них деньги. И мы уже нападаем на них, требуя качества, сопоставимого с Netflix, HBO и Disney+. А это пока просто невозможно.

Шоураннеры Евгений Рене и Евгений Баранов на съемках «Этерны»

Кайфовый и приятный «Кинопоиск» при всех стараниях пока не произвёл ни одного хита на все времена. Хотя его амбиции и возможности растут с каждым годом. А сделать большую сагу в неразработанном жанре – ничего себе амбиция. Чтобы всё это стало реальностью, производители русской фантастики, фэнтези, хорроров и другого жанрового кино, должны набить огромное количество шишек. Превратиться в индустрию с богатой историей хайлайтов и факапов.

«Этерна» – один из таких этапов. Сырой и практически несмотрибельный, но всё равно ведущий куда-то в светлое будущее, где качественный российский кинокомикс или фэнтези-сага будут восприниматься не как исключение. Возможно, в России никогда не будет своей «Игры престолов» – слишком уж это специфическая история успеха. Но нас ждёт ещё много «Этерн». И лучше принять этот факт заранее. 

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии